Основы внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности это совокупность мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Содержание

Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Реформы ВЭД в России………………………………………………………………..4
2. Организация управления ВЭД в РФ на современном этапе………………………..7
3. Актуальные перемены ВЭД в России………………………………………………..10
4. Показатели ВЭД России в 2012году, перспективы развития…………………......12
Заключение………………………………………………………………………………..16
Практическая часть
Задание №1………………………………………………………………………………..18
Задание №2………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Работа ВЭД.docx

— 881.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Теоретическая часть

Введение…………………………………………………………………………………...3

  1. Реформы ВЭД в России………………………………………………………………..4
  2. Организация управления ВЭД  в РФ на современном этапе………………………..7
  3. Актуальные перемены ВЭД в России………………………………………………..10
  4. Показатели ВЭД  России в 2012году, перспективы развития…………………......12

Заключение………………………………………………………………………………..16

Практическая часть

Задание №1………………………………………………………………………………..18

Задание №2………………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы……………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности это совокупность мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами содержится в Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами, например, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, между РФ и Свердловской областью и др., других нормативных актах.

 

 

 

 

Реформы ВЭД в России

 

  С момента образования СССР была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды ВЭД. Внешняя торговля национализировалась, и торговые сделки с иностранными государствами и предприятиями производились от лица государства народным комиссариатом. Монополия сохранялась все годы и была зафиксирована специальными статьями Конституции СССР. Реформирование ВЭД началось в период 1985-1986 гг. Первым этапом было предоставление права выхода на внешний рынок 20 министерствам и 70 крупнейшим предприятиям. Затем с 1989 г. право выхода на внешний рынок получили низовые хозяйственные звенья, т.е. непосредственные производители товаров и услуг. В основу проведения экспортно-импортных операций был положен принцип валютной самоокупаемости. Система государственного регулирования ВЭД предусматривала:

  • регистрацию участников ВЭС;
  • декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • выработку правил экспорта и импорта отдельных товаров (специфических, двойного назначения, лицензируемых);
  • оперативное регулирование ВЭС.

     Наиболее применимым механизмом в этой системе было лицензирование экспорта и импорта. Лицензионный порядок был введен с целью: оптимизации раздела всех фондов между внутренним рынком страны и экспортом; упорядочения конкуренции экспортеров. Массовое стремление многих предприятий к выходу на внешний рынок привело к дефициту важнейших ресурсов (нефтепродукты, металл, древесина и т.д.) на внутреннем рынке. Правительством РФ был утвержден перечень лицензируемых товаров, который охватывал 90 % экспорта и 8 % импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения и боеприпасов, произведений искусств и предметов старины, наркотических и психотропных веществ.

    Основа процесса либерализации ВЭД была заложена в указе Президента РФ от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД». Основными положениями Указа являются: 
Разрешить всем предприятиям осуществление ВЭД без специальной регистрации. Правительству представить на утверждение сокращенный перечень лицензируемых и квотируемых товаров. Разрешить уполномоченным банкам открыть валютные счета всем юридическим и физическим лицам. Установить с 1.01.1992 обязательную продажу части валютной выручки предприятиями Центральному Банку для формирования республиканского валютного резерва. Средства от продажи используются для обслуживания внешнего долга и централизованных закупок по импорту. Запретить на территории страны расчеты и платежи между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами в иностранной валюте.

     Либерализация ВЭД была поэтапной. этап (конец 1991 г. - первое полугодие 1992 г.) включал меры:

а) снятие ограничений  на экспорт готовой продукции (при  сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз сырьевых ресурсов);

б) частичную либерализацию  валютного курса;

в) отмены любых ограничений  на импорт.

 Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на внутреннем рынке и для компенсации резкого спада производства. Необходимость регулирования экспорта вызвана стремлением препятствовать опустошению внутреннего рынка.этап (второе полугодие 1992 г.). Основные положения второго этапа:

а) введение импортного тарифа как защитной меры отечественных  производителей от конкуренции импортных  товаров;

б) ужесточение контроля за экспортом СВСТ; полная либерализация валютного курса;

г) создание валютного  рынка.

    Одним из условий для этого является установление обязательной продажи экспортерами 50 % валютной выручки. Этап (охватывает 1993-1994 гг.).

В этот период:

а) завершен переход на тарифные методы регулирования. Соответственно, снижена роль количественных ограничений;

б) выделено предприятие как главный субъект ВЭД. Важным этапом является принятие в 1995 г. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

Этими этапами завершено, в основном, формирование механизма  переходного периода, основанного на: ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, в основном в отношении СВСТ1, продукции военного и двойного назначения; обязательной продаже 50 % валютной выручки; использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка. 
   Продвижение к открытой экономике - длительный период, охватывающий ряд направлений:

сближение мировых и  внутренних цен;

накопление значительных валютных резервов;

достижение положительного платежного баланса;

стабилизация курса  национальной валюты;

развитие оптовой торговли.

    Реформа ВЭД протекала в условиях, близких к экстремальным. Первоочередные задачи, в основном, были решены. Хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок. Механизм тарифного регулирования создан и реализуется. Достигнута внутренняя конвертируемость рубля. Созданы системы стимулирования, кредитования, страхования экспорта.

   Система управления ВЭД находится в стадии дальнейшего становления. В соответствии с Конституцией РФ государство оставило за собой право устанавливать ВЭО лишь на уровне государства. Субъекты федерации, предприятия имеют право самостоятельно устанавливать ВЭС в пределах полномочий, оговоренных законодательством. Самостоятельность низовых хозяйственных звеньев не беспредельна, а регулируется и координируется государством и органами его управления. 
Система органов государственной власти РФ включает :

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную ветви власти.

   К ведению законодательной власти относится принятие законов, в том числе по ВЭД. Законы могут быть как общеэкономического характера (налоги НДС, акциз), так и конкретно по ВЭД (ТК; Закон о таможенном тарифе и др.). Наряду с Законами издаются Указы Президента, Постановления Правительства РФ.

 

  1. Организация управления ВЭД в РФ на современном этапе

 

    Система управления ВЭД в России представлена на федеральном, региональном и местном уровне.

I. На федеральном уровне регулирование ВЭД в России осуществляется целой совокупностью органов гос. власти:

1. Комиссия при Правительстве  РФ по защитным мерам во  внешне. тарифной и таможенно-тарифной политике - является координационным органом, осуществляющим подготовку предложений для Правительства в области тарифных мер в регулировании экспорта и импорта.

В состав данной комиссии входят первые заместители, руководители мин. эконом. развития, мин. финансов, мин. иностр. дел и т.д.

2. Совет по иностранным  инвестициям. Создан при Правительстве  с целью усиления взаимодействия  с зарубежными предпринимателями,  и ускорения выхода России  на мировой рынок капитала.

3. Межправительственная  комиссия по торгово-экономическому  сотрудничеству. Выступает важным  инструментом в решении торгово-экономических  задач.

В числе функциональных органов  управления внешней торговли первостепенное значение имеют министерство экономического развития.

Деятельность мин. эконом. развития в области управления ВЭД  связана с выполнением следующих функций:

- Разработка предложений  по проведению единой государственной  внешнеторговой политики и обеспечение  ее реализации;

- Составление    прогноза   развития    внешней   торговли,    изучение конъюнктуры     и прогнозирование тенденций развития мирового рынка;

- Участие в обеспечении  экспортного контроля РФ;

- Осуществление координации  ВЭД субъектов РФ.

Гос. таможенная служба РФ является центральным правоохранительным органом  РФ, участвующим в разработке и  реализации таможенной политики. Выполняет  следующие функции:

- Обеспечивает соблюдение  таможенных правил и налогового  законодательства;

- Ведет таможенную статистику  внешней торговли и ТН ВЭД;

- Осуществляет сотрудничество  с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств.

Нормативно-правовая основа в таможенном деле – Таможенный кодекс.

II. На региональном уровне:

- представительства общегосударственных  органов власти;

- представительства функциональных  и отраслевых органов власти;

- собственно региональные  органы власти;

- региональные подразделения  общественных организаций.

1. Функциональные и отраслевые  органы власти в регионах представляет  Министерство иностранных дел, на которое в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 12 марта 1996 года, возложена функция координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации.

МИД России взаимодействует  не только с федеральными, но и с  региональными органами власти, а также органами местного самоуправления.

2. Для выполнения этих  функций при МИДе создан Консультативный  совет субъектов РФ по МиВЭС, основная задача которого  оказание консультативной, информационной и методической помощи субъектам Федерации. В его функции входит:  

- экспертная  оценка  проектов нормативных документов, регламентирующих международные и внешне экономические связи субъектов Российской Федерации(МиВЭС); 

- разработка рекомендаций  по повышению эффективности МиВЭС;  

- информирование руководящих  органов субъектов Федерации  по основным направлениям внешней политики России и международного положения в целом, а также вопросам международной деятельности, напрямую затрагивающим интересы российских регионов; 

- систематизация, обобщение  и распределение позитивного  опыта взаимодействия региональных  и федеральных органов власти  в сфере МиВЭС .

3. Региональное таможенное  управление выполняет функции,  возложенные на Федеральную таможенную службу в рамках определенной территории:

- обеспечивает в пределах  своей компетенции экономическую  безопасность, защищает экономические интересы РФ в федеральных округах;

- обеспечивает соблюдение  законодательства, ведет борьбу  с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России на территории действия управления;

- применяет средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

- осуществляет таможенный  контроль и таможенное оформление;

- ведет таможенную статистику  внешней торговли федерального  округа.

III. На местном уровне:

  Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок. Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д. Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкомической деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать. Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой  специализируется на торговле определёнными товарами либо с группой стран.

   

  1. Актуальные  перемены ВЭД в России

 

   На современном этапе развития России внешнеэкономическая деятельность важный фактор финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета. На Восьмой министерской конференции во Всемирной торговой организации (ВТО) 15-17 декабря 2011 г. принято решение о вступлении России в ВТО, но реально Россия станет полноправным членом ВТО со второй половины 2012 года. Поэтому с 2012 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок в массовом порядке придут крупные международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики.С 1 января 2012 года вступили в силу международные соглашения, формирующие Единое экономическое пространство (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана, которое открывает новые возможности для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Также с 1 января 2012 году вступила в силу новая редакция Единой товарной номенклатуры и Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также поправки в таможенном законодательстве. Все это приведет к значительному изменению условий ведения как внутриэкономической, так и внешнеэкономической деятельности.

     Большинство стран мирового сообщества уже сделали свой выбор и вступили во Всемирную Торговую Организацию. Тем самым, совершив шаг в развитии своей экономики. Положительное влияние вступления в ВТО – значительное увеличение торгового оборота. На долю членов ВТО сегодня приходится 96% мировой торговли, и отсутствие России в этой организации ведет к существенным потерям. Нашу экономику до сих пор не признали рыночной, и страна ежегодно теряет от 1 до 4 млрд. долл. из-за дискриминационных мер. Внутренние налоги, акцизы и таможенные сборы, ограничение транзита, дискриминационное применение технических, санитарных и фитосанитарных барьеров, произвольное использование других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры – все это сдерживает внешний торговый оборот России. Российский потребитель недополучает товары, либо получает их по цене, существенно завышенной по отношению к их стоимости. В ВТО же существует и работает механизм регулирования сборов в связи с передвижением товаров через границы государств, и направлен он на снижение административных и финансовых нагрузок на продавцов и покупателей из разных стран. Снизив тарифы, Россия, в свою очередь, сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Далее, после вступления России в ВТО неизбежен приход иностранного капитала, и это станет стимулом для внедрения новых технологий, совершенствования управления, приведет к увеличению производительности, повышению уровня ВВП.  Существуют потери, последующие в случае присоединения России к этой организации. Защита многих российских производств, находящихся сейчас в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок. Скорее всего, этим производствам предстоит ликвидация. Это приведет к высвобождению рабочей силы и росту безработицы. В лучшем случае, нерентабельные производства заменят иностранные, но они высокотехнологичны и требуют привлечения значительно меньшего количества людских ресурсов, к тому же требовательны к уровню профессионализма человека. Для российского рынка слишком высокой окажется конкуренция с иностранными компаниями и в сфере услуг. На смену им на рынок придут зарубежные сервисные фирмы. Скорее всего, они будут конкурентные по уровню оказания услуги, по ценам, и благоприятны для потребителя. Любой иностранный собственник создаст отток прибыли от деятельности компании в свою страну. А значит, эти деньги вступят в пользование иностранными государствами. Дальнейшее прогнозирование национальной экономики России представляется затруднительным. Указанные трудности, связанные с присоединением к ВТО, и некоторые другие, требуют множества усилий и огромной работы со стороны представителей государственной власти России.

Информация о работе Основы внешнеэкономической деятельности