Особенности экономического роста на современнном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты населения.

Содержание

Введение……………………………………..........................................3
2. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни………………………………………………………………………………4
3. Государственная политика доходов...................................................7
4.Политика занятости………………………………..................................11
5. Система социальной защиты. Программы социальной помощи….13
6. Проблемы и направления социальной политики в России в ходе экономических реформ…………………………………………………………16
7. Заключение……………………………………………………………..21
8. Список использованной литературы………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат нац экономика.docx

— 58.04 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………..........................................3

2. Сущность и основные  направления социальной политики. Качество жизни………………………………………………………………………………4

3. Государственная политика  доходов...................................................7

4.Политика занятости………………………………..................................11

5. Система социальной  защиты. Программы социальной помощи….13 

6. Проблемы и направления  социальной политики в России  в ходе экономических реформ…………………………………………………………16

7. Заключение……………………………………………………………..21

8. Список использованной  литературы………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики  государства в формирующемся  рыночном  хозяйстве  является  деятельность  по  социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии  эффективной  социальной политики.  Формой  ее  реализации  выступает  фактический   образ   действий государства, воплощенный  в  социальную  политику,  которая  охватывает  все сферы экономических  отношений  в  стране.  Существуют  некоторые  проблемы, связанные с  регулированием  и  обеспечением  социальной  защиты  населения.

Социальная политика российского  государства  должна  быть  пронизана  идеями равенства,  всеобщности  охвата  и  доступности  для  всех  слоев  населения национальных систем образования, здравоохранения,  социального  страхования. Идеи солидарности в обществе должны реализовываться в  финансовой  поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми,  тех,  кто  не по своей вине утратил  трудоспособность  и  не  в  состоянии  в  достаточной степени  позаботиться  о  себе.  Именно   такая   политика   отвечает   сути социального  государства.  Что  касается   трудоспособного   населения,   то государство должно  проявлять  свою  заботу  о  нем  в  формах,  которые  бы обеспечивали личную ответственность каждого,  не  ставя  в  характерное  для тоталитарных государств унизительное положение получателей помощи.

Таким образом, социальная политика государства  призвана  дополнять  принцип индивидуальной  ответственности   принципом   солидарности.   В   частности, федеральные и региональные органы власти должны направлять  свои  усилия  на поддержку  социальных  групп,  способных  создавать  необходимые   структуры социального страхования,  взаимопомощи  и  защиты. 

 

 

 

         СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.                   

 КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень  и качество жизни населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

Точкой отсчета при  определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор  благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения  в стоимости "потребительской  корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления * количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

Значительно более сложным  для оценки является показатель качества жизни населения. Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное

благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени,, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

Суть социальной политики заключается в поддержании отношений  как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для  повышения благосостояния, уровня жизни  членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства слабо защищенных слоев  населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений  между доходами активной (занятой) части  населения и нетрудоспособных граждан  через механизм налогов и социальных трансфертов.

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

Существует несколько  положений, определяющих возможности  государства в социальной сфере:

1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом:

2) размеры налогов не  должны подрывать экономические  стимулы производства;                 

3) при определении объемов  и сроков социальных пособий  необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ДОХОДОВ

Политика доходов - правительственная  политика воздействия на личные денежные доходы (заработную плату рабочих) и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы.

Доход - сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных на приобретение благ и услуг для личного потребления. Уровень дохода определяет и уровень потребления населения. Источниками денежных доходов населения выступают: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.), доля каждого из этих видов дохода в совокупном доходе той или иной ячейки общества - семьи - различна. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Нужно различать номинальные, реальные и располагаемые доходы. Номинальный доход - сумма денежных, доходов, получаемых в течение определенного времени, он не учитывает динамику цен. Реальный доход - количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода; номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен. Располагаемый доход - доход, который может быть использован для расходов на личное потребление и на личные сбережения; личный налог минус индивидуальные налоги.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой  применяются  различные показатели. Степень неравенства доходов  отражает кривая Лоренца, показывающая, какой долей совокупного дохода располагает то или иное количество (в процентах от общего числа) семей.





  

 

При равномерном распределении  дохода эта линия совпадает с  биссектрисой. Чем больше она откланяется  от этой биссектрисы, тем более не равномерно распределены доходы в обществе.

Часто используется децильный коэффициент. Он выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем  выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем этот коэффициент  ближе к 1. При выравнивании доходов  в обществе этот показатель  равен  нулю.

Различия в уровне потребления  могут определятся не только величиной заработной платы, но и составом семьи, количество иждивенцев,  состоянием здоровья, географическими и климатическими условиями и т.д. Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить эти различия в доходах и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни.

Перераспределение доходов осуществляется государством через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Существуют различные  подходы к целям политики доходов, вызванные разными позициями в понимании социальной справедливости. Сегодня выделяется четыре принципа: эгалитарный принцип социальной справедливости - все члены общества получают равные блага; роулсианский - максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц: утилитарный - максимизируется общая полезность всех членов общества; рыночный -справедливость устанавливается рынком. Выбор принципов определяется в каждом обществе по-своему и зависит не только от уровня экономического развития, но и от духовных устоев, исторически сложившихся национальных жизненных стандартов.

Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокооплачиваемых слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет расходы и посредством изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Кроме того, правительством совместно с профсоюзами разрабатывается и утверждается тарифная система, регулирующая размеры заработной платы в зависимости от квалификации.

Информация о работе Особенности экономического роста на современнном этапе