Основные этапы развития экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Решение проблемы определения положения изучаемого предмета или явления в мире в совокупности причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития, как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе. При этом последовательность развития экономических явлений во времени позволяет отслеживать характеристики и основы, необходимо в нем присутствующие. Отсюда возникает потребность в организации строгой системы в исследовательском действии как системы, ориентирующей характер и направленность процесса изучения экономического явления. В этих условиях содержание истории экономических учений раскрывает перечисленные необходимые параметры экономического исследовательского действия, которые рассматривают различные экономические школы и их представители.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные этапы развития экономической науки
Экономические учения до рыночной экономики
Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики
Экономические учения эпохи регулируемой (соцально-ориентированной) рыночной экономики
Глава 2. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства
2.1 Особенности раннего и позднего меркантилизма
2.2 Экономические учения эпохи не регулируемых рыночных отношений
2.3 Экономическое учение физиократов. Ф.Кене – основоположник шкалы физиократов
2.4 Экономическое учение Адама Смита
2.5 Экономическое учение Д.Рикардо
2.6 Экономическое учение Ж.Б. Сэя
2.7 Экономическое учение Т. Мальтусаэ
2.8 Экономическое учение Дж.С. Милля
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История Экономики контрольная.docx

— 57.38 Кб (Скачать файл)

7

2.2 Экономические учения эпохи нерегулируемых рыночных отношений

Общие признаки и этапы развития «классической  школы» можно охарактеризовать следующим  образом. По мере дальнейшего формирования в развитых странах мира основ  рыночных экономических отношений  становилось все более очевидным  то обстоятельство, что государственное  вмешательство в экономическую  деятельность не является панацеей в  деле преодоления преград в приумножении национального богатства и достижения согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках.

«Классическая школа» повела решительную борьбу с  протекционистской идеологией меркантилистов, обратившись к самым новым  методологическим достижениям науки  той эпохи и развернув поистине фундаментальные теоретические  исследования. Ее представители противопоставили эмпиризму меркантилистской системы  профессионализм, который, по словам того же П.Самуэльсона, не позволял впредь «советникам  при короле» убеждать своих монархов в том, что увеличение богатства  страны сопряжено с установлением  государственного контроля над экономикой, в том числе со сдерживанием импорта  и поощрением экспорта и тысячей  других «детальных» распоряжений».

«Классики», в отличие от меркантилистов, по существу, заново сформулировали и  предмет, и метод изучения экономической  теории. Так, возросшая степень мануфактуризации экономики (затем и ее индустриализации) обусловила выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. По этой причине в качестве предмета изучения «классики» предпочитали главным  образом сферу производства.

Что же касается метода изучения и экономического анализа, то его новизна в «классической  школе» связана, как уже упоминалось, с внедрением новейших методологических приемов, которые обеспечивали достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности и  спасательного, т.е. поверхностного, осмысления хозяйственной (деловой) жизни. Об этом свидетельствуют также высказывания Л.Мизеса и М.Блауга — крупнейших авторитетов современности в  области методологии экономической  науки.

Таким образом, можно утверждать, что смена  меркантилизма классической политической экономией стала свершением еще  одной исторической метаморфозы  в отношении наименования и назначения экономической науки. Как известно, в бытность

8

древнегреческих философов термин «экономия» или  «экономика» воспринимался почти  в буквальном переводе слов «ойкос» (дом) и «носом» (хозяйство) и имел смысловую нагрузку процессов домоводства, управления семьей или личным хозяйством. В период меркантилистской системы  экономическая наука, получившая благодаря  А.Монкретьену наименование «Политическая  экономия», воспринималась уже как  наука о государственном хозяйстве  или экономике национальных государств, управляемых монархами. Наконец, в  период «классической школы» политическая экономия обрела черты подлинно научной  дисциплины, изучающей проблемы экономики  свободной конкуренции.

Теперь  правомерно перейти к характеристике общих признаков и особенностей, соответствующих классической политической экономии этапов, которых с определенной условностью можно выделить четыре.

Первый  этап. Его начальная стадия приходится на конец XVII — начало XVIII вв., когда  в Англии благодаря творчеству У.Петти  и во Франции с появлением трудов П.Буагильбера стали формироваться  признаки зарождающегося альтернативного  меркантилизму нового учения, которое  впоследствии назовут классической политической экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу  предпринимательства протекционистскую  систему. В их трудах были сделаны  первые попытки затратных трактовок  стоимости товаров и услуг (посредством  учета количества затраченного в  процессе производства рабочего времени  и труда). Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов  хозяйствования в создании национального (не денежного) богатства в сфере  материального производства.

Следующая стадия этого этапа связана с  периодом середины и начала второй половины XVIII в., когда с появлением так называемого физиократизма  — специфического течения в рамках «классической школы» — меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной критике. Физиократы (особенно Ф.Кенэ и А.Тюрго) значительно  продвинули экономическую науку, обозначив  новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий, хотя их внимание почти целиком  было сосредоточено на проблемах  сельскохозяйственного производства в ущерб другим сферам экономики  и особенно сфере обращения.

