Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:51, реферат
На данном этапе развития общества проблема регулирования банковской системы является наиболее актуальной. В течение последних двух десятилетий многим странам была характерна финансовая дестабилизация. Экономические издержки финансовых кризисов настолько возросли, что ни одна страна уже не может их игнорировать. Для стабилизации финансовой системы страны вынуждены все шире использовать механизмы банковского надзора. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (У) МИД РФ
Кафедра банки, денежное обращение и кредит
Реферат на тему: «особенности банковского надзора на примере организации банковского надзора в США»
Подготовил:
Студент 4 курса ФПЭК
03 Академической группы
Мещангин Я.В.
Научный руководитель:
К.экон.н. Дмитриев И.В.
МГИМО
2014
На данном этапе развития общества проблема регулирования банковской системы является наиболее актуальной. В течение последних двух десятилетий многим странам была характерна финансовая дестабилизация. Экономические издержки финансовых кризисов настолько возросли, что ни одна страна уже не может их игнорировать. Для стабилизации финансовой системы страны вынуждены все шире использовать механизмы банковского надзора. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
Основными целями банковского надзора являются:
Система банковского надзора обычно включает:
Организационная структура банковского надзора характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами.
В данной работе мы подробно рассмотрим особенности и проблемы банковского надзора на примере наиболее высокоразвитой страны мира - США. Исходя из этого, цель данной работы - определить и проанализировать особенности банковского регулирования в США, а объектом исследования является банковская система США.
Глава 1. Особенности банковского надзора
К основным видам контроля за деятельностью коммерческих банков относят: государственный, ведомственный и независимый контроль.
«Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений».1
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.
Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.
Для осуществления банковского надзора контролирующие органы должны обладать достаточными полномочиями. В частности, запрашивать у банка информацию, проверять отчетность на месте, ставить вопросы и требовать ответа, иметь права и возможности маневра в принятии решений, включая закрытие банка, если это необходимо.
Центральной задачей органа надзора - определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем. Поэтому при выявлении проблем органы надзора должны:
Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность, в процессе принятия решения об ограничении круга выполняемых операций, а также в процессе осуществления контроля за действующим банком.
Банковский надзор может осуществляться в виде лицензирования. При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется правомерность и источники формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Также проверяется компетентность и профессиональная пригодность руководителей банка, определяется круг будущих операций, которые предполагает выполнять банк, а также цели, задачи и стратегия банка.
Банковский надзор может осуществляться в виде контроля за экономическими нормативами. Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции.
Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений. Проверки могут быть двух видов: комплексные и некомплексные (выборочные).
«Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.
Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая».3
По результатам проверки составляется акт в трех экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.
Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации, но и органов его проведения. Как правило, функции надзора выполняются подразделениями центрального банка или министерства финансов или независимым ведомством, подотчетным парламенту или президенту, например Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), как в США.
В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном
уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных
банков контролируется и регулируется Федеральной резервной системой вместе с двумя другими федеральными органами - Службой контролера денежного обращения (относящейся к министерству финансов) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).
Контроль за банками штатов - членами ФРС, депозиты которых
застрахованы в ФКСД, осуществляется соответствующими органами
банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как
правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками
при правительстве штатов). Кроме того их деятельность регулируется
и контролируется ФРС и ФКСД.
Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты
застрахованы в ФКСД, контролируются двумя структурами - банковскими
органами штатов и ФКСД. Банки штатов, не входящие в ФРС и не
страхующие депозиты в ФКСД, находятся под контролем властей штатов.
«Надзорные органы в США - Служба контролера денежного обращения
(на федеральном уровне) и Отдел Уполномоченных по банкам при
правительствах штатов (на уровне штатов) - решают вопросы о
предоставлении лицензий для открытия соответствующих банков
(национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытия
отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в
структуре банковского капитала».4
В компетенции надзорных органов США также входят:
политики подведомственных банков;
В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем
компетенция ФРС распространяется не только на банки, но и на кредитно-финансовые учреждения. Суть этой деятельности сводится к обеспечению потребителей (в том числе банковских клиентов) адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов.
Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности
депозитных учреждений в США являются:
штатами банков - членов ФРС, банковских холдинговых компаний;
зарубежных банковских учреждений;
Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к
нему, Законом об изменение контроля за банковской деятельностью и
Законом о слиянии банков. В соответствии с этими законами Совет
управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков;
коммерческих учреждений - членов ФРС.5
В целом нужно сказать, что в отличие от стран Западной Европы в США наблюдается нечеткая централизованная структура органов банковского надзора.
Глава 2. Особенности и проблемы банковского надзора в США (на основе доклада ФРС)
Каждый год в США Федеральной резервной системой публикуется доклад о своей деятельности за год, включающей деятельность по контролю за банками. Исходя из данных доклада ФРС за 2010 год, в данной главе мы проанализируем особенности и проблемы банковского надзора.
Федеральная резервная система проводит проверки, как на местах, так и со стороны, и в случае необходимости прибегает к принудительным действиям. ФРС также предоставляет помощь банкам, в виде профессиональной подготовки кадров и технической поддержки. ФРС исследует состояние банков США, ведомств иностранных банков, а также банковских холдингов. В процесс исследования включаются:
В таблице 1 указаны результаты проверок Федеральной резервной системой в течение последних пяти лет.
Таблица 1. Состояние национальных банков и банковских холдингов в США за период 2006-2010 гг
Источник: http://www.federalreserve.gov/
В данной таблице мы видим, что к концу 2010 года было зарегистрировано 829 государственных банка, которые входили в Федеральную резервную систему. Эти банки представляли приблизительно 13% всех застрахованных коммерческих банков США и располагают приблизительно 14 % всех застрахованных активов коммерческих банков в США. Федеральная Резервная система обязана раз в год проводить полную проверку этих банков на местах. Однако для определенных банков США, обладающих хорошим финансовым положением и хорошо организованной управленческой структурой, а также сумма общих активов которых составляет не менее 500 миллионов долларов США, такого рода проверки могут устраиваться раз в 18 месяцев. В 2010 году ФРС провела проверки в 722 национальных банках. В 190 национальных банков такого рода проверки проводились специальными государственными банковскими агентствами. Итого, в 2010 году было осуществлено 912 проверок. Анализируя этот показатель за 5 лет, мы можем сказать, что он с каждым годом продолжает расти, за исключением 2007 года, когда ему был характерен спад (694 проверки в 2007 году по сравнению с 761 в 2006).
Информация о работе Особенности банковского надзора на примере организации банковского надзора в США