Особенности госзакупок в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:56, научная работа

Краткое описание

Международный тендер является методом международной торговли, сущность которого заключается в конкурентном отборе зарубежных поставщиков и подрядчиков через организованный товарный рынок путем привлечения к определенной, предварительно установленной, дате предложения от зарубежных и национальных поставщиков и подрядчиков, проведение конкурса (сравнение) представленных проектов (условий) и заключения контракта с тем из них, предложения которого полнее всего удовлетворяют потребности и требования импортеров–заказчиков.

Вложенные файлы: 1 файл

тендер.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ 

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА Менеджмента внешнеэкономической деятельности

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

по теме: Особенности госзакупок в Украине

 

 

 

 

по дисциплине «Тендерные операции в ВЭД»

специальность 7.030604 «Менеджмент

внешнеэкономической деятельности »

образовательно-квалификационный уровень: специалист

форма обучения: дневная 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка МВДс - 13с-(02) Гапша К.А.

 

 

 

 

 

Донецк - 2014 

Введение 

Международный тендер является методом международной торговли, сущность которого заключается в  конкурентном отборе зарубежных поставщиков  и подрядчиков через организованный товарный рынок путем привлечения  к определенной, предварительно установленной, дате предложения от зарубежных и  национальных поставщиков и подрядчиков, проведение конкурса (сравнение) представленных проектов (условий) и заключения контракта  с тем из них, предложения которого полнее всего удовлетворяют потребности  и требования импортеров–заказчиков.

Анализ сложившейся практики организации и проведения тендеров позволяет выделить явные преимущества конкурсной формы размещения заказов  на закупку и привлечение подрядчиков  организация торгов на тендерных  условиях позволяет заказчику обеспечить своевременное выполнение контрактов, использовать оборудование и технологии, соответствующие мировым стандартам, добиться существенного снижения цен  за счет конкуренции, облегчить поиск  финансирования, способствует решению  вопросов сбыта продукции, а в  результате - гарантирует реализацию проектов и их прибыльность.

 

Слово «тендер» происходит от английского tender — официальное предложение, заказ на подотряд и to tender — подавать заказ (заявку) на участие в торгах. Посредником между покупателем и продавцом при этом методе торговли является тендерный комитет, который образуется импортером. Основной функцией его есть организация поступления заказов на участие в торгах и робота с ними. Следует также иметь в виду, что срок «тендер» включает пять основных понятий.

Тендер — это:

– сообщение о проведении торгов;

– комплект тендерной документации — условия проведения торга;

– проформа предложения, составленная организатором торгов и включенная к комплекту тендерной документации (проформа тендера является формуляром, который подлежит заполнению оферентом, если он есть згодним с условиями проведения торга и готовый взять на себя обовъъязки из выполнения работ);

 – собственно оферта; – собственно торг как процедура.

Самыми распространенными  объектами тендеров в международной торговле есть:

 – подотряды на  сооружение предприятий, зданий  и сооружений производственного  и непроизводственного назначения, в т.ч. тех, которые сооружаются  «под ключ»; 

– выполнение комплексов строительных и монтажных работ и их отдельных  видов;

 – выполнение комплекса  пусконалагоджувальних работ;

– снабжение комплектного оборудования;

 – концессии на  разработку полезных ископаемых;

– импортные закупки; –  проекты на основе предприятий с  иностранными инвестициями; – предоставление государственных кредитов;

 – разработка проектов  и выполнение работ в сфере  природоохранной деятельности; –  привлечение экспертов и консультантов;

 – поставки, подотряды,  закупка, для создания объектов национальной экономики.

Именно тендеры на сегодня  очень распространены в мировой  практике торговли, особенно на рынках машино–техничной продукции (за оценками экспертов, стоимость заказов на поставку оборудования и объектов капитального строительства, полученных с помощью проведения торгов, составляет около 1/3 общей стоимости экспорта машино–техничной продукции из промышленно развитых стран).

Существование проблемы сбыта  на мировом рынке стимулирует  импортеров не только расширять и  интенсифицировать сферу использования  тендеров, но и применять их как  механизм создания определенных (а  иногда и значительных) преимуществ при размещении импортных заказов. По данным западных специалистов, цены на энергетическое оборудование за заказами, размещенными через международные торги, в среднем на 20—25 % ниже, чем при подписании контрактов в результате двусторонних переговоров, даже с несколькими конкурирующими поставщиками. Это объясняется в первую очередь тем, что международные торги стимулируют конкуренцию между продавцами, позволяют покупателям выбирать наиболее технически совершенный и коммерчески целесообразный для них вариант из многих предложенных, а для победителей тендера этот факт является официальным признанием их конкурентоспособности.

