Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных экономических показателей деятельности малого предприятия и анализ налоговой нагрузки при применении специальных налоговых режимов на практических данных.
Задачи:
- Изучить основные критерии отнесения предприятия к малому в соответствии с действующим российским законодательством;
- Исследовать международную практику налогообложения субъектов малого бизнеса;
- Рассчитать основные экономические показатели деятельности малого предприятия на практических данных предприятия;
- Проанализировать полученные данные и разработать рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки для предприятия.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия………………………………………………..…………………6 1.1. Критерии отнесения предприятия к категории малых в Российской Федерации …………………………………………………………..……………………….6
1.2. Регулирование государством деятельности субъектов малого предпринимательства с использованием рычагов налогового администрирования. Опыт зарубежных стран.…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Использование основных экономических показателей в анализе налоговой нагрузки малого предприятия в условиях применения специального налогового режима……………………………………………..19
2.1. Специальные налоговые режимы, применяемые малыми предприятиями. Упрощенная система налогообложения……………………………………….19
2.2. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса на примере ООО «Лютик»…………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...30
Библиографический список………………………………………………….....32
Во-вторых, это определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
Федеральным Законом от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.
В соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.
Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.
Таким
образом, изучив требования и критерии
отнесения предприятий к субъектам малого
предпринимательства можно сделать вывод,
что ООО «Лютик» является малым предприятием,
имеет право пользоваться налоговыми
льготами, указанными в законе № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации».
В современных условиях переход к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются одним из ключевых факторов активизации экономического роста России. Внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса, поскольку именно малые предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже по сравнению с индустриальными странами. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии - в 7,7 раза, от Италии - в 4,7 раза; по доле вклада малых предприятий в ВВП - от Франции в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза; по доле занятых в малом бизнесе - от Японии - в 8,1 раза, от Италии - в 7,6 раза, от США и Франции в 5,6 раза.
Вышеизложенное
позволяет утверждать, что в России
государственная поддержка
На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в индустриальных странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития научно-технического прогресса.
Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Несмотря на то что в развитых странах общих принципов определения такого критерия не существует и они широко варьируются между странами, все же основными критериями отнесения предприятий к малым являются объем хозяйственного оборота и численность работников. Так, во Франции к малым относятся фирмы с числом занятых от 10 до 50 чел., при этом совокупный годовой оборот предприятия не должен превышать 3,5 млн франков для фирм, реализующих товары, и оставаться в пределах 1 млн для производителей услуг. В Великобритании к разряду мелких относят фирмы с числом занятых до 24 чел., а также предприятия с годовым оборотом не более 400 млн фунт. стерл. (это 96% общего числа частных компаний). В США к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., годовым доходом от 3 до 12 млн долл. и величиной активов не более 5 млн долл. (подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний) (В Таблице 2 отражены основные критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству в экономически развитых странах).
Таблица 2.
Критерии
отнесения предприятий к
малого
предпринимательства в
Страны | Численность работников, не более |
Годовой оборот, не свыше |
Великобритания |
24 - 99 чел. (до 250 чел. в промышленности) |
400 тыс. фунт. стерл. |
Бельгия | 100 чел. | 145 млн бельг. франков |
Франция | 200 чел. | 3,5 млн франков |
Германия | 500 чел. | до 11,5 млн евро |
Люксембург | 100 чел. | 60 тыс. люкс. франков |
Япония | 100 (не свыше
300 в промышленности) |
30 млн иен
(до 100 млн в промышленности) |
США | 500 чел. | 3 - 12 млн долл. |
Канада | 100 чел. | 2 - 20 млн долл. |
Китай | 100 чел. | 300 тыс. юаней Жэньминьби |
Специфика малого бизнеса (социальная значимость и массовость) определила особенности его налогообложения в индустриальных странах, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. В различных странах при использовании специальных режимов налогообложения преследуются разные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению, налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, отличаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций и степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.
В
зависимости от страны, целей и
условий, в которых они применяются,
режимы налогообложения субъектов
малого предпринимательства в
Малое предпринимательство стран ЕС и США также использует несколько систем налогообложения. Это специальные налоговые режимы (обусловленные приоритетами национальной экономической политики), общий режим (налог на прибыль корпораций) и подоходный налог для частных предпринимателей. Однако из-за нетождественности понятий малого предпринимательства сравнивать налоговую роль малого предпринимательства России и зарубежных стран некорректно.
В развитых странах для стимулирования развития малого бизнеса используется такие прямые льготы, как снижение ставки по налогу на прибыль, но при этом они достаточно редко провозглашаются как таковые. Более низкие ставки налога на прибыль часто вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики за пределами установления налоговых льгот.
Пониженные ставки для предприятий, относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии, Люксембурге и Великобритании. Помимо этого, как отдельные меры стимулирования в отношении малого предпринимательства, могут применяться менее строгие требования по ведению налогового и бухгалтерского учета, а также может быть заметно упрощен порядок предоставления различной отчетности.
Изучение опыта индустриальных стран в области налогового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предприятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет малым фирмам в период своего становления использовать минимальные ставки налога на прибыль. В дальнейшем, постепенно увеличив объемы производства, такие компании переходят на более высокие ставки, при этом чтобы предприниматели не были заинтересованы в искусственном сдерживании развития предприятий, наивысшая ставка налога на прибыль, как правило, несколько ниже предыдущей. Примером данного подхода является прогрессивное налогообложение прибыли предприятий в Бельгии.
В отличие от западных стран, в России не предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения, что отрицательно сказывается на деятельности малых предприятий. Кроме того, в России более низкий уровень налоговой культуры. По этой причине дополнительные льготы и снижение ставок в рамках упрощенного режима налогообложения не приводят к желаемому эффекту (расширению налогооблагаемой базы и росту налоговых поступлений).
Важную роль в стимулировании экономической активности субъектов малого бизнеса посредством налоговой политики играет подоходный налог. В подавляющем большинстве развитых стран используются прогрессивные ставки подоходного налога, и верхние значения этих ставок могут достигать 59% (в Швеции и Швейцарии) и даже 63% - в Дании. Но для тех, кто занят частным бизнесом, зачастую предусмотрен особый необлагаемый минимум (в Великобритании - 4895 фунт. стерл.) или размер такого минимума тот же, что и для физических лиц. Отметим, что для физических лиц необлагаемый минимум в Европе существенно выше российского: в среднем он составляет 6200 евро в год (в России - 160,4 евро).
В Австрии и Германии существенная доля малых фирм не имеет статуса юридического лица, они организованы в форме частных предпринимательств и партнерств. В этой связи подоходный налог для них является основным налогом. При этом необлагаемый минимум составляет 15 770 евро для наемных лиц и 10 000 евро для индивидуальных предпринимателей.
Для безработных, решивших создать собственный бизнес, предусмотрено право на освобождение от подоходного налога не на два, а на три года и на год от уплаты обязательных социальных платежей. На наш взгляд, подобные меры стимулирования малого бизнеса весьма успешно могут быть применены и в России в современных условиях ее развития, в особенности в трудоизбыточных регионах.
В условиях инновационного развития экономики России значительный интерес может представлять зарубежный опыт стимулирования экономической активности субъектов малого бизнеса посредством амортизационной политики. В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы от 4 до 10 лет. Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в первый год его работы. В Германии в первый год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР. Система амортизационных списаний в Швеции позволяет списывать в расходы в год приобретения оборудование со сроком службы до трех лет и с незначительной ценностью, а машины и оборудование - в течение 4 - 5 лет. Во Франции, Японии существует возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования: энергосберегающему, экологическому, информационному. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%.
Далее рассмотрим, какие специальные налоговые режимы используются в международной практике, их специфику и уровень налогового бремени в сравнении с российскими специальными режимами.
Поскольку ряд государств оказывает комплексную поддержку малому бизнесу, обычно применяется несколько вариантов налогообложения (как и в России). Поэтому провести их разделение можно лишь достаточно условно.
В таких индустриальных странах как Австрия, Великобритания, Венгрия, Греция, Испания, Канада, Мальта, Мексика, Норвегия, Португалия, Словения, США, Франция, Чехия для определенных видов деятельности, осуществляемых преимущественно малыми предприятиями, предусмотрены налоговые льготы или специальные режимы налогообложения. Таким образом, в этих странах стремятся поддержать приоритетные с точки зрения национальных интересов отдельные виды деятельности, осуществляемые преимущественно малыми фирмами. В Греции налог по специальным режимам взимается с валовых доходов по ставке 20%, а также, в отличие от России, применяются несколько схем для исчисления НДС:
1.
НДС не уплачивают те
- те, кто впервые организует бизнес;
- получает 60% или больше валового дохода от оптовой продажи;
-
переведен на специальную
2.
Малые предприятия,
3. Специальная система для малого бизнеса (альтернатива НДС) разработана с тем, чтобы облегчить участь малых предприятий, применяющих метод исчисления их валового дохода на основе закупочных цен и определенной нормы прибыли. Фактически они уплачивают налог с оборота.
Информация о работе Основные экномические показатели деятельности малого предприятия