Основные фазы экономического цикла и их специфика в национальной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что экономика постоянно находится в динамичном состоянии и ее целью является достижение высокого уровня благосостояния населения, а регулирование экономики в зависимости от фазы цикла имеет непосредственное отношение к решению этой задачи.
Предмет исследования – экономический цикл.
Для написания работы исследовались следующие методы исследования: метод описания, графический, метод сбора фактов, статистический, систематизации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, метод группировок.
Цель написания работы – изучить основные фазы экономического цикла и их специфику в национальной экономике Республики Беларусь.
Задачами исследования являются:
• Изучение понятия экономического цикла, определение его фаз, критериев выделения и современных особенностей.
• Изучение факторов влияющих на формирование верхних и нижних поворотных точек.
• Изучение экономического кризиса 2008-2009 гг. и его последствий в 2010-2011 гг. для Республике Беларусь, определение его причин, а также мер правительства и их эффективности.

Содержание

Введение.………………………………………………………………….....
Глава 1. Основные фазы цикла: понятие, критерии выделения и современные особенности………………………………………….…………….
Глава 2. Поворотные точки экономического цикла…………..…………..
Глава 3. Экономический кризис 2008-2009 гг. в Республике Беларусь: причины, меры правительства, их эффективность и последствия для национальной экономики в 2010-2011 гг………………………….…………..
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovoy_tselikom.docx

— 77.83 Кб (Скачать файл)

В 2009 году усилились риски, связанные с операциями на внутреннем финансовом рынке Республики Беларусь. Девальвационные процессы 2009 года оказали существенное влияние на соотношение доходности рублевых и валютных депозитов. Всплеск рублевой доходности вкладов в иностранной валюте,  последовавший после одномоментной девальвации в январе 2009 г., наряду с ростом девальвационных ожиданий способствовал временному падению интереса вкладчиков к осуществлению сбережений в национальной валюте.  При этом негативные тенденции в сберегательном процессе имели место преимущественно в начале года.  Ужесточение процентной политики Национального банка привело к постепенному восстановлению доверия к белорусскому рублю как к средству сбережения.  Уже во втором полугодии 2009 года произошло постепенное восстановление прироста рублевых вкладов при одновременном замедлении роста валютных вкладов.  По итогам 2009 года доходность депозитов в белорусских рублях превысила рублевую доходность валютных вкладов.

Снижение устойчивости платежного баланса сыграло определяющую роль в формировании высокого уровня чистого спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Беларуси. После значительного ухудшения в конце 2008 года ситуация на внутреннем валютном рынке к середине 2009 года несколько улучшилась. [15]

 

Таблица 3.1. - Основные показатели внешней торговли активов Республики Беларусь в 2008–2011 гг. [14]

 

(в млн. дол. США)

 

2008

2009

2010

2011

Объем внешней торговли Республики Беларусь

71 952

49 873

60 168

87 178

экспорт товаров

32 571

21 304

25 284

41 419

импорт товаров

39 381

28 569

34 884

45 759

сальдо

-6 810

-7 265

-9 600

-4 340


По данным таблицы 3.1. в Республике Беларусь наблюдается отрицательный платежный баланс с пиком в 2010 году. На результаты внешней торговли оказали негативное влияние ряд факторов:

- мировой финансовый кризис, в результате которого покупная способность стран приобретающих белорусскую продукцию снизилась;

- зависимость белорусского экспорта от импортного сырья;

- высокая энергоемкость производства;

- уменьшение  золотовалютных резервов.

 

Золотовалютные резервы Республики Беларусь

В период мирового финансового кризиса одной из гарантий стабильности для национальных финансовых систем является формирование золотовалютных резервов, соответствующих масштабам национальной экономики и степени ее вовлеченности в процесс международного движения капитала. Различают резервы в национальном определении и в определении Международного валютного фонда. В состав последних входят наиболее ликвидные активы – мировые валюты и монетарное золото (в слитках и монетах). В составе резервов в национальном определении в Республике Беларусь учитываются не только резервные валюты и золото, но и другие драгоценные металлы и драгоценные камни.

По оценкам ведущих экономистов, политика последовательного накопления резервов позволяет задействовать три механизма, способных решить проблемы внутреннего и внешнего рынков в национальной экономике Беларуси и, следовательно, инициировать экономический рост:

- увеличение  рентабельности за счет девальвации  национальной валюты, приводящей  к падению относительных цен на товары и реальных размеров заработной платы;

- стимулирование  экспорта;

- улучшение  инвестиционного климата.

Таблица 3.2 - Динамика международных резервных активов Республики Беларусь в 2008–2011 гг. (в млн. дол. США) [3]

 

2008

2009

2010

2011

Величина резервов в международном определении

4182,2

3061,1

5652

5030,7

Величина резервов в национальном определении

4992,7

3662,2

5978,5

6155,3


 

В последние годы основным источником пополнения золотовалютных ресурсов нашей страны стали иностранные кредиты, в том числе кредиты Международного валютного фонда (МВФ). Кроме того, с 2010 г. Республика Беларусь приступила к размещению еврооблигаций, средства от реализации которых также используются на эти цели. Существенное негативное влияние на величину резервных активов в этот период оказали увеличение отрицательного сальдо платежного баланса,

а также мировой финансовый кризис, приведший к снижению объемов экспорта.