Международные тендеры используются как индустриально развитыми  странами, так и странами, которые  развиваются, но мотивы их приложения разные. Первые в большинстве случаев  используют механизм проведения тендеров в пределах осуществления политики скрытого протекционизма и стимулирования развития национального производства. Законодательство большинства развитых стран позволяет организациям с преобладанием государственного капитала размещать заказ на приобретение товаров и услуг только через систему тендеров, а проведение импортных операций без использования торгов позволяется лишь в случаях необходимости приобретения уникального оборудования, запасных частей, а также в случае необходимости экстренной закупки оборудования для ликвидации последствий стихийного бедствия или за счет специальных межгосударственных соглашений.

Для стран, которые развиваются, доминирующими мотивами применения тендеров как методу размещения заказов  есть отсутствие опыта организации  заключения больших международных  контрактов и Стремления снизить  стоимость заказа. Кроме того, практика проведения международных торгов показала, что наибольшего распространения они как инструмент государства, больших государственных организаций и муниципальных органов, получили именно в странах, которые развиваются, которые характеризуются наличием значительного удельного веса государственного сектора в основных отраслях национального хозяйства, осуществлениям индустриализации и реиндустриализации экономики, отсутствием необходимых технических знаний и квалификации для самостоятельного решения существующих технико–технологичних проблем.

В Украине в связи с  постоянным увеличением роли конкурсных торгов (тендеров) и в целях рационального  использования бюджетных средств  и иностранных кредитов была разработана  законодательная база, которой регулируется проведение тендеров. Действующее законодательство Украины и сфере проведения тендеров базируется на Положении о порядке  организации и проведения международных  торгов (тендеров) в сфере государственных  закупок товаров (работ, услуг) иностранного происхождения, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 года № 694 (далее — Положение  № 694).

Данное Положение № 694 носит обязательный характер при  осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств государственного бюджета или иностранных кредитов, которые привлекаются под гарантию Кабинета Министров Украины, если стоимость  таких закупок равна или превышает 10000 гривень, а также закупок товаров (работ, услуг) за счет других средств, относительно которых нормативными актами Украины предусмотрено обязательное проведение торгов (исключение составляют закупки товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей, которые связаны с интересами национальной обороны и безопасности, а также закупки, связанные с государственной тайной). Министерством внешних экономических связей и торговли (МВЭСторг) с учетом принятых в международной практике норм для организации и проведения тендеров был разработан ряд подзаконных актов, направленных на исполнение Положения № 694. Так, в целях более четкой регламентации механизма проведения конкурсных торгов были приняты Порядок осуществления государственной регистрации международных торгов (тендеров) и утверждения отчетов о результатах их проведения (утвержден приказом МВЭСторга от 29 июля 1997 года № 371-1), Форма отчета о результатах проведения международных торгов (тендеров) в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) иностранного происхождения (утверждена приказом МВЭСторга от 25 июля 1997 года № 372-1) и издан приказ от 25 июля 1997 года № 373-1 «О мерах по обеспечению предоставления помощи и проведении экспертизы при организации и проведении международных торгов (тендеров)».

В перечисленных нормативных  актах содержатся развернутые положения  о государственной регистрации  международных тендеров, предоставлении экспертных заключений для МВЭСторга по его же поручению при проведении международных торгов, требованиях по составлению отчетов о проведении тендеров, что, в свою очередь, способствует осуществлению контроля со стороны государственных органов во время проведения конкурсных торгов. Следует отметить, что форма отчетности, утвержденная приказом МВЭСторга от 25 июля 1997 года № 372-1, включает и такой раздел, как наличие жалоб и замечаний по поводу проведения торгов, который, в частности, должен содержать полную информацию о высказанных (полученных) заказчиком жалоб и замечаний по проведенным торгам. Сложившаяся практика проведения конкурсных торгов свидетельствует о том, что обжалование решений тендерных комитетов не всегда соответствует его порядку, определенному тендерной документацией, и порядку, установленному законодательством. Приказом МВЭСторга от 29 июля 1997 года № 378-1 был утвержден Порядок рассмотрения Министерством внешних экономических связей и торговли Украины жалоб поставщиков (подрядчиков) относительно организации и проведения международных торгов (тендеров) в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) иностранного происхождения. В пункте 5 данного Порядка закреплены требования, предъявляемые к содержанию и форме жалобы, несоблюдение которых может стать причиной отказа в принятии такой жалобы, что, к сожалению, нередко встречается при обжаловании действий или бездействия, а также решений тендерного комитета. Во многих случаях вследствие недостаточной аргументации и отсутствия грамотных доводов или неприведения надлежащих доказательств в тексте подаваемой жалобы комиссией по ее рассмотрению принимается решение об отказе в удовлетворении последней. И хотя согласно пункту 12 вышеупомянутого Порядка решение по жалобе является окончательным и обязательным для исполнения, в силу пунктов 71, 73 Положения № 694 поставщики (подрядчики), равно как и заказчик торгов, могут обратиться в суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством Украины. Особое значение имеет вопрос применимого права, которому в большинстве случаев не уделяется должное внимание как со стороны организаторов, так и со стороны участников тендера. Игнорирование значения выбора материального права может привести к возникновению проблем, связанных с разрешением споров, на всех стадиях проведения тендеров. Безусловно, многие нормативные документы содержат положения, направленные на исключение коллизий правовых норм, в частности статья 10 Унифицированных правил по договорным гарантиям (редакция 1978 г., публикация МТП № 325), которыми могут руководствоваться организаторы при подготовке тендера для обеспечения исполнения обязательств и осуществления платежа. Так, если в гарантии не указано право, которому она подчиняется, применимым будет право местонахождения гаранта.

Данное положение не всегда устраивает организаторов тендеров при участии в конкурсах стран  «повышенного риска». Поэтому изначально очень важно в текст тендерной  документации включить арбитражную  оговорку. Следует также проанализировать проблемы в области проведения конкурсных торгов (тендеров). Опыт работы показывает, что участие в международных  тендерах затруднено рядом причин, для преодоления которых является целесообразным объединение с более  крупными компаниями, что позволяет  увеличить финансовые и технические  возможности и существенно снизить  возможные риски.

Закупки определенных товаров, работ, услуг следует выставлять на тендер, для этого существуют два главных ограничения:

Первое — степень конкуренции  на рынке. Если в заданном сегменте отсутствуют конкурентные предложения, если рынок монополизирован, то проводить  тендер в таких условиях, конечно  же, не имеет смысла, и предприятие  вынуждено осуществлять закупки  у единственного контрагента. Такими безальтернативными поставщиками могут  быть как естественные монополии  общегосударственного масштаба (например «Транснефть»), так и региональные монополисты, которые являются таковыми в силу неразвитости отдельных сегментов рынка. Например, в некоторых регионах до сих пор имеется покрытие единственного оператора сотовой связи, поэтому альтернатива здесь одна — использовать мобильный телефон или не использовать.

Второе существенное ограничение  — нецелесообразность тендера с  точки зрения временных и финансовых затрат на его проведение. Характерный  пример — недавняя трагедия с «Булгарией». В условиях, когда дорога каждая минута, речь не идет о том, чтобы тратить драгоценное время на проведение конкурсного отбора подрядчиков для спасательных или иных операций. То же самое можно сказать и об осуществлении мелких закупок, когда затраты на проведение тендера могут быть сопоставимы с возможной экономией или даже со стоимостью самой закупки.

Таким образом, тендер следует  проводить, если в данном сегменте закупок  есть реальная конкуренция, если закупка  не является исключительно срочной  и если затраты на проведение тендера  не превышают потенциальной экономии. Кроме того, многие компании в силу объективных причин могут установить и дополнительные условия, позволяющие  осуществлять прямые закупки без  проведения тендера, например, для поддержки  конкретных контрагентов с учетом долгосрочных перспектив сотрудничества.

Очень большой процент  на рынке тендерных закупок составляют государственные закупки. В соответствии с последними изменениями в законодательстве, круг субъектов, которые могут принимать  участие в тендерах по госзакупкам, значительно сузился. Кроме того, что предприятие должно быть государственным или государство должно иметь более 50% в уставном фонде компании, эти предприятия должны в той или иной форме получать господдержку из бюджета.

Информация о работе Особенности госзакупок в Украине