Основы теории государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России; выделить основные направления государственного регулирования; раскрыть экономические и административные методы государственного регулирования и проблему их эффективного сочетания; познакомится с формами и методами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты, цели государственного регулирования и денежно-кредитной политики; узнать о фискальной политики государства; определить роль Центрального банка и познакомиться с государственным бюджетом и долгом.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Необходимость государственного регулирования экономики . . . . . . . . 4
Основная часть.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Экономические и административные методы государственного регулирования, проблема их эффективного сочетания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Экономическая политика: субъекты, цели, методы осуществления. . . . . 8
5. Фискальная политика государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
7. Государственный долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты. . . . . . .26
9. Роль Центрального банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.22 Кб (Скачать файл)




           Доходная часть

Показывает откуда поступают  денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества.




 

 

 

 

Источники





  Налоги




Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег




Займы у международных организаций




Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.)




 

 

 

[3;стр.231]

    Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления. Налоги - основной источник бюджетных средств.

    Среди  этих поступлений ведущее место  занимает индивидуальный подоходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, рента и т. п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок2.

        Налоги на прибыли компаний составляет важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьшению. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

 В последние  годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу, и предприятия. Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего механизм цен они перекладываются на покупателей.

    Существенную  фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями3.

    В  современных условиях продолжает  действовать ряд традиционных  налогов: а) с наследства и  дарений и б) поимущественный,  который взимается с оценочной  стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие  специфические налоги не вносят  существенного вклада в доходную  часть бюджета.[4;стр.483-485]

                                    Структура бюджетных расходов.

    Второй  составной частью бюджета являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в финансовых ресурсах. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Возрастание роли государства в регулировании национальной экономики выразилось в появлении во второй половине ХХ века новых тенденций бюджетной политики. Одна из них – обеспечение устойчивого экономического роста.

    Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

    Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.

            Доходы и расходы бюджета (млрд. национальной валюты)

Страна

1990г.

1999г.

      доходы

     расходы

     доходы

    расходы

Великобритания

203

200

328

328

Германия

702

726

1194 *

1216*

Италия

509

644

881

916

США

1086

1304

1907

1785

Франция

2673

2762

3491**

3797**


 

   *Данные за 1998 г.

** Данные за 1997 г.

    В  тех государствах, в которых часто  допускается бюджетный дефицит,  образуется и возрастает государственный  долг.[4;стр.485-487]

 

                      7. Государственный долг

    Государственный долг – это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. [3;стр.233]

    В ряде случаев эта величина достигает поистине астрономических размеров, и ее невозможно погасить за короткий срок. Так, в конце ХХ в. величина государственного долга США составила 814 млрд. долл. Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, неспособного оплатить свои расходы? Нет, не всегда, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:

    а)  печатание новых денег, что, разумеется, усиливает инфляцию;

    б) неналоговые поступления, например доходы от иностранного туризма;

    в) внешний долг – международный кредит, получивший в современных условиях широкое распространение;

    г) внутренний долг – государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации и казначейские обязательства.

    Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастную часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на употребление и накопление. Широкая продажа государственных ценных бумаг ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый эффект вытеснения. С рынка ценных бумаг уходят те продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.[4;стр.487]

    Помимо  проблемы погашения государственного  долга, существует необходимость  его обслуживания.

    Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.

Государственный долг


 

Внутренний государственный долг

Долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте


   Внешний государственный долг

Задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным  по ним процентам международным  и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным  банкам и др., выраженные в иностранной  валюте


Внутренние долговые обязательства





 


Рыночные

Долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в  виде ценных бумаг - облигаций


Нерыночные

Возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к  концу бюджетного года, который переоформляется  в государственный внутренний долг)




 

 

                                                                                                                                                                                  [3;стр.233] 
   Причины возникновения внутреннего государственного долга

    1. Получение государством кредитов  от коммерческих банков, юридических  лиц, выраженных в национальной  валюте.

    2. Осуществление государством внутренних  займов (размещение ценных бумаг  от лица государства).

    3. Предоставление бюджетных ссуд  одним уровнем бюджетной системы  другому.

    Я  считаю, что внешний государственный  долг является более серьезной  проблемой, чем внутренний, так  как с его появлением возникают  не только кредитные обязательства,  но и обязательства другого  рода – за оказание финансовой  помощи кредиторы требуют выполнения  ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

    Сама  по себе номинальная величина  внешнего долга еще ничего  не говорит о состоянии экономики  страны. Важны не абсолютные показатели  долга, а его отношение к  другим экономическим показателям  государства:

    - величина долга на душу населения;

    - отношение долга к ВВП (оно  не должно быть больше 80%);

    - отношение величины госдолга  к объему экспорта (он не должен  превышать сумму экспорта более  чем в 2 раза);

  - расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15-20%);

    - отношение внешнего долга к  размеру золотовалютных резервов.

Реструктуризация долга – процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки возврата).

    Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.

    Жизнь страны, обремененной  внутренним и внешним долгами,  требует грамотной стратегии  и умелого использования кредитных  ресурсов, т. е. эффективного управления  госдолгом. [3;стр.234]

 

                 Меры по управлению государственным долгом

    1. Недопущение долговой ловушки,  при которой все ресурсы работают  на выплату долга, а не на  увеличение национального богатства.

    2. Поиск средств для выплаты  долга.

    3. Нейтрализация негативных последствий  государственного долга.

    4. Эффективное использование средств  заимствования, т. е. направление  их в проекты, которые в отведенный  срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и  проценты по нему.

    В  России использовалась особая  финансовая политика, направленная  на формирование бюджетного излишка.  Профицит, построенный на сдерживании  государственных расходов, сокращал  совокупный спрос, что тормозило  экономический рост. При растущей  экономике от профицита можно  отказаться, так как темпы роста  обеспечат прирост налоговых  поступлений, а значит, и источники  погашения государственного долга.[3;стр.234-235]

 

    8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты.

 

    Денежно кредитная политика  – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляций, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

    Основной целью денежно-кредитной политики является стремление обеспечить устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государства.

    Объект денежно-кредитной политики – соотношение спроса и предложения на денежном рынке.[3;стр.246]

       В процессе реализации денежно  – кредитных способов регулирования  экономики тесно переплетаются  прямые экономические и косвенные  методы.

     К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

- целевое кредитование;

- установление кредитных «потолков»;

- прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные  с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных  кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли  по более льготным ставкам . Эти банки, как правило, пользуются определёнными  льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

Информация о работе Основы теории государственного регулирования экономики