Основные экномические показатели деятельности малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основных экономических показателей деятельности малого предприятия и анализ налоговой нагрузки при применении специальных налоговых режимов на практических данных.

Задачи:

- Изучить основные критерии отнесения предприятия к малому в соответствии с действующим российским законодательством;

- Исследовать международную практику налогообложения субъектов малого бизнеса;

- Рассчитать основные экономические показатели деятельности малого предприятия на практических данных предприятия;

- Проанализировать полученные данные и разработать рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки для предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия………………………………………………..…………………6 1.1. Критерии отнесения предприятия к категории малых в Российской Федерации …………………………………………………………..……………………….6
1.2. Регулирование государством деятельности субъектов малого предпринимательства с использованием рычагов налогового администрирования. Опыт зарубежных стран.…………………………………………………………………………….11

Глава 2. Использование основных экономических показателей в анализе налоговой нагрузки малого предприятия в условиях применения специального налогового режима……………………………………………..19

2.1. Специальные налоговые режимы, применяемые малыми предприятиями. Упрощенная система налогообложения……………………………………….19

2.2. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса на примере ООО «Лютик»…………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...30

Библиографический список………………………………………………….....32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Основные экномические показатели малого предприятия.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

    Важным  преимуществом данного режима является возможность налогоплательщика  применять кассовый метод признания доходов и расходов.

    Для малых предприятий, функционирующих  в рамках режима упрощенной системы  налогообложения, стимулирование инвестиционного  процесса предусмотрено в виде списания стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов в момент постановки их на учет. Причем стоимость основных средств, купленных налогоплательщиком в период применения упрощенной системы налогообложения, включается в расходы не сразу, а частями в течение года.

    Кроме того, с 2008 г. налогоплательщики могут  учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств при определении налоговой базы по единому налогу. Разрешается списание указанных расходов с момента ввода основного средства, подвергшегося изменениям, в эксплуатацию - независимо от того, приобретено ли само модернизированное основное средство до перехода на специальный налоговый режим или после. Списание данных расходов осуществляется по факту оплаты соответствующих работ.

    Такое "послабление" налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса приводит к тому, что налогоплательщик по итогам налогового периода может получить убыток, который затем может быть списан в последующих налоговых периодах.

    Однако  включение в состав затрат вышеназванных расходов может привести к увеличению цены на конечный продукт, поскольку налогоплательщик будет стремиться к тому, чтобы быстрее получить свободные оборотные средства. Отсюда возникнет проблема конкурентоспособности продукции.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. В течение года налогоплательщик уплачивает авансовые платежи по налогу. Уплата авансовых платежей производится ежеквартально не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).

    Налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Это означает, что  за прошедший год налогоплательщик производит окончательный расчет налога и не позднее 31 марта следующего года представляет в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Уплата налога в бюджет за истекший год производится не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, - также по 31 марта следующего года. Никакую отчетность по единому налогу в течение года в налоговую инспекцию представлять не требуется, обязанностью налогоплательщика до окончания года является только уплата авансовых платежей по налогу. Налоговая декларация по единому налогу подается в налоговый орган только один раз в год.

    Переход к упрощенной системе налогообложения  или возврат к иным режимам  налогообложения организации и  индивидуальные предприниматели могут  произвести добровольно в порядке, определенном положениями законодательства о налогах и сборах. 
 
 

     2.2. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса на примере ООО «Лютик».

     Для иллюстрации сказанного выше рассчитаем основные экономические показатели и сумму единого налога при  применении упрощенной системы налогообложения по практическим данным ООО «Лютик» по двум вариантам:

      1) объект налогообложения доходы;

     2) объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

     Далее сделаем вывод, какой вариант был бы более выгодным для этого предприятия. И исходя из полученного результата порекомендуем предприятию ООО «Лютик» выбор объекта налогообложения на следу.щий год.

     Исходные  данные:

  1. Доходы – ООО «Лютик» получает доходы от реализации товаров через сеть своих магазинов и Интернет-магазин. Поскольку ООО «Лютик» находится на УСН, то плательщиком НДС оно не является.

    48.000.000 рублей за 2011 год (12.000.000 в квартал)

    II. Среднесписочная численность персонала – 20 человек.

    III. Заработная плата работников предприятия:

  1. Руководитель предприятия –1 человек * 30.000 рублей * 12 месяцев = 360.000 руб.
  2. Зам. руководителя по техническим вопросам – 1 человек * 25.000 рублей * 12 месяцев = 300.000 рублей
  3. Зам. руководителя по обеспечению - 1 человек * 25.000 рублей * 12 месяцев = 300.000 рублей
  4. Главный бухгалтер – 1 человек * 25.000 рублей * 12 месяцев = 300.000 рублей
  5. Бухгалтер-экономист – 2 человека * 20.000 рублей * 12 месяцев = 480.000 рублей
  6. Продавец-консультант розничной торговли – 8 человек * 14.000 рублей * 12 месяцев = 1.344.000 рублей
  7. Менеджер по Интернет продажам – 6 человек * 12.000 рублей * 12 месяцев = 864.000 рублей

    Итого расходов на заработную плату за 2011 год составила 3.948.000 рублей

    IV. Взносы во внебюджетные фонды (26% Пенсионный фонд, 3,1% Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, 2% Территориальный  Фонд обязательного медицинского страхования, 2,9% Фонд социального страхования, 1% Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) – 3.948.000 * 35% = 1.381.800 рублей.

