Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

По имеющимся прогнозам, до 2015 – 2020 гг. ВВП Западной Европы будет расти умеренными темпами, скорее всего в пределах 2,5% - 3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответствующих показателей двух других «центров силы». При таких темпах экономического роста нынешняя острота проблемы занятости сохраниться или даже чуть увеличиться. Численность занятых в Западной Европе, составившая в 1997 г. около 136 млн. человек, к 2015 г. возрастет не более чем на 1-2 млн. человек. Поскольку можно ожидать гораздо большего роста самодеятельного населения региона, в основном за счет притока рабочей силы из третьих стран, на пути которого весьма затруднительно будет поставить непроницаемые «шлюзы» и барьеры, проблема безработицы, видимо, ляжет еще более тяжёлым бременем на социальную и финансовую системы Старого Света.

Содержание

Введение
1. Западноевропейский центр: динамика развития
2. Североамериканский центр: тенденции развития
3. Азиатско-тихоокеанский центр: динамика и тенденции развития
4. Сравнительный анализ роли и места 3-х центров в развитии мирового хозяйства

Вложенные файлы: 1 файл

мировая эконмика.docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

Однако в 1994 – 1995 гг. в Мексике  разразился новый экономический  кризис. Его причины, включая чрезмерное привлечение иностранного капитала в виде краткосрочных портфельных  инвестиций спекулятивного характера  без должного государственного контроля за ними, характерны для экономики  многих развивающихся стран, в том  числе и азиатских, испытавших на себе последующий кризис 1997 г. Так, мексиканское правительство ещё в конце 80 –  х в погоне за иностранными инвестициями стало спешно проводить (без учета  последствий) политику открытия фондовой биржи для иностранных инвесторов, обеспечения высоких процентных ставок и мер по защите иностранных  портфельных инвестиций. Результатом  этой политики стал хлынувший в Мексику  в 1989 – 1994 гг. поток иностранного спекулятивного капитала.

Непосредственным импульсом к  кризису 1994 – 1995 гг. явилась девальвация  песо, провиденная правительством Мексики  в конце 1994 г. в целях содействия развитию экспорта и защиты национальных производителей от чрезмерного импорта. К этому экономическому фактору  присоединился политический – крестьянско-индейские  волнения в самом бедном штате  Чьяпас. Первым проявлением кризиса стало начало бегства иностранных спекулятивных капиталов из Мексики, вызванное опасениями за экономическую и политическую стабильность в стране. В течении 1995 г. из страны было изъято около 10 млрд. долл. Массовый перевод средств за границу привел к кризису банковской системы, следствием которого явилось банкротство ряда коммерческих банков и сокращение валютных резервов страны.

Кризис 1994 – 1995 гг. грозил значительными  потерями иностранным, в первую очередь  американским инвесторам. США поспешили  на помощь Мексике как партеру  по НАФТА, а также, чтобы продемонстрировать свою роль инициатора общеамериканской зоны свободной торговли под эгидой США. Вместе с МВФ Соединенные Штаты Америки приняли срочные меры по спасению американской экономики выступили гарантами пакета помощи в 51 млрд. долл.

Американские корпорации стали  основными бенефициарами ассигнований правительству Мексики на мероприятии  по выводу страны из кризиса ещё  и потому, что они извлекали  несомненные выгоды от своих ассигнований: во – первых, правительство Мексики  употребило эти средства на погашение  своих финансовых обязательств перед  иностранными инвесторами, а во –  вторых, предоставление помощи было обусловлено  рядом обязательств со стороны правительства  Мексики, в частности, по осуществлению  приватизации стратегически важных отраслей экономики, включая нефтехимию.

Долларовые влияния в Мексику  обусловили сравнительно быстрый выход  страны из кризиса. Падения производства в 1995 г. на 6,6% и инфляции в 52% сменилось  приростом выпуска продукции  в 1996 г. на 5,2% и снижением инфляции до 17%. Превышение экспорта над импортом, начиная с 1995 г., способствовало росту  платёжеспособности страны. Внешняя  задолженность сократилось со 160 до 156 млрд. долл. Правда, остался высокий  уровень безработицы – свыше 20% экономически активного населения, и государство пока ещё не создало  эффективного механизма защиты населения  от безработицы.

 

Перспективы дальнейшего развития экономики Мексики довольно неопределенны  в связи с тем, что главным  фактором стабилизации хозяйства остается внешнее финансирование. Выход из кризиса был обусловлен пролонгированием ранее полученных кредитов. Громадный внешний долг продолжает висеть над экономикой страны, усиливая её зависимость от конъюнктуры мирового хозяйства.

