ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине
«История экономики»
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ИХ ПРАВОВОГО
СТАТУСА
Выполнила: Терентьева Ирина Николаевна
Специальность: География и экономика
Группа: 015
Руководитель: Лобашев Валерий Данилович
Петрозаводск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Основные направления реформы бюджетных
учреждений
- Особенности налогообложения государственных
(муниципальных) учреждений
- Заключение
- Список используемой литературы
- Введение
Одним из инструментов государственной
политики является система налогообложения,
которая может как стимулировать, так
и подавлять активность в той или иной
сфере экономической деятельности.
В России действуют почти 30 налогов и
сборов, не считая различных пошлин. За
последние годы система взаимоотношений
предприятий с государственным бюджетом
претерпевала неоднократные серьезные
изменения. Хотя эти изменения были различными
по своему характеру, но они отличались
определенной внутренней логикой, поскольку
каждое последующее изменение было шагом
вперед по пути предоставления предприятиям
широкой хозяйственной самостоятельности.
Каждый год налоговое
законодательство совершенствуется, в
него вносятся более или менее существенные
изменения и корректировки. 2012 год не стал
исключением: был принят ряд федеральных
законов, предусматривающих изменения
в Налоговый кодекс РФ, они вступили в
силу в 2013 году. Проанализируем те из них,
которые представляют интерес для учреждений
нового типа.
- Основные направления
реформы бюджетных учреждений
Изменения в порядке налогообложения
бюджетных учреждений нового типа обусловлены
в основном переходом от сметного финансирования
к форме финансового обеспечения в виде
субсидии на возмещение нормативных затрат,
связанных с оказанием ими государственных
(муниципальных) услуг (выполнением работ).
С принятием Федерального Закона
№ 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
(далее – Закон № 83-ФЗ), начался очередной
этап бюджетного реформирования, который
связан с изменением статуса учреждений,
получающих бюджетное финансирование,
и завершился к 1 июля 2012 года. К началу 2011
года все действующие учреждения, получающие
в той или иной части финансирование из бюджетов
различных уровней, подлежали разделению
на три организационно-правовые формы:
казенные, бюджетные и автономные. В новом облике бюджетные учреждения,
кроме казенных, смогут функционировать
на основе рыночных принципов с расширенными
полномочиями. Новации российского законодательства
коснулись также и формы финансового обеспечения
деятельности учреждений. В соответствии
с законодательством Российской Федерации
ассигнования соответствующего бюджета
казенным учреждениям доводятся на основании
сметы. В отношении бюджетных и автономных
учреждений предусмотрен иной режим финансирования.
В отличие от ранее действовавшего порядка
бюджетным и автономным учреждениям будет
предоставляться субсидия на финансовое
обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания на оказание государственных
(муниципальных) услуг (выполнение работ).
С 1 января 2011 года бюджетные
учреждения подразделяются на три типа:
казенное учреждение, бюджетное учреждение
и автономное учреждение (п. 4 ст. 6 Закона
№ 83-ФЗ).
Казенное учреждение - государственное (муниципальное)
учреждение, осуществляющее оказание
государственных (муниципальных) услуг,
выполнение работ и (или) исполнение государственных
(муниципальных) функций в целях обеспечения
реализации предусмотренных законодательством
РФ полномочий органов государственной
власти (государственных органов) или
органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности
которого осуществляется за счет средств
соответствующего бюджета на основании
бюджетной сметы (пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона
№ 83-ФЗ).
Казенное учреждение не вправе
отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом
без согласия собственника имущества (п.
5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). Также оно не имеет права предоставлять
и получать кредиты (займы), приобретать
ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты
казенному учреждению не предоставляются
(п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ). Казенное учреждение не вправе выступать
учредителем (участником) юридических
лиц (пп. «г» п. 14 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).
Бюджетным учреждением -
признается некоммерческая организация,
созданная Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации или муниципальным
образованием для выполнения работ, оказания
услуг в целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством РФ
полномочий соответственно органов государственной
власти (государственных органов) или
органов местного самоуправления в сферах
науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и спорта,
а также в иных сферах (п. 5 ст. 6 Закона №
83-ФЗ).
Бюджетное учреждение без согласия собственника
не вправе распоряжаться особо ценным
движимым имуществом, закрепленным
за ним собственником или приобретенным
за счет средств, выделенных ему собственником
на приобретение такого имущества, а также
недвижимым имуществом. Остальным имуществом,
находящимся у него на праве оперативного
управления, оно вправе распоряжаться
самостоятельно, если иное не установлено
законом (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). Бюджетное
учреждение вправе с согласия
собственника передавать некоммерческим
организациям в качестве их учредителя
или участника денежные средства (если
иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество,
за исключением особо ценного движимого
имущества, а также недвижимого имущества.
В случаях и порядке, предусмотренных
федеральными законами, бюджетное учреждение
вправе вносить имущество, указанное в
законе, в уставный (складочный) капитал
хозяйственных обществ или иным образом
передавать им это имущество в качестве
их учредителя или участника (пп. «г» п.
14 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).
Автономным учреждением -
признается некоммерческая организация,
созданная Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации или муниципальным
образованием для выполнения работ, оказания
услуг в целях осуществления предусмотренных
законодательством РФ полномочий органов
государственной власти, полномочий органов
местного самоуправления в сферах науки,
образования, здравоохранения, культуры,
социальной защиты, занятости населения,
физической культуры и спорта, а также
в иных сферах в случаях, установленных
федеральными законами (ст. 2 Федерального
закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных
учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ).
Автономное учреждение без согласия собственника
не вправе распоряжаться недвижимым имуществом
и особо ценным движимым имуществом.
Остальным имуществом, находящимся у него
на праве оперативного управления, оно
вправе распоряжаться самостоятельно,
если иное не установлено законом (п. 5
ст. 5 Закона № 83-ФЗ). При этом автономное учреждение
вправе с согласия своего учредителя вносить
недвижимое имущество, а также находящееся
у него особо ценное движимое имущество
в уставный (складочный) капитал других
юридических лиц, за исключением объектов
культурного наследия народов Российской
Федерации, предметов и документов, входящих
в состав Музейного фонда Российской Федерации,
Архивного фонда Российской Федерации,
национального библиотечного фонда (пп.
«в» п. 2 ст. 23 Закона № 83-ФЗ).
Основным объединяющим признаком
для всех бюджетных учреждений является
то, что учредителем такого учреждения
могут быть только Российская Федерация,
субъект Российской Федерации и муниципальное
образование (пп. «б» п. 8 ст. 6 Закона №
83-ФЗ и ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006
№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Другим общим признаком для бюджетных
учреждений является перечень видов деятельности,
который учреждение вправе осуществлять
в соответствии с целями, для достижения
которых оно создано, и этот перечень должен
содержаться в уставе (ст. 7 Закона № 83-ФЗ).
Также сохраняются ограничения на распоряжение
имуществом бюджетного учреждения в зависимости
от типа учреждения.
Порядок отнесения
имущества автономного или бюджетного
учреждения к категории особо ценного
движимого имущества утвержден Постановлением Правительства
РФ от 26.07.2010 № 538. Для приведения правоустанавливающих
документов бюджетных учреждений в соответствие
с новыми требованиями законодательства
установлен переходный период в полтора
года с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года
(п. 13 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).
Создание и/или изменение
типа бюджетного учреждения осуществляется решением исполнительного
государственного органа соответствующего
уровня (п. 6; п. 10 ст. 6 Закона № 83-ФЗ):
- Правительством Российской
Федерации - для федеральных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
- для учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией
муниципального образования - для
муниципальных учреждений
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является
его реорганизацией. При изменении
типа государственного или муниципального
учреждения в его учредительные документы
вносятся соответствующие изменения (п.
10 ст. 6 Закона № 83 ФЗ). По замыслу законодателя
процедура перевода бюджетных учреждений
в другие типы должна содержать в себе
минимальный объем организационных мероприятий,
связанных с изменением их статуса (повторного
наделения имуществом, переоформления
прав на земельные участки и т.д.). Правительством
России уже выпущено Распоряжение от 07.09.2010
№ 1505-р «Об утверждении методических рекомендации
по определению критериев
изменения типа государственных учреждений субъектов
РФ и муниципальных учреждений с учетом
сферы их деятельности и рекомендаций
по внесению изменений в трудовые договоры
с руководителями бюджетных учреждений
субъектов РФ и муниципальных бюджетных
учреждений», которое вступило в силу
с 1 января 2011 года.
- Особенности налогообложения
государственных (муниципальных) учреждений
С 1 января 2011 года статья 321.1
Налогового кодекса РФ, регулировавшая
особенности ведения налогового учета
бюджетными учреждениями, утратила силу
(п. 5 ст. 16 Закона № 83-ФЗ). Требования к системе
налогообложения бюджетных учреждений
различных типов стали разбросанными
в законодательстве, и вызвали массу вопросов
и трудностей в конкретных ситуациях.
Мы рассмотрим основные, наиболее важные
нововведения.
Финансовое обеспечение деятельности
казенного учреждения осуществляется
за счет средств соответствующего бюджета
бюджетной системы РФ на основании бюджетной
сметы. Бюджетная смета -
документ, устанавливающий в соответствии
с классификацией расходов бюджетов лимиты
бюджетных обязательств казенного учреждения
(ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в редакции
Закона № 83-ФЗ). Казенное учреждение осуществляет
операции с бюджетными средствами через
лицевые счета, открытые ему в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ (п. 21 ст. 13 Закона
№ 83-ФЗ). Субсидии и бюджетные кредиты
казенному учреждению не предоставляются
(ст. 161 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). При недостаточности
лимитов бюджетных обязательств, доведенных
казенного учреждения для исполнения
его денежных обязательств, по таким обязательствам
от имени Российской Федерации, субъекта
РФ, муниципального образования отвечает соответственно
орган государственной власти (государственный
орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления,
орган местной администрации, осуществляющий
бюджетные полномочия главного распорядителя
бюджетных средств, в ведении которого
находится соответствующее казенное учреждение
(п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ). Лимиты бюджетных
средств, доведенные до казенного учреждения,
а также доходы в виде средств, полученных
от оказания казенными учреждениями государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ),
а также от исполнения ими иных государственных
(муниципальных) функций не учитываются
для целей налогообложения прибыли организаций
(пункты 1 и 2 ст. 16 Закона № 83-ФЗ). Казенное
учреждение может осуществлять приносящую
доходы деятельность в соответствии со
своими учредительными документами. Доходы,
полученные от указанной деятельности,
поступают в соответствующий бюджет бюджетной
системы Российской Федерации (п. 5 ст.
5 Закона № 83-ФЗ).
При предоставлении на территории России
казенными учреждениями в аренду федерального
имущества налоговая база по НДС определяется
как сумма арендной платы с учетом налога
(п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
В этом случае налоговыми агентами будут
являться арендаторы указанного имущества,
которые определяют налоговую базу отдельно
по каждому арендованному объекту, исчисляют
и уплачивают в бюджет соответствующую
сумму НДС, которую впоследствии смогут
принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Что касается
доходов, получаемых казенными учреждениями,
то необходимо отметить, что у казенного
учреждения обязанность по уплате налога
на прибыль отсутствует, в результате деятельности
учреждения такого типа налогооблагаемой
базы не возникает. Во-первых, в силу абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК
РФ (в редакции Закона № 83-ФЗ) при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций
не учитываются доходы, полученные в рамках
целевого финансирования в виде лимитов
бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований),
доведенных в установленном порядке до казенных
учреждений. Во-вторых, несмотря на то, что
согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение
может осуществлять приносящую доходы
деятельность, доходы, полученные от указанной
деятельности, поступают в соответствующий
бюджет бюджетной системы Российской
Федерации. Кроме того, Законом № 83-ФЗ в ст. 251
«Доходы, не учитываемые при определении
налоговой базы» и ст. 270 «Расходы, не учитываемые
в целях налогообложения» НК РФ внесены
соответствующие поправки.
С 1 января 2011 года на основании
подп. 33.1 ст. 251 НК РФ и п. 48.11 ст. 270 НК РФ в целях
налогообложения прибыли не учитываются
доходы в виде средств, полученных от оказания
казенными учреждениями государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ),
а также от исполнения ими иных государственных
(муниципальных) функций, и расходы казенных
учреждений, связанные с исполнением государственных
(муниципальных) функций, в том числе с оказанием
государственных (муниципальных) услуг
(выполнением работ).
Для казенных учреждений
устанавливается обязанность проводить
тендеры при любых закупках (ст.
4 Федерального закона от 21.07.2005 №
94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд» в редакции
Закона № 83-ФЗ). Казенные учреждения
не вправе переходить:
- на единый сельскохозяйственный
налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции
Закона № 83-ФЗ);
- на упрощенную
систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции
Закона № 83-ФЗ).
При этом они освобождаются
от уплаты госпошлины (ст. 333.35 НК РФ в редакции
Закона № 83-ФЗ). С учетом того, что казенные
учреждения являются самым ограниченным
типом бюджетных учреждений с точки зрения
полномочий на распоряжение имуществом,
доходами и финансами, то и тип бухгалтерского
учета устанавливается для них только
один - бюджетный (Федеральный
закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском
учете»; ст. 165 БК РФ в редакции Закона №
83-ФЗ).
Бюджетное учреждение осуществляет
деятельность, связанную с выполнением
работ, оказанием услуг, относящихся к его основным
видам деятельности (в обязательном порядке
указанным в учредительных документах)
в соответствии с государственным (муниципальным)
заданием, от выполнения которого оно
не вправе отказаться. Финансовое обеспечение
выполнения этого задания осуществляется
в виде субсидий из соответствующего бюджета. К
средствам целевого финансирования, не
включаемым в налоговую базу по налогу
на прибыль, отнесены доходы в виде субсидий,
предоставленных бюджетным учреждениям
(пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Сверх установленного
государственного (муниципального) задания,
а также в случаях, определенных федеральными
законами, в пределах установленного государственного
(муниципального) задания бюджетное учреждение
вправе выполнять работы, оказывать услуги,
относящиеся к его основным видам деятельности,
предусмотренным его учредительным документом,
для граждан и юридических лиц за плату
и на одинаковых при оказании одних и тех
же услуг условиях.
Бюджетное учреждение также
вправе осуществлять иные виды деятельности,
не являющиеся основными видами деятельности,
лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых оно создано,
и соответствующие указанным целям, при
условии, что такая деятельность указана
в его учредительных документах. Если государственные
(муниципальные) учреждения предоставляют
платные услуги сверх установленного
государственного задания, то при определении
базы по налогу необходимо учитывать перечень
работ, услуг и операций по реализации отдельных
товаров, которые освобождены от налогообложения.
Перечень таких операций содержится в ст. 149 НК
РФ. В частности, от налогообложения освобождены
реализация определенных медицинских
товаров, медицинские услуги, услуги по содержанию
детей в дошкольных учреждениях, услуги
по сохранению, комплектованию и использованию
архивов, услуги в сфере образования. То есть
указанная норма Налогового кодекса освобождает
от уплаты налога субъектов, оказывающих
услуги, выполняющих работы, а также реализующих
отдельные товары в социальной сфере, в которой
осуществляют свою деятельность и государственные
(муниципальные) учреждения. Доходы, полученные
от приносящей доход деятельности, и приобретенное
за счет этих доходов имущество поступают
в самостоятельное распоряжение бюджетного
учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). В последнем
случае бюджетные учреждения будут уплачивать
налог на прибыль организаций в общеустановленном
порядке, в том числе производить только
квартальные авансовые платежи по налогу
на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ в редакции Закона
№ 83-ФЗ).