    V. Затраты на приобретение товаров

    1 квартал  – 5.000.000 рублей

    2 квартал  – 6.000.000 рублей

    3 квартал  – 6.000.000 рублей

    4 квартал  – 6.000.000 рублей

    Итого затрат на приобретение товаров в 2011 году 23.000.000 рублей (с НДС)

    VI. Расходы на аренду здания – 120.000 рублей * 12 месяцев = 1.440.000 рублей

    VII. Расходы на создание и обслуживание Интернет сайта - 250.000 рублей (Договор заключен на год, выплата производится равными частями ежемесячно)

    VIII. Приобретено основное средство, стоимостью 3.000.000 рублей, срок полезного использования оборудования 6 лет. Поскольку предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, то оно возмещает стоимость приобретенного оборудования не посредством амортизационных платежей в течение срока полезного использования, а списывает стоимость оборудования в соответствии со ст. 346.16 НК РФ, т.е в расходы включаются 3.000.000 рублей. (Тем не менее, на предприятии для нужд управления амортизационные отчисления рассчитываются  линейным способом – 3.000.000 рублей / 6 лет = 500.000 рублей – это годовая сумма амортизационных отчислений; 500.000 рублей / 12 месяцев = 41.666 рублей – месячная сумма амортизационных отчислений) 

    Итого сумма расходов за 2011 год – 32.769.800 рублей

    Итого сумма расходов за 2011 год без страховых  взносов во внебюджетные фонды – 31.388.000 рублей.

     

     Вариант 1. Расчет налогов для ООО «Лютик», применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» (ставка налога - 6%).

     Сумма единого налога (промежуточный результат): 48.000.000 х 0,06 = 2.880.000 рублей. 
Поскольку сумма страховых взносов (1.381.800 рублей) не превышает 50% от рассчитанной выше суммы единого налога (1.440.000 рублей), предприятие может уменьшить сумму данного налога на всю сумму взносов (в обратном случае оно могло бы уменьшить лишь на 50% от суммы единого налога). 
Таким образом, сумма единого налога, подлежащего уплате в бюджет, составляет 2.880.000 - 1.381.800 = 1.498.200 рублей.

     Итог: после выплаты заработной платы, уплаты страховых взносов, прочих расходов и единого налога, в распоряжении предприятия осталась следующая сумма: 
48.000.000 – 31.388.000 – 1.381.800 – 1.498.200 = 13.732.000 рублей.

     Вариант 2. Расчет налогов для ООО «Лютик», применяющего упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (ставка налога - 15%).

     Налоговая база по единому налогу рассчитывается как разность между доходами и  расходами, к которым относятся  начисленная заработная плата (годовой  фонд оплаты труда), страховые взносы во внебюджетные фонды и стоимость  материалов. НДФЛ вычитается из заработной платы работника (соответственно, входит в состав начисленной заработной платы), а не уплачивается за счет средств предприятия, поэтому при расчете налоговой базы по единому "упрощенному" налогу сумма НДФЛ не учитывается. 
Таким образом, налоговая база равна: 48.000.000  - 32.769.800 = 15.230.200 рублей. 
Единый налог составляет: = 15.230.200 х 0,15 = 2.284.530 рублей.

     Но, в случае применения использования  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину расходов, необходимо учитывать, что если сумма единого налога, рассчитанная по этому объекту налогообложения окажется меньше 1%  от доходов, то в бюджет придется уплатить именно эту сумму. Эта сумма называется минимальным налогом.

     В нашем случае, минимальный налог составит – 48.000.000 рублей * 1% = 480.000 рублей.

     Поскольку минимальный налог (480.000 рублей) меньше исчисленной суммы единого налога (2.284.530 рублей), то в бюджет уплачиваем единый налог.

     Итог: после выплаты заработной платы, уплаты страховых взносов и единого налога, в распоряжении предприятия осталась следующая сумма: 
48.000.000 - 32.769.800 - 2.284.530 = 12.945.670 рублей.

     Расчет был выполнен исходя из максимальной ставки налога, установленной Налоговым кодексом РФ - 15%. Поскольку исследуемое предприятие не осуществляет виды деятельности, перечисленные в Законе г. Москва от 07.10.2009 № 41 «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов», то права применять пониженную ставку 10% у данной организации нет.

    Таким образом, исходя из произведенных выше расчетов, можно сделать вывод, что для предприятия ООО «Лютик», при имеющемся уровне доходов и расходов – более выгодно применение УСН с объектом налогообложения «доходы», поскольку сумма, остающаяся в распоряжении предприятия в этом случае больше (13.732.000 рублей и 12.945.670 рублей соответственно).

    В целом, считается, что если расходы организации превышают 60 % от выручки – то логичнее использовать в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, если менее – то более правильным будет использовать объект налогообложения «доходы».   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    В современном мире оптимизация налогообложения  предприятий малого бизнеса становится неотъемлемой частью деятельности. Она  направлена не только на снижение налоговых  платежей, но и на повышение эффективности  деятельности предприятия. Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

    Инструментом, способствующим решению указанной проблемы, может стать налоговое планирование.

    Для субъектов малого предпринимательства  эффективное налоговое планирование должно быть важной составляющей как  текущего, так и стратегического  финансового планирования, что должно быть обусловлено не только возможностью минимизации затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности малого предприятия.

    Одной из целей малого бизнеса является выработка оптимальных решений  в финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.

     Малые предприятия постоянно изыскивают различные пути минимизации своих  расходов, в том числе и налоговых  расходов. Поэтому применение налогового планирования особенно актуально для малых предприятий. Очень важно выработать особый подход к организации и осуществлению налогового планирования на малых предприятиях 

    Данное  нововведение позволит стимулировать  инвестиционные процессы в инновации, поскольку затраты дополненного перечня расходов признаются при упрощенной системе налогообложения в общем порядке, т.е. после их оплаты, тогда как налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения, должны учесть рассматриваемые расходы после завершения работы в целом или ее отдельных крупных этапов равномерно в течение года.

Информация о работе Основные экномические показатели деятельности малого предприятия