Чтобы не допустить оттока валюты из страны, в 2011 г. на валютном рынке Беларуси был введен ряд ограничений. К ним относятся: запрет на авансирование импорта за счет валютных кредитов, значительное увеличение для импортеров биржевого сбора по операциям с иностранной валютой и введение запрета предприятиям покупать на внутреннем рынке иностранную валюту для импорта оборудования, стоимость которого превышает 50 тыс. евро.

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 г. предусматривается увеличить международные резервные активы страны рассчитанные по стандартам МВФ, не менее чем на 1,2 млрд дол. США на основе улучшения состояния платежного баланса и привлечения прямых иностранных инвестиций.

К основным функциям золотовалютного резерва страны относятся:

- осуществление платежей в иностранной валюте, которые могут относиться к компетенции Национального банка (в том числе платежей по обслуживанию внешнего государственного долга);

- поддержание уверенности в способности государства исполнять свои обязательства;

- защита и обеспечение устойчивости национальной валюты путем проведения интервенций для поддержания ее курса.

Выполнение данных функций зависит от достаточности объема золотовалютного резерва. [3]

Бюджетно-налоговая политика.

В качестве основного мероприятия в области налоговой политики в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %. Однако важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот. Одновременно намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет.

При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – 28,2% к ВВП.

В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики.

Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2012 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 35% затрат на оказание услуг. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

Доведение до себестоимости оплаты населением ряда услуг позволит создать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, привлечь к их предоставлению частный бизнес и, в конечном итоге, будет способствовать сокращению затрат по их оказанию. Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта будет сопровождаться мерами по повышению социальной защиты населения. Социальная поддержка будет оказываться только в рамках адресных программ помощи нуждающимся. Средства на поддержку будут выделяться тем, кто по объективным причинам не может заработать их сам. Соответствующие расходы в бюджете предусматриваются в необходимом объеме. Пока же неэффективная система социальной поддержки сдерживает реформирование экономики и снятие ограничений в ценообразовании.

Задача бюджетной политики – повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций. [2]

 

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008-2011 годы.

2008 год:

- создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования;

- минимизация последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом. [5]

2009 год:

-обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности  в условиях негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса.

[6]

2010 год:

-обеспечение  финансовой стабильности и снижение  внешних дисбалансов. [7]

2011 год:

-Снижение  внутренних и внешних дисбалансов  в экономике. [8]

 

 

Ставка рефинансирования:

В первом полугодии 2008 года ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10 процентов годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и дальнейшего стимулирования роста вкладов населения и организаций в банках Национальный банк постепенно повысил ее до 12 процентов годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,3 процента годовых против 10,5 процента годовых в 2007 году. В реальном выражении за 2008 год с учетом более высоких по сравнению с 2007 годом темпов инфляции ставка рефинансирования сложилась на отрицательном уровне (минус 2,2 процента годовых). [5, с. 20]

В целях снижения инфляционного и девальвационного давления, обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля, дальнейшего стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена.

С 1 декабря 2009 г. вследствие замедления инфляционных процессов, стабилизации ситуации на депозитном рынке и в целях повышения доступности кредитов (при сохранении привлекательности депозитов в национальной валюте в банках) Национальный банк осуществил снижение ставки рефинансирования на 0,5 процентного пункта, установив ее на уровне 13,5 процента годовых. В реальном выражении  за 2009 год ставка рефинансирования сложилась на положительном уровне 4,2 процента годовых (за 2008 год – на отрицательном уровне минус 2,2 процента годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции процентные ставки по операциям Национального банка понижены на 2 процентных пункта.

 Регулирование денежного предложения и текущей ликвидности банков осуществлялось с использованием механизма обязательного резервирования. Для поддержания текущей ликвидности банков, а также создания более благоприятных условий для привлечения рублевых средств населения как  важного источника кредитования экономики в 2009 году снижен норматив резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. [6, с. 20-21]

Использование и развитие инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению приоритетной цели монетарной политики.

В 2010 году Национальный банк широко использовал процентную ставку в качестве операционного инструмента воздействия на денежно-кредитную сферу.

Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13.5 процента годовых на начало 2010 года до 10.5 процента годовых на 1 января 2011 года.

С целью расширения возможности банков по регулированию собственной ликвидности за счет использования фонда обязательных резервов в условиях ограниченности обеспечения, необходимого для получения рефинансирования Национального банка, норматив фиксированной части резервных требований снижен с 40 до 10 процентов. [7]

Информация о работе Основные фазы экономического цикла и их специфика в национальной экономике Республики Беларусь