Второй  этап. Временной отрезок этого  периода развития «классической  школы» целиком и полностью связан с именем и творчеством великого ученого-экономиста Адама Смита, чье  гениальное творение «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» (1776) стало особым и наиболее значительным достижением экономической  науки всей последней трети XVIII в.

9

Третий  этап. Хронологические рамки этого  этапа охватывают практически всю  первую половину XIX в., в течение которой  в развитых странах мира (прежде всего, в Англии и Франции) состоялся  переход от мануфактурного производства к машинному, или, как говорят, индустриальному, производству, знаменующему свершение  промышленного переворота. В этот период наибольший вклад в сокровищницу «классической школы» внесли называвшие себя учениками и последователями  А.Смита англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус  и Н.Сепиор, французы Ж.Б. Сэй, Ф.Бастиа и др. Все эти авторы придерживались затратой концепции (в соответствии с которой происхождение стоимости  товаров и услуг видели либо в  количестве затраченного труда, либо в  издержках производства), тем не менее каждый из них оставил в  истории экономической мысли  и становления либеральных рыночных отношений довольно заметный след.

Четвертый этап. На этом завершающем этапе  во второй половине XIX в. доминировали труды Дж. С. Милля и К.Маркса, всесторонне  обобщивших лучшие достижения «классической  школы». Как известно, в данный период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления  экономической мысли, получившего  впоследствии название «неоклассической экономической теории». Однако популярность теоретических воззрений «классиков»  оставалась весьма внушительной.

Причиной  тому в значительной мере было то, что  последние лидеры классической политической экономии, будучи строго привержены положению  об эффективности ценообразования  в условиях конкуренции и. осуждая  классовую тенденциозность и  вульгарную апологетику в экономической  мысли, все же, говоря словами П.Самуэльсона, симпатизировали рабочему классу и  были обращены «к социализму».

2.3 Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ — основоположник школы физиократов

Франсуа Кенэ (1694—1774), признанный лидер и  основоположник школы физиократов  — специфического течения в рамках классической политической экономии. Слово «физиократия» имеет греческое  происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике  земли, сельскохозяйственного производства.

По  словам Ф.Кенэ, именно постоянно воспроизводимые  богатства сельского хозяйства  служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Иначе говоря, земледелие он считал основой для всей экономики

10

государства.

В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические  проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшей во Франции на протяжении ряда десятилетий неудовлетворенности  состоянием сельского хозяйства, к  которому привел так называемый кольбертизм  времен короля Людовика XIV. В них  отражена его убежденность в необходимости  перехода к фермерскому хозяйству  как основе свободного (рыночного) механизма  хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

Методологической  платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция  о естественном порядке, юридической  основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение  благ.

В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками  чистого продукта являются земля  и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая  так, Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов. При этом Ф.Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов  граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного; к производительному классу относил  всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к  классу собственников — землевладельцев, включая короля и духовенство; к  бесплодному классу — всех граждан  вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы  услуг.

Ф.Кенэ принадлежит первое в истории  экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование  положения о капитале. Если меркантилисты  отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в  течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные  авансы» (по современной терминологии — основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые в период одного

11

производственного цикла (обычно до года), он относил к  «ежегодным авансам» (по современной  терминологии — оборотный капитал). Но заслуга Ф.Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному  признаку. Кроме того, он смог убедительно  доказать, что в движении находится  наряду с оборотным и основной капитал.

О торговле Ф.Кенэ высказал ряд интересных и неординарных суждений. Так, признавая  торговлю «бесплодным занятием», он в то же время предостерегал от ложного впечатления, что благодаря  всемирной конкуренции она становится вредной и что иностранные  купцы увозят и расходуют на своей  родине то вознаграждение, которое  им уплачивают за оказанные в данной стране услуги, и, таким образом, этим вознаграждением обогащаются прочие нации. Не соглашаясь с таким заблуждением, Ф.Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли»  как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек.

Интересной  работой Ф.Кенэ является «Экономическая таблица», в которой выполнен первый научный анализ кругооборота хозяйственной  жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Идеи этой работы свидетельствуют  о необходимости соблюдения и  обоснованного прогнозирования  определенных народнохозяйственных пропорций  в структуре экономики. Им выявлена взаимосвязь, которую он характеризовал так: «Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством».

Рассматривая  «Экономическую таблицу» Ф.Кенэ как  первую попытку макроэкономического  исследования, тем не менее нетрудно заметить в ней формальные недостатки. Среди них следующие: простая  иллюстрация взаимозависимости  отраслей; обозначение так называемого  непроизводительного сектора, обладающего  основным капиталом; признание экономической  деятельности на земле источником чистого  дохода, не выясняя механизма превращения  земли в источник ценности, и т.д.

2.4 Экономическое учение Адама Смита

Исторически сложилось так, что почти повсеместно  формирование экономической науки  чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723—1790) — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость»  будет преодолена, очевидно, не скоро, ибо в отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления  о современном уровне знаний, экономическую  науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит

Информация о работе Основные этапы развития экономической науки