Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:27, контрольная работа
По имеющимся прогнозам, до 2015 – 2020 гг. ВВП Западной Европы будет расти умеренными темпами, скорее всего в пределах 2,5% - 3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответствующих показателей двух других «центров силы». При таких темпах экономического роста нынешняя острота проблемы занятости сохраниться или даже чуть увеличиться. Численность занятых в Западной Европе, составившая в 1997 г. около 136 млн. человек, к 2015 г. возрастет не более чем на 1-2 млн. человек. Поскольку можно ожидать гораздо большего роста самодеятельного населения региона, в основном за счет притока рабочей силы из третьих стран, на пути которого весьма затруднительно будет поставить непроницаемые «шлюзы» и барьеры, проблема безработицы, видимо, ляжет еще более тяжёлым бременем на социальную и финансовую системы Старого Света.
Введение
1. Западноевропейский центр: динамика развития
2. Североамериканский центр: тенденции развития
3. Азиатско-тихоокеанский центр: динамика и тенденции развития
4. Сравнительный анализ роли и места 3-х центров в развитии мирового хозяйства
Однако в 1994 – 1995 гг. в Мексике
разразился новый экономический
кризис. Его причины, включая чрезмерное
привлечение иностранного капитала
в виде краткосрочных портфельных
инвестиций спекулятивного характера
без должного государственного контроля
за ними, характерны для экономики
многих развивающихся стран, в том
числе и азиатских, испытавших на
себе последующий кризис 1997 г. Так, мексиканское
правительство ещё в конце 80 –
х в погоне за иностранными инвестициями
стало спешно проводить (без учета
последствий) политику открытия фондовой
биржи для иностранных
Непосредственным импульсом к кризису 1994 – 1995 гг. явилась девальвация песо, провиденная правительством Мексики в конце 1994 г. в целях содействия развитию экспорта и защиты национальных производителей от чрезмерного импорта. К этому экономическому фактору присоединился политический – крестьянско-индейские волнения в самом бедном штате Чьяпас. Первым проявлением кризиса стало начало бегства иностранных спекулятивных капиталов из Мексики, вызванное опасениями за экономическую и политическую стабильность в стране. В течении 1995 г. из страны было изъято около 10 млрд. долл. Массовый перевод средств за границу привел к кризису банковской системы, следствием которого явилось банкротство ряда коммерческих банков и сокращение валютных резервов страны.
Кризис 1994 – 1995 гг. грозил значительными потерями иностранным, в первую очередь американским инвесторам. США поспешили на помощь Мексике как партеру по НАФТА, а также, чтобы продемонстрировать свою роль инициатора общеамериканской зоны свободной торговли под эгидой США. Вместе с МВФ Соединенные Штаты Америки приняли срочные меры по спасению американской экономики выступили гарантами пакета помощи в 51 млрд. долл.
Американские корпорации стали
основными бенефициарами
Долларовые влияния в Мексику обусловили сравнительно быстрый выход страны из кризиса. Падения производства в 1995 г. на 6,6% и инфляции в 52% сменилось приростом выпуска продукции в 1996 г. на 5,2% и снижением инфляции до 17%. Превышение экспорта над импортом, начиная с 1995 г., способствовало росту платёжеспособности страны. Внешняя задолженность сократилось со 160 до 156 млрд. долл. Правда, остался высокий уровень безработицы – свыше 20% экономически активного населения, и государство пока ещё не создало эффективного механизма защиты населения от безработицы.
Перспективы дальнейшего развития экономики Мексики довольно неопределенны в связи с тем, что главным фактором стабилизации хозяйства остается внешнее финансирование. Выход из кризиса был обусловлен пролонгированием ранее полученных кредитов. Громадный внешний долг продолжает висеть над экономикой страны, усиливая её зависимость от конъюнктуры мирового хозяйства.
3.Азиатско-тихоокеанский
3.1 Япония
3.1.1 Современные тенденции развития
Темпы экономического роста послевоенной
Японии, достигнув наивысшего значения
в 50-х гг. (среднегодовой прирост
ВВП составлял 14,9%), показали долговременный
понижающийся тренд: в 60-х гг. - 11,3%; 70-х
- 4,5%; 80-х - 3,8%; 90-х- 1,8% (оценка). За понижающимися
темпами роста стоит смена
эталон экономического развития страны.
Можно выделить следующие этапы:
реформы первых послевоенных лет (1946—1952
гг.), период высоких темпов (1955—1973 гг.),
период адаптации к росту цен
на ресурсы сырья и топлива
и интернационализации
Современные тенденции социально-
Темпы экономического роста послевоенной
Японии, достигнув наивысшего значения
в 50-х гг. (среднегодовой прирост
ВВП составлял 14,9%), показали долговременный
понижающийся тренд: в 60-х гг. - 11,3%; 70-х
- 4,5%; 80-х - 3,8%; 90-х- 1,8% (оценка). За понижающимися
темпами роста стоит смена
эталон экономического развития страны.
Можно выделить следующие этапы:
реформы первых послевоенных лет (1946—1952
гг.), период высоких темпов (1955—1973 гг.),
период адаптации к росту цен
на ресурсы сырья и топлива
и интернационализации
Послевоенные экономические реформы
После поражения Японии во Второй
мировой войне американская
оккупационная администрация
Далее, была проведена аграрная реформа
с ликвидацией крупных владений
и массовой перепродажей земли, что
привело к созданию мелких независимых
фермерских хозяйств. Оккупационные
власти также перестроили систему
государственных предприятий и
предприняли финансовое оздоровление
частных корпораций и банков.
Они провели налоговую реформу,
которая обеспечила
Без всех этих реформ «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться.
Период высоких темпов роста
Это был период, когда Япония преодолевала
свое техническое отставание от наиболее
развитых стран и осваивала технологии
массовой переработки сырьевых и
топливных ресурсов и массового
стандартизированного выпуска готовых
изделий. В 50-х гг. были реконструированы
предприятия черной металлургии, угольные
шахты и электростанции и заново
построен разрушенный во время войны
торговый флот. В 60-х гг. на базе конверсии
военных предприятий и нового
промышленного строительства
Главным направлением в перестройке отраслевой структуры было создание на новой технической основе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Это направление было продиктовано сочетанием следующих факторов: дешевая, хорошо обученная и обильная рабочая сила; отсутствие собственного сырья и топлива; доступность новых технологий; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений.
Бюджет страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к внутренним заимствованиям. У страны не было сколько-нибудь значительной внешней задолженности и, кроме. нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном коп-троле над всеми внешними связями (см. ниже). Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования, удерживая ставки по ссудам ниже равновесного уровня. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками.
Послевоенный «бум»
На макроэкономическом уровне главной составной частью совокупного спроса были личные потребительские расходы населения, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18—20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство. Пока Япония не построила на основе технического обновления конкурентоспособные экспортные отрасли, главным ограничителем роста было состояние внешних расчетов. При фиксированном курсе иены, который существовал в 1949—1971 гг. в рамках Бреттон-Вудской валютной системы, на высших точках промышленного подъема вырастал объем импорта, а не цены импортных товаров, как это было бы в случае свободного курса иены, и баланс по торговле, и платежный баланс по текущим статьям сводились с дефицитом.
Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, т.е. осуществлялась - промышленная политика. Ее важнейшим инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта, что означало практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде отраслей (в нефтепереработке,- нефтехимии, банковской деятельности и страховании). Специфический японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того момента, как на внутреннем рынке страны возникал достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отраслей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологий, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Промышленная политика опиралась на групповое поведение предприятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала предприятиям индивидуальных льгот.
К концу 60-х гг. в Японии был создан
промышленный потенциал для конкурентоспособного
экспорта. По мере того как продукция
обновленной промышленности выходила
на международные рынки, внутренний рынок
открывался для конкуренции иностранных
товаров. В середине 60-х гг. исчезли
периодические дефициты
Период структурной адаптации и интернационализации
В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973—1974 гг. импортные цены выросли в 2,1 раза, в 1979—
1980 гг. - на 8.6%.
t К тому же в 70-х гг. были исчерпаны резервы экстенсивного роста путем привлечения новых ресурсов рабочей силы и обновления товарной номенклатуры промышленной продукции. Экологические трудности в конечном счете привели к удорожанию капитального строительства. Поднялся уровень заработной платы, дороже стало оборудование новых рабочих мест. В результате экономика вступила на путь сбережения ресурсов и капиталоемкого роста. Хотя темп роста снизился более чем наполовину, норма накопления осталась очень высокой (около 30% ВВП).
Промышленность Японии начала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для форсирования их развития была осуществлена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.
По «структурно депрессивным» отраслям в 1978-J 988 гг. были выполнены две пятилетние программы, которые помогли частично свернуть те отрасли, где положение предприятий было наиболее тяжелым: выплавка алюминия и мартеновской стали, производство химических удобрений и волокон на нефтяной основе, судостроение, текстильная и швейная промышленность. Это были последние программы промышленной политики, ибо потребность промышленности в государственном патернализме ушла в прошлое. Внутреннее производство продукции, потерявшей конкурентоспособность, стало замешаться импортом. Все более серьезным источником снабжения промышленности становятся зарубежные филиалы и совместные предприятия японских корпораций.
В итоге японская экономика еще
глубже интегрируется в мировое
хозяйство. Либерализация
Информация о работе Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития