Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:07, курс лекций
Рыночная система - это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.
Командная система - форма организации экономики, при которой правительственные органы в централизованном порядке определяют взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей на основе государственных планов производства и распределения продукции.
Если монополист стремится к расширению объема продаж в перспективе, то при определении объема производства и цены ему целесообразно установить их комбинацию на эластичном участке графика спроса.
Кривая TR имеет положительный наклон до тех пор, пока MR представляет собой положительную величину. Когда предельная выручка примерно при 11 единицах становится равной 0, валовая выручка TR достигает максимального значения (561 р.). При отрицательном значении MR валовая выручка снижается.
Рис. Графики спроса и предельной выручки монопольной фирмы
Рис. Кривые валовой выручки и валовых издержек монополиста. Определение оптимального объема производства на основе сравнения валовой выручки с валовыми издержками
При первом подходе оптимальным будет такой объем выпуска продукции, при котором валовая выручка (валовой доход) в наибольшей степени превышает валовые издержки. В этом случае монополист получает максимальную валовую прибыль, так как Тп =TR - ТС.
Максимальная валовая прибыль будет при таком объеме производства, когда предельная выручка сравняется с предельными издержками (MR = МС) или, если нет точного равенства, при выпуске продукции, при котором MR в последний раз превышает МС. От производства следующих единиц продукции стоит отказаться, так как предельная выручка станет меньше предельных издержек (MR < МС). Следовательно, монополист будет нести от выпуска этих единиц предельный убыток, и валовая прибыль снизится.
Экономические последствия монополии:
1. В Условиях чистой монополии фирме при тех же издержках и спросе выгодно продавать меньше продукции, но по более высокой цене, чем в Условиях чистой конкуренции.
Следовательно, в результате выбора монополистом оптимального объема производства, обеспечивающего максимальную валовую прибыль, происходит недостаточно эффективное, с точки зрения общества, распределение экономических ресурсов (Р < МС). Для монополиста, по сравнению с конкурентными фирмами отрасли, выгодно ограничивать объем продаж, реализуя меньше продукции, но по более высокой цене, т.е. использовать на производство данного вида продукции сравнительно меньше ресурсов, чем необходимо для общества.
2. Чистая монополия способствует увеличению неравенства в распределении доходов в обществе в результате монопольной рыночной власти и установлению более высоких цен при тех же издержках, чем в условиях чистой конкуренции, что позволяет получить монопольную прибыль.
3. В Условиях рыночной власти возможно использование монополистом ценовой дискриминации, когда назначаются разные цены для различных покупателей.
Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Общественно оптимальная цена - это цена, которая обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов в обществе.
Количество продукции
Рис. Цена, предельная выручка (предельный доход) и издержки регулируемой монополии
Методы регулирования монополиста:
1.Выделение государственной дотации из бюджета монопольной отрасли для покрытия валового убытка в случае установления фиксированной цены на уровне общественно оптимальной, соответствующей величине предельных издержек.
2. Предоставление монопольной отрасли права проводить ценовую дискриминацию с целью получения дополнительного дохода от более платежеспособных потребителей для покрытия убытка монополиста.
3. Установление регулируемой цены на уровне, который обеспечивает нормальную прибыль. В данном случае цена равна средним валовым издержкам. Нормальная прибыль не полностью устраивает монополиста, но в определенной мере отвечает общественным интересам.
ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Для измерения уровня концентрации рынка используется коэффициент концентрации. Он показывает процентное отношение продаж в общем, отраслевом объеме конкретного вида продукции определенного количества самых крупных фирм (обычно четырех или восьми). Высоким уровнем концентрации характеризуются металлургическая, автомобильная, оборонная, нефтедобывающая и некоторые другие отрасли промышленности. Недостатком коэффициента концентрации является то, что одинаковый коэффициент могут иметь отрасли с разной степенью монополизации рынка.
Для устранения этого недостатка используется индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана. Он определяется путем суммирования квадратов процентной доли рынка каждой из фирм отрасли. Так, если в отрасли имеется п различных фирм, то формула имеет следующий вид:
где Н - индекс
рыночной концентрации
р - доля рынка каждой из фирм отрасли в процентах;
n - количество фирм в отрасли.
По мере роста концентрации рынка индекс Херфиндаля-Хиршмана увеличивается.
Одним из показателей концентрации рынка является также индекс монопольной власти Лернера. Данный коэффициент основан на том, что монопольная власть на рынке обратно пропорциональна эластичности спроса на продукцию фирмы, и определяется следующим образом:
I =1/E =(P-MC)/P,
где I-индекс монопольной власти Лернера;
E- коэффициент эластичности спроса на продукцию;
P- монопольная цена;
MC- предельные издержки.
Олигополия - это структура рынка, когда количество фирм в отрасли является небольшим, и все они взаимозависимы при проведении политики ценообразования.
Модель ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста. Данная модель, не показывает, каким образом устанавливается цена в олигополистических отраслях. Она может быть использована только для теоретического объяснения невыгодности ценовой конкуренции для фирм, работающих в Условиях олигополии, и характеристики относительной устойчивости цен в олигополистических отраслях.
1. Любое изменение цены олигополистом имеет для него отрицательные последствия. Если он повысит цену, то потеряет часть покупателей на рынке. Если снизит цену, то его продажи увеличатся незначительно, а возможно и снижение валовой выручки. Так, на рис. видно, что валовая выручка TR при уменьшении цены ниже уровня Ро сначала незначительно увеличивается при росте объема производства с Q0 до Q1 (пока предельная выручка MR1 > 0), а затем при объеме выпуска Q > Q1 будет снижаться (предельная выручка становится отрицательной: MR1< 0). В связи с этим существует относительная стабильность цен в Условиях олигополии.
