Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:22, курсовая работа
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно называть:
- недостаточные темпы развития экономики:
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям на внешних торговых и финансовых рынках;
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизведенный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………..15
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других стран………………………………………………………………………...18
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………….20
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………
В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и поддержание макроэкономической стабильности.
Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение расходов консолидированного государственного долга.
Бюджет сохранил свою социальную направленность. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культур и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 21,8 трлн. рублей, или 45,6% всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. На 57,7% (в реальном выражении – на 15,9%), здравоохранение – на 51,3% (в реальном выражении – на 11,3%).
Расходы на национальную экономику увеличились на 6,5% (в реальном выражении сократились на 21,7%) и составили 9,5 трлн. рублей (20% от всех расходов консолидированного расходов). Более 50% всех расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков.
В январе-сентябре 2011 года в структуре расходов в разрезе
экономической классификации преобладали текущие расходы – 84,3% . Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах.
Налоговые доходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2011 года составили 27,7 трлн. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 42,5% (в реальном выражении – на 4,8%).
Неналоговые доходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2011 года сложились в сумме 4,0 трлн. руб. и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 102,9% (в реальном выражении – на 49,2%).
Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимали налог на добавленную стоимость (34,7%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (29,4%), акцизы (12,2 %), налог на прибыль (6,5 %).
Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 29,6 трлн. руб., что на 25,6% больше, чем в январе-сентябре 2010 г. (в реальном выражении меньше на 7,6%). В сложившейся структуре расходов республиканского бюджета 29,9% от всех расходов составили трансферты местным бюджетам. Расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», Нацоборона «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») составили 21,4% в общем объеме расходов республиканского бюджета. [13, с.26]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.
Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.
По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.
Главное назначение доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др.
Определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.
В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и поддержание макроэкономической стабильности.
Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение расходов консолидированного государственного долга.
На современном этапе для сбалансированности доходов и расходов важно совершенствование управления финансами. Совершенствование управления финансами, диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
13 Николюк С. Кризис-это нормальное состояние/ С.Николюк// Белорусы и рынок.-2011.-28 нояб.-С.-19.
15 Официальный
сайт Министерства финансов
16 Плотницкий, М.И. Финансы и кредит: учеб. пособие / М.И Плотницкий; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2005. – 335 с.
18 Родионова, В.М. Финансы / В.М. Родионова; под ред. В.М. Родионовой. – Минск: Финансы и статистика, 1995. – 400 с.
19 Романовский, М.В. Финансы: учебник для вузов / М.В. Романовский; под общ. ред. М.В. Романовского. – Минск: Перспектива; Юрайт, 2000. – 528 с.
20 Сабанти, Б.М. Теория финансов: учебное пособие / Б.М. Сабанти. – Минск: Менеджер, 1998. – 167 с.
21 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 178 с.
22 Тарасов В.Р. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь/ В.Р. Тарасов//Финансы, учет, аудит.-2011.-№11(57).-С.13-17.
23 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова [и др.]; под общ. ред. А.Г. Грязновой. – Минск: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.
24 Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Современная школа, 2008. – 184 с.
25 Харковец, А. Основные подходы к формированию бюжета / А. Харковец // Финансы учёт и аудит. – 2011. − №6. С. 7 – 9
26 Хотько, А.В. Бюджет 2010: основные расходы на социальную среду / А.В. Хотько // Финансы учёт и аудит. – 2009. − №6. С. 26
27 Шуляк, П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Дашков и К, 2006 – 456 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1- Распределительная функция финансов
Примечание-Источник:[6, с.17 рисунок 1.1]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.1 – Схема финансовой системы Республики Беларусь
Примечание – Источник:[24, с.34 рисунок 2.1]
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок В.1- Динамика поступления доходов консолидированного
Бюджета
Примечание-Источник: [15]
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 1- Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %
Показатели |
2009 год |
2010 год |
|
88,4 |
92 |
В том числе: |
||
|
20,6 |
24,2 |
в т.ч. –подоходный налог |
9,2 |
11,0 |
|
3,5 |
3,8 |
|
42,6 |
47,1 |
в т.ч-НДС |
25,6 |
33, 3 |
-акцизы |
7,8 |
8,9 |
|
17,1 |
11,8 |
|
11,4 |
7,8 |
|
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Примечание-Источник
[15]
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Информация о работе Особенности функционирование финансовой системы в Республике Беларусь