3.Азиатско-тихоокеанский центр:  динамика и тенденции развития

3.1 Япония

3.1.1 Современные тенденции развития

Темпы экономического роста послевоенной Японии, достиг­нув наивысшего значения в 50-х гг. (среднегодовой прирост  ВВП составлял 14,9%), показали долговременный понижающийся тренд: в 60-х гг. - 11,3%; 70-х - 4,5%; 80-х - 3,8%; 90-х- 1,8% (оценка). За понижающимися  темпами роста стоит смена  эталон экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: реформы первых послевоенных лет (1946—1952 гг.), период высоких темпов (1955—1973 гг.), период адаптации к росту цен  на ресурсы сырья и топлива  и интернационализации экономики (1974—1989 гг.) и структурный кризис 90-х гг.

Современные тенденции социально-экономического развития

Темпы экономического роста послевоенной Японии, достиг­нув наивысшего значения в 50-х гг. (среднегодовой прирост  ВВП составлял 14,9%), показали долговременный понижающийся тренд: в 60-х гг. - 11,3%; 70-х - 4,5%; 80-х - 3,8%; 90-х- 1,8% (оценка). За понижающимися  темпами роста стоит смена  эталон экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: реформы первых послевоенных лет (1946—1952 гг.), период высоких темпов (1955—1973 гг.), период адаптации к росту цен  на ресурсы сырья и топлива  и интернационализации экономики (1974—1989 гг.) и структурный кризис 90-х гг.

Послевоенные экономические реформы

После поражения Японии во Второй мировой войне амери­канская  оккупационная администрация провела  в стране серию глубоких институциональных  реформ. Как и в Западной. Герма­нии, здесь прошла либерализация цен, был стабилизирован бюд­жет и  введен фиксированный валютный курс. Проведенные в Японии институциональные  реформы были более масштабными  и глубокими, чем в Западной Германии. Оккупационные власти осуществили  программу демонополизации экономики, которая состояла из роспуска довоенных  концернов во главе с семейными  холдингами («дзайбацу»), широкой распродажи их акций, дроб­ления крупнейших промышленных компаний и принятия анти­монопольного  закона. Цель этой программы состояла в том. чтобы ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию.

Далее, была проведена аграрная реформа  с ликвидацией круп­ных владений и массовой перепродажей земли, что  привело к со­зданию мелких независимых  фермерских хозяйств. Оккупацион­ные власти также перестроили систему  государственных предпри­ятий и  предприняли финансовое оздоровление частных корпора­ций и банков. Они провели налоговую реформу, которая обеспе­чила предприятиям внутренние источники накопления.

Без всех этих реформ «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться.

Период высоких темпов роста

Это был период, когда Япония преодолевала свое техническое отставание от наиболее развитых стран и осваивала технологии массовой переработки сырьевых и  топливных ресурсов и массо­вого стандартизированного выпуска готовых  изделий. В 50-х гг. были реконструированы предприятия черной металлургии, уголь­ные  шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны  торговый флот. В 60-х гг. на базе конверсии  военных предприятий и нового промышленного строительства были со­зданы производство электробытовых приборов и радиоприемни­ков, автомобильная  промышленность. Также были созданы  от­расли послевоенного поколения: нефтехимия, производство син­тетических волокон и смол, электроника. В  это же время были закрыты почти  все угольные шахты, не выдержавшие  конкурен­ции дешевой импортной  нефти, которая стала топливной  базой энергетического хозяйства.

Главным направлением в перестройке  отраслевой структуры было создание на новой технической основе практически  уни­версального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Это направление  было продиктовано сочетанием следующих  фак­торов: дешевая, хорошо обученная  и обильная рабочая сила; от­сутствие  собственного сырья и топлива; доступность  новых тех­нологий; достаточные  внутренние источники накопления и  ме­ханизмы финансирования капиталовложений.

Бюджет страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к  внутренним заимствованиям. У страны не было сколько-нибудь значительной внешней  задолженности и, кроме. нескольких целевых займов Всемирного банка, она  не пользова­лась крупными внешними кредитами. Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен  при валютном коп-троле над всеми внешними связями (см. ниже). Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования, удерживая ставки по ссудам ниже равновесного уровня. Капиталовложения пред­приятий финансировались главным образом банками.

Послевоенный «бум» деторождения дал стране прирост чис­ленности населения за 1955—1970 гг. с 90 до 104 млн. человек. Ин­дустриализация вызвала  массовый отток рабочей силы из сель­ского хозяйства. Численность занятых  в несельскохозяйственных отраслях увеличилась с 17 до 36 млн. человек, т.е. более чем уд­воилась. Этот процесс  сопровождался беспрецедентно быстрым  ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий (их число вы­росло в полтора раза). Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс.

На макроэкономическом уровне главной  составной частью со­вокупного спроса были личные потребительские расходы  населе­ния, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический  рост затрачивалось около 30% ВВП, в  том числе 18—20% приходилось на инвестиции в оборудование и производ­ственное  строительство. Пока Япония не построила  на основе тех­нического обновления конкурентоспособные экспортные отрас­ли, главным ограничителем роста  было состояние внешних рас­четов. При фиксированном курсе иены, который существовал в 1949—1971 гг. в рамках Бреттон-Вудской валютной системы, на высших точках промышленного подъема вырастал объем импор­та, а не цены импортных товаров, как это было бы в случае сво­бодного курса иены, и баланс по торговле, и платежный баланс по текущим статьям сводились с дефицитом.

Для данного периода было характерно активное вмешатель­ство государства  в распределение ресурсов между  отраслями и в организацию  отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, т.е. осуществлялась - промышленная политика. Ее важнейшим  инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта, что означало практически карточное  распределение валютных ресурсов и  разрешение досту­па для иностранных  инвесторов только на индивидуальной осно­ве. Тем самым сводилась  к минимуму иностранная конкуренция  на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляю­щей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритет­ным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде от­раслей (в нефтепереработке,- нефтехимии, банковской деятель­ности и страховании). Специфический японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпри­нимателей права на создание подконтрольных правительству кар­телей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того мо­мента, как на внутреннем рынке страны возникал достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отрас­лей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологий, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Про­мышленная политика опиралась на групповое поведение пред­приятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала пред­приятиям индивидуальных льгот.

К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потен­циал для конкурентоспособного экспорта. По мере того как про­дукция обновленной промышленности выходила на международ­ные рынки, внутренний рынок  открывался для конкуренции ино­странных товаров. В середине 60-х гг. исчезли  периодические де­фициты торгового  баланса. К началу 70-х гг. был отменен  валютно-лицензионный контроль над  импортом, сняты ограничения для  притока иностранного капитала, а  затем и ограничения экс­порта  японского капитала за границу. Фиксированный  курс иены, установленный еще в 1949 г. на уровне 360 иен за доллар США, оказался сильно заниженным. В конце 1971 г. Япония ввела пла­вающий курс в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. пере­шла к свободному плавающему курсу.

Период структурной адаптации и интернационализации

В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Япо­нии  острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973—1974 гг. импортные  цены выросли в 2,1 раза, в 1979—

1980 гг. - на 8.6%.

t К тому же в 70-х гг. были исчерпаны резервы экстенсивного роста путем привлечения новых ресурсов рабочей силы и обнов­ления товарной номенклатуры промышленной продукции. Экологические трудности в конечном счете привели к удорожа­нию капитального строительства. Поднялся уровень заработной платы, дороже стало оборудование новых рабочих мест. В резуль­тате экономика вступила на путь сбережения ресурсов и капита­лоемкого роста. Хотя темп роста снизился более чем наполовину, норма накопления осталась очень высокой (около 30% ВВП).

Промышленность Японии начала все  больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное  машино­строение и производство современных средств связи. Для  форси­рования их развития была осуществлена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки  научно-ис­следовательских работ, выполнявшихся  крупнейшими фирмами в области высоких технологий.

По «структурно депрессивным»  отраслям в 1978-J 988 гг. были выполнены две пятилетние программы, которые помогли частич­но свернуть те отрасли, где положение предприятий было наибо­лее тяжелым: выплавка алюминия и мартеновской стали, произ­водство химических удобрений и волокон на нефтяной основе, судостроение, текстильная и швейная промышленность. Это были последние программы промышленной политики, ибо потреб­ность промышленности в государственном патернализме ушла в прошлое. Внутреннее производство продукции, потерявшей кон­курентоспособность, стало замешаться импортом. Все более се­рьезным источником снабжения промышленности становятся за­рубежные филиалы и совместные предприятия японских корпо­раций.

В итоге японская экономика еще  глубже интегрируется в ми­ровое хозяйство. Либерализация внешнеэкономических  связей была сильно растянута во времени  и дала японским промышлен­никам  возможность, при сильной внутренней конкуренции/ ос­новательно подготовиться  к конкуренции на международных  рынках. Но в мире сформировалось негативное представление об Японии как о  стране, закрытой для внешней конкуренции. Хотя формальные ограничения были сняты, традиционная практик;) долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские  отношения между правительством и деловыми кругами все больше стали вос­приниматься как признаки протекционистской защиты. В сере­дине 80-х гг. огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и клю­чевым вопросом межгосударственных экономических отношении для Японии.-- В 1986 г. правительство Японии признало, что положительное сальдо торгового баланса есть результат структурной диспропор­ции экономики, слишком сильно ориентированной на экспорт. Выли введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок и сделать именно внутренний спрос опорой экономичес­кого роста. Но ревальвация иены (а ее курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост то­варного экспорта, ускорила вывоз капитала. Зарубежные активы Японии более чем удвоились, резко выросли прямые инвестиции японских компаний. Япония стала экспортировать не только и не столько товары, сколько рабочие места.

Информация о работе Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития