Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью работы является изучение основных целей национальной экономики, показателей эффективности действующей модели социально ориентированной экономики Республики Беларусь. Задачи - изучить основные программы, отражающие текущие и стратегические цели развития экономики республики, проанализировать динамику изменения основных показателей эффективности функционирования экономики. Объект исследования – бюджет Республики Беларусь, его динамика и изменение.
Введение
1. Проблемы реформирования экономики Республики Беларусь и выбора его направления
2. Анализ результатов структурной перестройки и перспективы будущих преобразований
2.1. Оценка стратегии экономических реформ и структурных преобразований в Республике Беларусь
2.2. Проблемы развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь
3. Реализация антикризисной политики в национальной экономике Республики Беларусь
4. Итоговые оценки эффективности социально-экономического развития Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2009 гг., %»
Приложение Б «Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей»
На поддержание реального сектора белорусской экономики в условиях мирового экономического кризиса в максимальной степени должен быть направлен потенциал национальной кредитно-денежной системы.
В этих целях можно предложить:
- создание государственной
специализированной
Но главное,
- это позволит устранить причины
ухудшения финансового
- установление на период стабилизации для банков индикативного (либо более жесткого, директивного) показателя по доле кредитов субъектам реального сектора в активах банка на уровне величины, сложившейся в среднем по банковской системе, например, за последние три года;
- ускорение
развития страхового рынка,
- обеспечение
стабильного превышения
- запрещение
банкам повышать процентные
- полная сохранность вкладов физических лиц и их 100%-е возмещение независимо от суммы вклада в обозримой перспективе [18, 9 стр].
На нужды
сектора национальной экономики
должна быть в большей степени
ориентирована и налогово-
В условиях кризиса необходимо уменьшить давления на платежный баланс по средством проведения тотальной ревизии расходов бюджета всех уровней с целью их максимального снижения. Первоочередной задачей может стать инвентаризация программ и проектов с участием государства и оценка целесообразности их реализации и возможностей финансирования. Аксиомой считается стремление правительств в периоды экономического спада и проблематичности внешнего кредитования увеличивать в разумных пределах дефицит бюджета. Эти средства смогут быть направлены на поддержку реального сектора экономики и социальную защиту населения, что существенно активизирует внутренний спрос.
Ключевой проблемой является поддержка населения в условиях глобального кризиса. В качестве первоочередных мер можно рассматривать:
- принятие широкого
спектра программ по
- увеличение инвестиций во все сегменты образовательной системы страны;
- недопущение снижения реальной заработной платы работников бюджетной сферы и денежного содержания пенсионеров.
Важно также определить эффективные меры по совершенствованию государственного управления экономикой в новых условиях. Среди них в первую очередь необходимо выделить:
- отказ от
директивного установления
- проведение курса дебюрократизации, сокращение расходов на госаппарат, оптимизацию его функций, структуры и численности с учетом кризисных явлений в экономике. Иными словами, пришло время пересмотреть действующую схему управления народным хозяйством.
4. ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-
Экономика Беларуси в непростой ситуации, вызванной мировым финансово-экономическим кризисом, в 2009 г. в целом продемонстрировала достаточно высокую степень устойчивости и стабильности. В отличие от многих стран, Беларусь в условиях кризиса не допустила падения ВВП. Причем, достигнуто это по итогам года не за счет работы экономики на склад – произведенная в стране продукция нашла своего потребителя. Важно и то, что сохранение уровня производства обеспечено за счет снижения энергоемкости ВВП.
Позитивным результатом 2009 г. следует считать, что и оставшийся высокий уровень инвестиционной активности, достигнутый за счет последовательного государственного и банковского финансирования государственных инвестиционных программ, а также целенаправленных действий по созданию благоприятного инвестиционного климата для частных инвестиций. Это позволило продолжить модернизацию экономики и значительно ускорить решение жилищной проблемы в стране.
Достаточно стабильной была ситуация в социальной сфере. Продолжился рост реальных денежных доходов, розничного товарооборота, реализации платных услуг населению. Незначительно изменился уровень официальной безработицы, а общая численность занятых в народном хозяйстве возросла.
Стабильность
главных социально-
В целях предотвращения и ослабления негативного влияния на социально-экономическое развитие страны мирового финансово-экономического кризиса Правительством совместно с Национальным банком Республики Беларусь был разработан, с учетом соглашения между МВФ и Беларусь, и осуществлен комплекс мероприятий, направленных на:
- стабилизацию
и укрепление денежно-
- либерализацию
условий экономической
- обеспечение
стабильности работы
Совокупность этих мер, несмотря на их недостаточно системный характер, позволила обеспечить устойчивое функционирование экономики страны и социальную стабильность в обществе.
С учетом сложившихся в 2009 г. предпосылок возможности экономического роста в Беларуси в 2010 г. будут определяться рядом факторов, главные из которых:
- скорость выхода мировой экономики из кризиса;
- динамика наращивания
конкурентных преимуществ
- эффективность
антикризисных мер государства,
Первый фактор будет определять скорость расширения внешнего спроса на отечественную продукцию и, по существу, не зависит от Беларуси. По прогнозам влиятельных международных организаций, а также известных экспертов, начиная с 2010 г. возобновится рост мирового валового продукта. Произойдут позитивные изменения в экономической динамике основных торговых партнеров Беларуси: начнется постепенный рост ВВП в России и приостановится его падение в странах ЕС. Однако процесс восстановления темпов экономического роста будет медленным, возможны рецидивы кризиса. Как предполагается, в каждой стране основные меры, направленные на рост национальных экономик, будут основаны на самообеспечении экономического развития (ограничении импорта) с целью оживления собственных экономик. В этих условиях выход и расширение продаж на внешних рынках для производителей всех стран могут быть сопряжены с определенными трудностями. Тем не менее в Беларуси за счет первого фактора при благоприятном развитии мировой экономики можно ожидать прирост ВВП на 2-3%.
Второй фактор является фундаментальным для экономики Беларусь и предполагает существенную ее модернизацию. За счет этого фактора сложно в кратчайшие сроки изменить ситуацию, поскольку для более полной реализации потенциала конкурентоспособности, как правило, требуются инвестиции и время.
Вместе с тем. Уже в 2008 – 2009 гг. принят ряд мер по наращиванию конкурентных преимуществ страны. Прежде всего это касается изменений в институциональной среде для ведения бизнеса – она существенно либерализована и стала более рыночной. Тем самым Беларусь приобретает преимущества для конкурентной борьбы за привлечение инвестиций, а собственно субъекты экономики становятся более конкурентными как на внутреннем, так и на внешнем рынках [10, 84 стр].
Существенный рост инвестиций в 2009 г. имел целью модернизацию основных средств и технологий, создание и развитие инфраструктуры объектов, а также создание благоприятных предпосылок для обеспечения конкурентоспособности экономики Беларуси. Уместно отметить, что вложения в развитии человеческого потенциала осуществлять и в условиях кризиса, а значит, конкурентоспособности человеческого капитала, по крайней мере, не уменьшилась.
Учитывая это,
а также предполагая, что меры
по наращиванию конкурентоспособны
Третий фактор – это наиболее оперативные меры антикризисного порядка, которые активно использовались в 2009 г. и позволили экономике Беларуси сохранить стабильность. Вместе с тем, что перечень антикризисных мер в значительной степени использован в 2009 г., дополнить этот список будет непросто. Но одновременно следует иметь в виду, что меры, принятые ранее, будут действовать и в 2010г., а некоторые из них с учетом объективного блага наиболее плотно проявят себя именно в перспективном периоде.
Существенную роль в обеспечении экономической стабильности и роста экономики в 2010 г., как и в 2009 г., будет играть фактор сбалансированности экономики. В основу обеспечения сбалансированности должны быть положены следующие наиболее важные пропорции:
- соответствие темпов экономического роста скорости расширения внешнего и внутреннего спроса;
- обеспечение
покрытия дефицита внешней
- наращивание
денежного предложения (
В конечном счет конкурентоспособность товаров и услуг для Беларуси с ее открытой экономикой, внешнеторговый оборот у которой превышает ВВП, будет определяющей для социально-экономического развития в 2010 г. От нее зависят экономический рост, валютные поступления, эффективность функционирования экономики и уровень благосостояния народа.
Сопоставление основных факторов конкурентоспособности различных стран (открытость экономики, государственное регулирование, финансы, технологии, инфраструктура, менеджмент, труд) показывает, что уровень страновой конкурентоспособности Беларуси по сравнению с конкурентами – лидерами на мировых рынках остается невысоким. Недостатки конкурентоспособности проявились и в условиях мирового финансового кризиса.
О снижении сравнительных конкурентных преимуществ говорит и то, что за время кризиса произошло более резкое уменьшение физического объема и цены экспорта белорусских товаров и услуг по сравнению с экспортом, осуществляемым европейскими странами. Проблема восстановления позиций национальных производителей на рынках зарубежных стран является весьма сложной, даже в условиях роста этих рынков. Поэтому 2010 г. должен стать периодом активной экспансии отечественных производителей на зарубежные рынки, которые они частично или полностью покинули за время кризиса. Угрозы, которые могут в связи с этим возникнуть, связаны с тем, что основные конкуренты определили в модернизации своих производств, избавились от излишних затрат и кадрового балласта (тем самым снизив себестоимость своей продукции), перешли на производство более современных моделей. С учетом этого вряд ли можно ожидать резкого прорыва отечественных производителей на зарубежные рынки, создающего предпосылки для экономического роста и выравнивания баланса внешней торговли.
Принципиальное значение для экономики Беларуси имеют ее конкурентные позиции и в сфере привлечения инвестиций. Существенные позитивные сдвиги, отмечаемые в этой сфере, будут дополнены разработками институциональных основ рыночной экономики и бизнес-среды, в результате чего инвестиционная привлекательность страны должна еще возрасти.
Меры по выходу из кризисных процессов не могут быть только краткосрочными, поскольку проблемы, которые оголил кризис, накапливались длительное время, и решить их с помощью организационных разовых мер за короткий период времени невозможно. Это касается, прежде всего, проблем целостной модернизации экономики, структурной перестройки, направленных на повышение конкурентоспособности экономики.