Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------3
1.1 Понятие тарифного регулирования----------------------------4-5
1.2 Таможенные пошлины: функции и классификация-------6-11
1.3 Таможенные тарифы, их виды и принципы формирования--------------------------------------------------------------12-13
2 Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ--14-17
Заключение-------------------------------------------------------------------18
Список литературы-------------------------------------------------------19-20

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение --------------------------------------------------------------------3

1.1 Понятие тарифного регулирования----------------------------4-5

1.2 Таможенные пошлины:  функции и классификация-------6-11

1.3 Таможенные тарифы, их  виды и принципы формирования--------------------------------------------------------------12-13

2   Особенности и  задачи тарифного регулирования  в РФ--14-17

Заключение-------------------------------------------------------------------18

Список  литературы-------------------------------------------------------19-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во всех странах регулирование  внешней торговли - основная форма  экономического сотрудничества между  странами, осуществляется в той или  иной мере государством в зависимости  от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная  необходимость государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов  экспорта, привлечения иностранных  инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать  законодательные акты, устанавливающие  правила осуществления ВЭД, и  контролировать их неукоснительное  соблюдение.

Государственное регулирование  ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Но в данной работе будут  рассмотрены только методы таможенно тарифного регулирования ВЭД.

Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней  торговли, при которой выбор стран-партнеров  определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

 

1.1Понятие тарифного регулирования

Вот уже сотни лет практически  все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, осуществляя  ее государственное регулирование. Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри страны и за ее пределами, называется экономической политикой государства. Очевидно, что экономическая политика, в том числе и международная торговая политика каждой страны, находится под влиянием ее экономического, социального, а также политического положения и не может не учитывать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих как внутри экономической системы, так и за ее пределами в сфере международных экономических отношений конкретной страны с мировым хозяйством.

Средства регулирования  внешней торговли могут принимать  различные формы, включая как  непосредственное воздействие на цену (тарифы, акцизные сборы и т. д.), так  и ограничения на количественные или стоимостные объемы поступающего в страну товара (квотирование, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.).

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности признана в экономической  теории и подтверждена практикой  хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное  регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного  хозяйства оно представляет собой  систему мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера. Призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Наиболее распространенными  средствами внешнеторговой политики служат таможенные тарифы, целями использования которых наряду с ограничениями свободы торговли являются получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков и защита национальных (отечественных) производителей.

Тарифное регулирование  внешней торговли РФ осуществляется на основе законов "О таможенном тарифе", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами", воплощающих  универсальные международные принципы тарифного протекционизма и опыт российских реформ. Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли.

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования  ВЭД, применяемая в целях регулирования  импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Таможенный тариф в  ряде случаев может быть использован  для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях  и нулевых ставок в отношении  отдельных товаров, необходимых  для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов  проводимой в стране экономической  реформы, предусматривающей переход  от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Таможенные пошлины:  функции и классификация

Функции таможенных пошлин.

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, которая относится  и к импортным, и к экспортным  пошлинам, поскольку они являются  одной из статей доходной части  государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство  ограждает местных производителей  от нежелательной иностранной  конкуренции.

Протекционистская функция  связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает  стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера  и рем самым повышается конкурентоспособность  аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и  сельским хозяйством.

* балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенный тариф, влияя  на внутренние цены, до определенной степени  содействует развитию национального  производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие  товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Классификации таможенных пошлин.

I. По способу взимания:

- адвалорные -- начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. За 1 тонну);

- комбинированные -- сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу  и применяются обычно при обложении  товаров, которые имеют различные  качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что  они поддерживают одинаковый уровень  защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина  составляет 20 % цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл.

При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут  до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20 %. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что  они предусматривают необходимость  таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные  товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании  и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с  помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина  в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку  составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка  с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время  экономического спада и падения  импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

II. По объекту обложения:

- импортные -- пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- экспортные -- пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные -- пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.7

III. По характеру:

- сезонные - пошлины, которые  применяются для оперативного  регулирования международной торговли  продукцией cезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев  в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

- антидемпинговые - пошлины,  которые применяются в случае  ввоза на территорию страны  товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в  экспортирующей стране, если такой  импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные - пошлины,  накладываемые на импорт тех  товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались  субсидии, если их импорт наносит  ущерб национальным производителям  таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в  чисто защитных целях от попыток  недобросовестной конкуренции со стороны  ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или  парламента, конкретных случаев злоупотреблений  положением на рынке со стороны торговых партнеров Введение особой пошлины  обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда  все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

IV. По происхождению:

- автономные - пошлины, вводимые  на основании односторонних решений  органов государственной власти  страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

- конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на  базе двустороннего или многостороннего  соглашения, такого как Генеральное  соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) или соглашений о таможенном  союзе; - преференциальные - пошлины имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

Информация о работе Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