2. Сравнительная устойчивость цен в условиях олигополии, не основанной на тайном сговоре, связана также с последствиями изменения предельных издержек МС в Условиях необычной формы графика предельной выручки MR. Разрыв графика предельной выручки, обусловленный ломаной кривой спроса олигополиста, означает, что значительные изменения предельных издержек в определенных пределах не повлияют на выбор оптимального объема производства и цены. Так, на рис. любое изменение предельных издержек в интервале от MC1 до MC2(на отрезке СВ) не приведет к изменению оптимального объема производства и цены, так как в этом интервале MR = МС при одном и том же выпуске продукции Qo и прежней цене Ро.
В том случае, если фирмы в условиях олигополии производят однородную продукцию и имеют примерно одинаковые издержки, то они в соответствии с правилом MR = МС выберут оптимальный объем производства Qo и назначат одинаковую цену Ро.
В тех олигополистических отраслях, где есть одна наиболее крупная и эффективная фирма и несколько мелких предприятий, крупная фирма может выступать в роли ценового лидера. Небольшие фирмы будут вынуждены изменять цену после изменения цены крупной фирмой.
В условиях олигополии, где производится дифференцированная продукция, обычно используется метод ценообразования "издержки + накидка". При этом для установления цены к величине средних издержек производства единицы продукции при планируемом объеме продаж прибавляют накидку в размере определенного процента (20%, 30% и т.д.). В данном случае накидка по существу отражает норму прибыли при производстве данного вида продукции. Таким образом, объектом согласования олигополистов является не цена, которая не может быть одинаковой в силу производства дифференцированной продукции с различными средними издержками, а процент накидки.
Экономические последствия олигополии аналогичны чистой монополии: ограничение выпуска продукции; установление более высоких цен, чем на конкурентном рынке; недостаточно эффективное распределение ресурсов; усиление неравенства в распределении доходов; ценовая дискриминация и др.
Монополистическая конкуренция - это отрасль, в которой действует относительно большое количество фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, между которыми существует ценовая и неценовая конкуренция.
В связи с наличием большого количества фирм и развитием конкуренции в отрасли кривая спроса отдельной фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции намного эластичнее, чем у монополиста, но менее эластична, чем у чисто конкурентной фирмы. График спроса монополистического конкурента не может быть совершенно эластичным, как в условиях чистой конкуренции, поскольку в отрасли действует меньше фирм, и производят они не однородную, а дифференцированную взаимозаменяемую продукцию.
Рис.. Положение равновесия фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, в краткосрочном и долгосрочном периодах
Если фирмы, работающие в условиях монополистической конкуренции, получают экономическую прибыль в краткосрочном периоде (см. рис.положение равновесия монополистического конкурента, получающего максимальную валовую прибыль), то в данную отрасль будут входить, другие фирмы. По мере вступления фирм в отрасль увеличится количество товаров-заменителей, и спрос на продукцию действующих фирм сократится. Графики спроса на их продукцию сместятся влево. В результате экономическая прибыль фирм будет уменьшаться до тех пор, пока вступление новых фирм в отрасль в долговременном периоде не приведет к нулевой экономической прибыли фирмы отрасли.
Если же фирмы несут экономический убыток в краткосрочном периоде (см. рис.положение равновесия монополистического конкурента, обеспечивающее минимальный валовой убыток), то из данной отрасли будут выходить действующие фирмы. По мере их выхода сократится число товаров-заменителей. Спрос на продукцию оставшихся фирм увеличится, и их графики спроса сместятся вправо. В результате экономический убыток фирм будет уменьшаться до достижения ими в долгосрочном периоде безубыточности и получения нулевой экономической прибыли.
Таким образом, в долговременном периоде существуют тенденции к получению нормальной и устранению экономической прибыли, к достижению безубыточности всех фирм, работающих в условиях монополистической конкуренции. Фирма возмещает средние издержки и получает нулевую экономическую прибыль при таком оптимальном объеме производства, когда цена станет равной средним издержкам, а график спроса - касательной к кривой средних издержек (см. рис в.положение равновесия монополистического конкурента, получающего максимальную валовую прибыль). В отличие от чисто конкурентной фирмы в долгосрочном периоде цена в положении равновесия не равна минимуму средних издержек, так как график спроса монополистического конкурента D имеет снижающийся вид и не может коснуться точки минимума кривой АТС, а касается ее на более высоком уровне средних издержек. Иначе - уровень цен в условиях монополистической конкуренции выше, чем на чисто конкурентном рынке. Кроме того, в отличие от чистой конкуренции цена в положении равновесия превышает предельные издержки МС, что свидетельствует о недостаточно эффективном распределении экономических ресурсов в условиях монополистической конкуренции.
НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Спрос на экономические ресурсы. Определение
оптимального уровня использования ресурсов.
Необходимость изучения принципов формирования цен на ресурсы вызвана следующими основными причинами:
1) цены экономических ресурсов определяют издержки производства, а следовательно, и величину прибыли предприятия;
2) от цен ресурсов зависит эффективность их распределения между предприятиями и отраслями экономики;
3) цены ресурсов определяют денежные доходы населения;
4) от ресурсных цен зависит распределение национального дохода между различными социальными группами населения, что предполагает необходимость учета проблемы ценообразования в экономической политике государства.
Спрос на ресурсы является производным спросом, так как зависит от спроса на товары и услуги, выпускаемые с помощью данных ресурсов.
Информация о работе Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения