Особенности поведения современных фирм в условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение особенностей поведения современной фирмы в условиях рыночной конкуренции, а именно: в условиях монополистической конкуренции, которая является преимущественной в странах с развитой рыночной экономикой. Именно такой тип рынка характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Содержание

Введение….…………………….…………………………………………………...3
1. Что такое монополистическая конкуренция….………………………………..4
2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах………………………………………………………………………….…..6
3. Неценовая конкуренция …………………………………………………...……..9
Заключение………………………………………………………………………….10
Список используемой литературы…………………………………….…………..12

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по микроэкономике.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение….…………………….…………………………………………………...3

1. Что такое монополистическая конкуренция….………………………………..4

2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах………………………………………………………………………….…..6

3. Неценовая конкуренция …………………………………………………...……..9

Заключение………………………………………………………………………….10

Список используемой литературы…………………………………….…………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Фирма –  одно из главных действующих лиц  экономической жизни. Мир фирм удивительно  многолик. Есть среди них крупные  и мелкие, многопрофильные и узкоспециализированные, существующие много десятков лет  и умирающие в течение года, принадлежащие одному лицу, узкой  группе (товариществу) или множеству  владельцев (корпорации). Одни отрасли густо населены фирмами, в других их совсем немного, иногда вообще одна.

Непосредственной  целью и конечным результатом  деятельности фирмы является получение  дохода и прибыли, достаточных для  ее функционирования как субъекта хозяйствования. Прибыль выступает источником и  мотивом эффективного развития фирмы, используется для оценки эффективности  производства. И как мы знаем, любой  рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на четырех основных элементах рыночного механизма: цене, спросе, предложении, конкуренции.

Как же должна себя вести фирма в условиях современного рынка, чтобы сохранить свой доход  и прибыль?

Цель  данной курсовой работы является изучение особенностей поведения современной фирмы в условиях рыночной конкуренции, а именно: в условиях монополистической конкуренции, которая является преимущественной в странах с развитой рыночной экономикой. Именно такой тип рынка характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Особенности поведения современной фирмы  в условиях монополистической конкуренции  я предлагаю изучить на примере  ЧТУП «Жура Плюс» - производителе  и продавце мягкой мебели.

 

 

 

 

    1. Что такое монополистическая конкуренция

 Теория  монополистической конкуренции  была разработана в 1930-х г.г.  американским экономистом Эдвардом  Чемберлином. Монополистическая  конкуренция является промежуточной  рыночной структурой между двумя  крайними случаями – совершенной  конкуренцией и чистой монополией.

Монополистическая конкуренция является чуть ли не самой  распространенной моделью современного рынка. В особенности это касается товаров народного потребления. Поэтому каждый из нас, как покупатель, чаще всего встречается с производителем или продавцом, ориентированным  в своем поведении на монополистическую  конкуренцию.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная модель, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической  конкуренции не требуется присутствия  сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа.

Важные  признаки монополистической конкуренции:

  1. На рынке действует достаточно большое количество продавцов.

Что означает «достаточно большое»? Для существования монополистической  конкуренции количество продавцов  должно отвечать таким критериям:

  - оно не должно быть слишком большим, чтобы спрос не превратился в абсолютно эластичный, что свойственно для чистой конкуренции;

- оно должно быть не слишком  малым, чтобы каждая фирма владела  относительно незначительной частью  рынка и имела пусть ограниченный, но контроль над ценой;

- оно должно быть достаточно  значительным, чтобы исключить возможность  тайных соглашений, согласованных  действий отдельных фирм с  целью ограничения объемов производства  и искусственного повышения цен;

- оно должно быть достаточным,  чтобы фирмы  отрасли не  ощущали взаимной зависимости,  имели возможность определять  собственную политику, не ориентируясь  на  реакцию конкурентов.

В нашем случае ЧТУП «Жура Плюс» является производителем мягкой мебели. На рынке мягкой мебели достаточно производителей, таких как ЗАО «Пинскдрев», ООО «Максдрайв», фабрика мягкой мебели «Добрый стиль», УП «Мебельная фабрика «Лагуна» и т.д.

2. Продукты, предлагаемые на рынке,  хотя и относятся к одной  товарной группе, достаточно дифференцированные.

Во главе угла этой дифференциации могут быть как реальные отличия, так и мнимые.

Реальные отличия достигаются  за счет:

а) Качества товара. Товары могут отличаться определенными функциональными  особенностями, материалами, из которых  они изготовлены, дизайном, качеством  работы и тому подобное. При этом их качество может иметь достаточно существенные отличия.

Наше предприятие, кроме мягкой мебели широкого спроса, имеющих аналоги на рынке, выпускает также товар, отличающийся от других – мягкую мебель, изготовленную с использованием натуральной кожи, ценных пород дерева, натурального меха для накидок, стразов из горного хрусталя.

б) Углубления послепродажного обслуживания.

УП «Жура Плюс» старается  выделить свой товар среди других аналогичных тем, что по сравнении  с другими производителями мягкой мебели на мебель нашей фирмы увеличен срок гарантийного обслуживания, фирма  бесплатно доставляет товар покупателю, осуществляет на месте сборку и установку  мебели и т.д.;

в) Места продажи товара.

УП «Жура Плюс» арендует павильоны  на двух этажах в торговом центре «Град» для выставки и продажи своей  продукции, что обеспечивает нашей  фирме постоянный поток потенциальных  покупателей.

Но иногда дифференциация товара основывается на  мнимых отличиях. Зачастую на них  направлена активная рекламная политика фирмы. Этому же подчинено использование  известных торговых знаков или торговых марок.

3. Ограниченная возможность влияния  на цену.

Было бы ошибочным считать, что  при монополистической конкуренции  фирма вообще не может повлиять на цену продукта, который она реализует. Удачное расположение, результативная рекламная кампания дают фирме определенные преимущества перед другими, что  обусловливает возможность реализовать  свою продукцию несколько дороже. Но эта возможность ограничена тем, что на рынке монополистической  конкуренции существует много близких  товаров-субститутов, а потому покупатель имеет возможность приобрести товар  у другого продавца, если его цена окажется более привлекательной.

4. Легкое вступление в отрасль. 

Поскольку на рынке достаточно большое  количество конкурирующих фирм, то создать какие-то барьеры для  вступления в отрасль новых производителей практически невозможно. Вместе с  тем, существует определенное исключение из этого общего правила. Скажем, количество мест, наиболее удобных для установления павильонов для выставки и продажи  мягкой мебели, ограничено, поэтому  для дополнительных конкурентов  появляются барьеры. 

 

  1. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Мы знаем, что УП «Жура Плюс»  производит и поставляет на рынок  определенный вид мягкой мебели, отличающийся от других товаров этой группы. Какой  вид будет иметь кривая спроса на этот товар?

С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что если кривая спроса и  будет абсолютно эластичная, то только в определенных границах, поскольку  доля фирмы не такая уже и малая, чтобы увеличение ею объемов продаж вообще не влияло на цены. Чаще всего она имеет  убывающий характер, так как: а) фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньшее количество конкурентов, чем на конкурентном рынке; б) продукты этих конкурентов являются близкими, но не идеальными заменителями.

С другой  стороны, кривая спроса будет  иметь большую эластичность, чем  на монопольном рынке. Здесь имеется  возможность за счет положительной  дифференциации продукта добиваться эффекта  замещения, когда спрос с других товаров этой группы переключается  на товар нашей фирмы.

Таким образом, можно сказать, что  эластичность кривой спроса будет зависеть от числа конкурентов, с которым  соприкасается наша фирма, и степени  дифференциации продукта в отрасли. Ведь чем более многочисленная группа конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет  кривая спроса для каждого из них. В этом случае монополистическая  конкуренция будет приближаться к совершенной. Если количество конкурентов  будет ограничено, а глубина дифференциации продукта значительна, кривая спроса будет  иметь менее эластичный вид, что  будет приближать положение нашей  фирмы на  рынке монополистической  конкуренции к чистой монополии.

Поскольку кривая спроса, характеризующая  возможные соотношения «цена-продукт», для рынка монополистической  конкуренции будет иметь убывающий  характер, то, также как и на монопольном  рынке, кривая предельного дохода будет  всегда находиться ниже нее.

Т.е. мы можем сказать, что наша фирма  на рынке монополистической конкуренции  в краткосрочном периоде будет  стремиться максимизировать свою прибыль  или минимизировать убытки, вырабатывая  такой объем продукции, который  отвечает координатам точки пересечения  кривых предельных издержек  и предельного  дохода.

Поскольку УП «Жура Плюс» производит продукт, не имеющий абсолютного  заменителя, то уменьшение его предложения  на рынке приведет к некоторому повышению цен. За счет этого в краткосрочном периоде фирма может получать экономическую прибыль.

Однако фирма не застрахована от убытков. Условием получения экономической  прибыли является такой характер спроса на продукт УП «Жура Плюс», при котором кривая спроса пересекает кривую средних издержек. Если же она  расположена ниже кривой средних  издержек, но пересекает кривую средних  переменных, фирма будет решать задачи минимизации убытков.

Если кривая спроса пройдет ниже кривой средних переменных издержек, фирма вынуждена будет принимать  решение о прекращении производства, поскольку при любом его объеме убытки будут превышать постоянные издержки.

Таким образом, в краткосрочном периоде фирма  в условиях монополистической конкуренции  может получать экономическую прибыль, терпеть убытки или решать проблему закрытия. Что же будет происходить  в долгосрочном периоде?

Однозначно  ответить на этот вопрос невозможно. Мы можем говорить лишь об общей тенденции. Ею можно считать стремление к  получению фирмой нормальной прибыли, безубыточности, то есть установление цены на уровне средних издержек.

Экономическая прибыль, получаемая фирмой в условиях монополистической конкуренции, привлекает вступить в отрасль новые фирмы. Увеличивается количество конкурентов  и возрастает число продуктов, которое  способно достаточно эффективно заменить продукт типичной фирмы. Это приводит к тому, что кривая спроса становится больше эластичной, приближая условия  монополистической конкуренции  к условиям конкурентного рынка. Расстояние между кривыми спроса и средних издержек уменьшается, ликвидируя экономическую прибыль.

Наоборот, если фирма терпит убытки, наблюдается  отток производителей из отрасли, количество конкурентов уменьшается, дифференциация товаров углубляется, кривая спроса становится более крутой (менее эластичной). Как результат, она может пересечь кривую средних издержек, ликвидировав, таким образом, убытки фирмы.

Равновесие  установится тогда, когда кривые спроса и средних издержек будут  иметь только одну общую точку - точку  касания, то есть когда цена установится  на уровне средних издержек для определенного  объема производства, а фирма не будет получать экономическую прибыль  и не будет нести убытки.

3. Неценовая  конкуренция

 

С целью увеличения спроса на свой продукт УП «Жура Плюс» постоянно  ищет пути его усовершенствования. Это подталкивает ее к неценовой  конкуренции. Следует заметить, что  именно неценовая конкуренция выступает  наиболее распространенной формой для  рынка монополистической конкуренции.

Неценовая конкуренция включает два  основных элемента: разработку продукта и рекламу.

Основными целями УП «Жура Плюс»  в разработке продукта является производство такой мягкой мебели, которая будет  хорошо продаваться (т.е. товара с высоким  или потенциально высоким спросом) и отличаться от товаров конкурентов. Для этого наша фирма выбрала  путь оказания некоторых услуг: индивидуальное обслуживание, наличный и безналичный  расчет, бесплатная доставка мебели заказчику, выезд на дом к заказчику мастеров по сборке мебели и бесплатный монтаж, предоставление на замену механизмов  трансформации по сниженным ценам  и т.д.

Разработка продукта может осуществляться без коренного изменения его  потребительских качеств. Это касается дизайна мягкой мебели, расцветки  обивочных тканей, наличия дополнительных приставных или монтируемых блоков, ниш, баров. УП  «Жура Плюс» ориентируется  на разработку новых моделей товаров, которые воплощали бы в себя новые  достижения науки и техники.

Основной целью рекламы является продажа товара. Она может достигаться  не только информированием покупателя о существовании продукта и его  наличии, но также намеренным стремлением  убедить покупателя покупать этот товар. Подобно разработке продукта, успешная реклама не только будет увеличивать  спрос, но также сделает кривую спроса нашей фирмы менее эластичной, поскольку она подчеркивает специфические  качества мягкой мебели УП «Жура Плюс»  по сравнению с продукцией конкурентов.

Информация о работе Особенности поведения современных фирм в условиях монополистической конкуренции