Особенности государственного регулирования безработицы молодежи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить возможность применения концепций для регулирования процессов безработицы среди молодежи в России.
Задачи:
Изучить теоретические основы безработицы: сущность, причины, показатели ее характеризующие;
Изучить основные концепции государственного регулирования безработицы в России;
Провести анализ и оценку параметров и тенденций безработицы населения России, выявить необходимость регулирования;
Провести анализ и динамику безработицы среди молодежи в России;
Выявить концепцию государственного регулирования безработицы среди молодежи в России.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования безработицы 4
1.1 Безработица: понятие, виды, причины возникновения, показатели ее характеризующие 4
1.2 Государственное регулирование безработицы: необходимость, цели, методы и инструменты 8
2. Особенности государственного регулирования безработицы молодежи в России 12
2.1 Анализ и оценка параметров безработицы в России за период с 2008 по 2011 год. 12
2.2 Анализ и оценка уровня, динамики, причин и тенденций безработицы среди молодежи в России 14
2.3 Проблемы применения концепций регулирования безработицы среди молодежи России 18
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АНЯ.docx

— 99.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Оглавление

Введение 3

1.Теоретические аспекты государственного регулирования безработицы 4

1.1 Безработица: понятие, виды, причины возникновения, показатели ее характеризующие 4

1.2 Государственное регулирование безработицы: необходимость, цели, методы и инструменты 8

2. Особенности государственного регулирования безработицы молодежи в России 12

2.1 Анализ и оценка параметров безработицы в России за период с 2008 по 2011 год. 12

2.2 Анализ и оценка уровня, динамики, причин и тенденций безработицы среди молодежи в России 14

2.3 Проблемы применения концепций регулирования безработицы среди молодежи России 18

Список использованных источников 23

Приложение 25

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования: Трансформационные процессы, проходящие в обществе, усиливают исследовательский интерес к проблематике и тенденциям развития безработицы среди населения России. Социально-экономические преобразования в трудовой сфере, а также специфика положения молодежи на рынке труда предопределили изменения теоретических и практических подходов к исследованию особенностей молодежной безработицы.

Молодежь с одной стороны, в  соответствии с такими ее характеристиками как активность, адаптивность является наиболее перспективной и мобильной  частью ЭАН, а с другой стороны, наиболее уязвимой и незащищенной на рынке  труда, в силу отсутствия профессионального  и жизненного опыта, необходимых  навыков и компетенций. В этом случае особый интерес представляет вмешательство государства в регулирование процессов безработицы среди молодежи.

Цель данной работы: выявить возможность применения концепций для регулирования процессов безработицы среди молодежи в России.

Задачи:

    1. Изучить теоретические основы безработицы: сущность, причины, показатели ее характеризующие;
    2. Изучить основные концепции государственного регулирования безработицы в России;
    3. Провести анализ и оценку параметров и тенденций безработицы населения России, выявить необходимость регулирования;
    4. Провести анализ и динамику безработицы среди молодежи в России;
    5. Выявить концепцию государственного регулирования безработицы среди молодежи в России.

1.Теоретические  аспекты государственного регулирования  безработицы

1.1 Безработица: понятие, виды, причины возникновения, показатели ее характеризующие

В «Энциклопедическом словаре по экономике» В. Г. Золотогорова (2) под безработицей принято понимать «социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного населения не может найти себе работу, занятие полезной трудовой деятельностью.» Существует и другая трактовка понятия безработица. В учебнике «Экономики и социологии труда» В. В. Адамчука (4) сказано, под безработицей обычно понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении. Оба понятия являются близкими категориями, но я в своей курсовой буду использовать понятие, которое предложено  в энциклопедическом словаре по экономике В. Г. Золотогорова. Лица, которые не имеют работы и не ищут ее (потеряли надежду, имеют иной источник существования), официальной статистикой считаются выбывшими из состава рабочей силы. Поэтому в составе безработных они не учитываются.

Международная организация труда (МОТ) определяет – безработным признается человек, не имеющий приносящего  доход занятия, готовый работать и последние четыре недели ищущий в различных формах работу. 

Безработные  (в соответствии с  определением, основанным на положениях ФЗ «О занятости») (1) – это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах ФСЗ в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Другими словами, чтобы быть классифицированным как безработный, человек должен:

  1. способен работать;
  2. желать работать;
  3. активно искать работу;
  4. быть безработным.

Человек должен принадлежать к одной и 3х ниже перечисленных категорий:

  1. быть без работы, но предпринимать особые усилия, чтобы найти работу, в течение предшествующих 4х недель;
  2. ждущие, чтобы быть приглашенными назад на работу, с которой они были уволены некоторое время назад;
  3. ждущие, чтобы начать новую работу в течение 30 дней.

Причины возникновения безработицы  в экномике,  крайне разнообразны, и их имеется огромное количество. В общем, они таковы:

  1. структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы (Марксистское объяснение);
  2. экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  3. политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу (Классическое объяснение);
  4. сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  5. объем эффективного спроса - при падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. (Кейнсианское направление)
  6. изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Виды безработицы:

  1. Фрикционная безработица – это нормальное количество людей, добровольно ищущих в данный момент времени работу по причине естественного происхождения: изменение места жительства, поиск более выгодных условий контракта, завершение сезонного договора, окончание учебного заведения, увольнение из армии. Знания и навыки работников, находящегося в положении таких безработных, отвечают запросам производства, работодателей, и состояние безработицы обусловлено лишь поиском лучшего места их приложения по добровольной инициативе самих работников. 
  2. Структурная безработица – это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности; она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и, соответственно в структуре спроса на определенные разновидности конкретного труда. Структурная безработица в стабильной или растущей экономике сопровождается образованием рабочих мест в других или новых отраслях экономики. Однако структурные безработные вряд ли смогут получить работу без соответствующей переподготовки. 
  3. Циклическая безработица – это отсутствие достаточного спроса на труд вообще; обусловлена спадом производства товаров. Этот тип безработицы наблюдается на стадии кризиса (спада) экономического цикла, когда сокращается общий спрос на труд. В этот период наблюдается место избыточного предложения совокупного труда, то есть наблюдается неравновесие на рынке труда. Объемы производства ниже своего потенциального значения. 
  4. Естественная безработица – это совокупность фрикционной и структурной безработицы. Уровню естественной безработицы соответствуют состояние полной занятости и потенциальное значение ВВП. Естественная безработица (или безработица при полной занятости) равнозначна состоянию макроэкономического равновесия на рынке труда, когда общее число лиц, ищущих работу, равно количеству вакантных рабочих мест. 
  5. Добровольная безработица – связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения. 
  6. Сезонная безработица – зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики. 
  7. Безработица маргинальная – безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов. 

Существует также много и  других видов безработицы, такие  как институциональная безработица, вынужденная, скрытая и т.д.

Наиболее важными показателями безработицы являются:

1. Уровень безработицы (Уб) – это удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН), выраженный в процентах.

                                                                            (1)

    Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МОТ, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит государственный комитет по статистике. Выборочное обследование проводится 2 методами:

• периодически проводимые опросы семей (США, Япония и др.);

• подсчет числа поданных заявок в государственную службу занятости  на получения пособия по безработице (Великобритания и др.).

В соответствии с методикой Федеральной  службы занятости России, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:

                                                                    (2)

 Где З - количество занятых.

2. Уровень зарегистрированной (регистрируемой) безработицы (Убр) определяется по формуле:

                                                                                 (3)

Где Бр - число безработных, зарегистрированных органами занятости.

1.2 Государственное регулирование безработицы: необходимость, цели, методы и инструменты

Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство. Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:

  1. экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
  2. организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
  3. административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.

«Центральным направлением стабилизации общества и эффективного развития экономики становится формирование адекватной системы управления во всех сегментах экономики» [5, с.13-14] Государство понимает, что если завышен спрос на труд, то неизбежным становится чрезмерный рост уровня заработной платы, что подрывает конкурентоспособность отечественной экономики. Если же, наоборот, «предложение труда в стране чрезмерно, то неминуемы рост безработицы, сокращение налоговых поступлений в бюджет, наращивание социальных расходов государства, а значит, нарастание бюджетного дефицита» [37, с.65-66]

Регулирование занятости заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы. Российский опыт государственной политики занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока явно второстепенный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования занятости и рынка труда следовало бы обратить особое внимание на формы и методы активной политики занятости.

Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.

Пассивная политика в России предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:

  1. развитие людских ресурсов труда
  2. обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  3. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  4. поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  5. предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости населения, которое особо нуждается в социальной защите и испытывает трудности в поиске работы;
  7. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места;
  8. сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  9. координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
  10. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Проведение активной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности  демографического и социально-экономического развития территорий.

Забота государства  о регулировании безработицы  с целью достижения в стране наиболее полной и эффективной занятости  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно приспосабливаться к новым условиям развития рыночной экономики структурной перестройке производства, формированию социальной политики.

 

 

 

2. Особенности  государственного регулирования  безработицы молодежи в России

2.1 Анализ  и оценка параметров безработицы в России за период с 2008 по 2011 год.

 

В целом текущую  ситуацию на российском рынке труда  можно охарактеризовать как достаточно напряженную. С одной стороны  в настоящее время проблема безработицы  в России не так остра и не требует  принятия безотлагательных мер. С другой – в стране, по-видимому, отсутствуют  свободные трудовые ресурсы, которые  можно было использовать для обеспечения  дальнейшего роста экономики.

По данным Росстата, численность  экономически активного населения  России составила в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2012 г. – 76,2 млн.человек или около 54% от общей численности населения  страны. В численности экономически активного населения 72,2 млн.человек  классифицировались как занятые  экономической деятельностью и 4,0 млн.человек – как безработные  с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного  занятия, искали работу и были готовы приступить к ней). Средний возраст  безработных в сентябре 2012 г. составил 34,9 года. Молодежь в возрасте до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 4,3%, 20-24 лет – 23,2%. Самый высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 20-24 лет (12,2%). По сравнению с сентябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте в возрасте 20-24 лет –увеличился на 0,1 процентный пункт.

 Общая численность безработных представлена в федеральной службе государственной статистике «Россия в цифрах» [ПРИЛОЖЕНИЕ А]

Анализируя данные, приведенные в Таблице №1, можно сказать, что в 2011 г. средняя безработица в России составила 6,6% экономически активного населения страны. Это на 0,9 процентных пункта меньше в сравнении с средним показателем за 2010 год. Самый высокий уровень безработицы был зфиксирован в 2009 г. Динамика уровня безработицы идет на спад.

Информация о работе Особенности государственного регулирования безработицы молодежи в России