Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

Рыночная система - это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.
Командная система - форма организации экономики, при которой правительственные органы в централизованном порядке определяют взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей на основе государственных планов производства и распределения продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

glossarii по микроэкономике.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

ОСНОВЫ  ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Рыночная  система - это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.

 

Командная система - форма организации экономики, при которой правительственные органы в централизованном порядке определяют взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей на основе государственных планов производства и распределения продукции.

 

Смешанная система – это система, в разной степени сочетающая действие свободного рыночного механизма с государственным регулированием экономики.

 

Рыночное  равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению.

 

Спрос - это потребность, представленная на рынке и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платежеспособная потребность.

Рис. 1.1. Увеличение спроса и смещение кривой спроса вправо

  Рис. 1.2. Уменьшение спроса и смещение кривой спроса вправо

 

Кривая  спроса или график спроса - это определенная зависимость между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос.

 

Закон спроса - если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то объем спроса на них уменьшается (более высокие цены всегда сокращают количество покупателей, и наоборот; повышение цены вынуждает потребителя данного товара уменьшить количество покупок, и наоборот).

 

Основными неценовыми факторами спроса являются:

  • вкусы, привычки или предпочтения потребителей;
  • число покупателей на рынке;
  • денежные доходы покупателей;
  • цены на сопряженные (заменяющие и сопутствующие) товары;
  • потребительские ожидания изменения будущих цен и доходов.

Изменение объема (величины) спроса связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой спроса, т.е. в переходе от одной комбинации "цена - количество товара" к другой на том же графике спроса.

 

Изменение спроса связано с изменением неценовых факторов спроса и выражается в смещении кривой спроса вправо (при увеличении спроса)  или влево (при уменьшении спроса) от первоначального  положения.

 

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке

 

График  предложения, или кривая предложения, показывает взаимосвязь между рыночными ценами' и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже.

 

Закон предложения: если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то объем их предложения увеличивается.

 

 

 

К основным неценовым факторам предложения относятся:

  • цены на ресурсы;
  • технология производства;
  • цены на другие товары;
  • ожидания изменения цен;
  • налоги и дотации;
  • число продавцов на рынке.

Рис. 1.3.Увеличение предложения и сдвиг кривой предложения вправо

Рис. 1.4. Уменьшение предложения  и сдвиг кривой предложения влево

 

Изменение объема (величины) предложения связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой предложения, т.е. является переходом от одной комбинации "цена - количество товара" к другой на том же графике предложения.

 

Изменение предложения связано с изменением неценовых факторов предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).

 

Равновесная цена, или цена равновесия - это такая цена, при которой объем предложения соответствует объему спроса. Ей соответствует равновесное количество продукции на рынке. Равновесная цена и равновесное количество находятся в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Эластичность - это мера изменения одной переменной при изменении другой, или процентное изменение одной переменной в результате изменения другой на 1%.

 

Ценовая эластичность спроса показывает процентное изменение объема спроса на 1% изменения рыночной цены данного товара. Для измерения эластичности спроса от цены служит коэффициент ценовой эластичности спроса Ed:

,

где %DQd - процентное изменение объема спроса; %DР - процентное изменение цены данного товара.

где DQd - количественное изменение объема спроса; DР - количественное изменение цены; Qd - первоначальный объем спроса; Р - первоначальная цена.

 

Если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению объема спроса, то спрос является эластичным.

 

Если данное процентное изменение цены вызывает меньшее  процентное изменение объема спроса, то спрос является неэластичным.

 

Если данное процентное изменение цены ведет к равному  процентному изменению объема спроса, то этот случай называют единичным эластичным спросом, или единичной эластичностью.

 

 

 

 

Формула центральной (средней) точки для определения ценовой эластичности спроса имеет следующий вид:

,

где Ed cp - коэффициент ценовой эластичности спроса в центральной (средней) точке участка АВ кривой спроса;

Рср - цена в центральной точке участка АВ;

Qd ср - объем спроса в центральной точке участка АВ;

PA - цена в крайней точке А участка АВ;

PB - цена в крайней точке В участка АВ;

Qd A - объем спроса в крайней точке А участка АВ;

Qd B - объем спроса в крайней точке В участка АВ.

 

При совершенно (абсолютно) эластичном спросе объем спроса увеличивается при неизменной цене, и коэффициент эластичности спроса равен бесконечности.

При совершенно (абсолютно) неэластичном спросе изменение цены не ведет к изменению объема спроса, а коэффициент ценовой эластичности спроса = 0.

Валовая выручка (валовой доход) рассчитывается по следующей формуле:

TR = Р • Q,

где TR (total revenue) - валовая выручка (валовой доход); Р - цена товара; Q - объем спроса (количество реализованной продукции).

При эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению валовой выручки, и наоборот, рост цены - к ее уменьшению, т.е. изменение цены вызывает изменение валовой выручки в противоположном направлении

При неэластичном спросе снижение цены ведет к уменьшению валовой выручки, и наоборот, рост цены - к ее увеличению, т.е. изменение цены вызывает изменение валовой выручки в том же направлении.

При единичном эластичном спросе изменение цены не ведет к изменению валовой выручки.

 

На ценовую эластичность спроса влияют следующие основные факторы.

1. Возможность замены данного товара другими товарами. Чем больше существует заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него, так как у покупателей больше возможностей заменить данный товар при увеличении его цены. Объем покупок данного товара при определенном увеличении цены сократится в большей степени.

2. Удельный вес расходов на данный товар в общей сумме расходов потребителей. Чем дороже товар и больше удельный вес затрат на него в общей сумме расходов потребителей, тем выше эластичность спроса. При прочих равных условиях покупатели в большей степени сократят в данный период времени покупки сравнительно дорогого товара при увеличении цены на него, а не дешевого, затраты на покупку которого относительно невелики.

3. Принадлежность  данного товара к предметам  роскоши или предметам необходимости. Спрос на предметы роскоши обычно является эластичным, а на предметы необходимости - неэластичным. Так, при увеличении цены на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, рыбу и т.д.) покупатели незначительно сократят покупки этих товаров, так как они определяют возможности физиологического существования человека. В то же время при росте цены на товар, относящийся к предметам роскоши, потребители могут отказаться от него вообще или перенести покупку на более поздний период.

4. Фактор времени. Спрос на товар обычно тем эластичнее, чем продолжительнее период времени для принятия решений. Это связано с относительной устойчивостью вкусов, привычек, предпочтений потребителей. Так, при увеличении цены на предпочтительный для данного потребителя товар он в краткосрочном периоде не обязательно сократит его покупки или откажется от него. Однако в долговременном периоде при сохранении такой ситуации потребитель может изменить свои предпочтения и переключиться на покупки более дешевого товара-заменителя.

 

Эластичность  спроса по доходу представляет собой процентное изменение спроса на один процент изменения дохода потребителей:

где Еi - коэффициент эластичности спроса по доходу;

%DQd - процентное изменение спроса;

DQd - количественное изменение спроса;

Qd - первоначальный спрос;

%Di - процентное изменение дохода потребителей;

Di  - количественное изменение дохода;

i - первоначальный доход.

 

Перекрестная  эластичность спроса от цен показывает процентное изменение спроса на один товар при изменении на 1% цены на другой товар:

где Еxy - коэффициент перекрестной эластичности спроса от цен;

x - один товар;

y - другой товар;

%DQx - процентное изменение спроса на товар х;

DQx - количественное изменение спроса на товар х;

Qx - первоначальный спрос на товар х;

%DРy - процентное изменение цены на товар у;

y - количественное изменение цены на товар у;

Ру  - первоначальная цена на товар у.

 

Если товары х и у взаимозаменяемые, то коэффициент перекрестной эластичности спроса от цен имеет положительное значение, так как увеличение цены на один товар ведет к повышению спроса на другой.

Если товары х и у сопутствующие или взаимодополняющие, то коэффициент перекрестной эластичности спроса от цен имеет отрицательное значение, поскольку увеличение цены на один товар вызывает снижение спроса на другой.

 

Ценовая эластичность предложения показывает процентное изменение объема предложения товара на 1% изменения его рыночной цены.

 

Коэффициент ценовой эластичности предложения определяется следующим образом:

где ES - коэффициент ценовой эластичности предложения;

%DQS - процентное изменение объема предложения;

%DР - процентное изменение цены данного товара;

DQS - количественное изменение объема предложения;

DР - количественное изменение цены;

DQS - первоначальный объем предложения;

Р - первоначальная цена.

 

Различают три основных типа ценовой эластичности предложения: эластичное (Es больше 1), неэластичное (Es меньше 1), единичное эластичное (Es = 1).

 

При совершенно (абсолютно) эластичном предложении объем предложения увеличивается при неизменной цене. При этом коэффициент ценовой эластичности предложения равен бесконечности.

 

При совершенно (абсолютно) неэластичном предложении объем предложения остается постоянным при изменении цены товара, а коэффициент эластичности равен 0.

Важным фактором, влияющим на ценовую эластичность предложения, является количество времени, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к изменению цены товара, изменяя количество, структуру и качество различных факторов производства, используемых для производства данного товара. Чем больше времени у производителя, тем шире его возможности изменить все факторы производства, применяемые для изготовления данного продукта, тем в большей степени он может изменить объем производства, тем выше будет эластичность предложения.

 

 

Мгновенное  равновесие устанавливается в кратчайший рыночный период. Поэтому объем предложения в мгновенный рыночный период является неизменным, фиксированным. Иными словами, предложение является совершенно неэластичным, график предложения представляет собой вертикальную линию Sm.

 

Краткосрочное равновесие устанавливается в короткий рыночный период. В течение краткосрочного периода производители не могут изменить свои производственные мощности, техническую базу, количество оборудования.

 

Длительное  равновесие наступает в долговременном периоде. Развивающаяся отрасль увеличивает спрос на дополнительные качественные и производительные средства производства из других отраслей, способствуя росту цен на материальные ресурсы, повышает спрос на квалифицированных работников, увеличивая их зарплату. В конечном счете это ведет к возрастанию издержек производства в данной отрасли и соответственно к некоторому повышению цен на ее продукцию. Поэтому график предложения в длительном периоде можно описать не как совершенно эластичный (горизонтальную линию), а как слегка приподнятый, наклонный.

Информация о работе Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения