Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:09, реферат
Понятие «специальные экономические зоны» объединяет несколько типов особой организации экономической жизни на компактных территориях. Типы и подтипы специальных зон различаются по назначению (функциям) и механизмам регулирования. Во всех случаях особые экономические условия фиксируются соответствующими нормативно-правовыми актами. Существует несколько типологий специальных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три основных типа зоны: свободной торговли, предпринимательства и реконверсии. В России далеко не все типы специальных зон получили распространение
1. Программы развития проблемных регионов ………………… 3
2. Специальные экономические зоны …………………………........ 6
3. Региональный аспект развития европейского союза………...….. 8
4. Региональная политика ЕС…………………………………….. 10
5. Заключение
Содержание.
1. Программы развития проблемных регионов ………………… 3
2. Специальные экономические
3. Региональный аспект развития европейского союза………...….. 8
4. Региональная политика ЕС…………………………………….. 10
5. Заключение……………………………………………………
ОСОБЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ (ЗОНАЛЬНЫЕ) ФОРМЫ
Во многих странах с
целью стимулирования социально-экономического
развития, преодоления кризисных
ситуаций и более эффективного использования
специфических локальных
Территориальное регулирование
в США стало интенсивно развиваться
после «великой депрессии» 1930-х годов.
Федеральное правительство
Главной целью программы
провозглашалось создание условий
для здорового образа жизни, получения
разнообразных профессий, увеличения
занятости и роста доходов
на основе развития хозяйства. На первом
этапе программа включала девять
взаимосвязанных подпрограмм: здравоохранение;
строительство жилья; образование;
охрана почв; использование лесов; восстановление
горных выработок; охрана водных источников;
водоснабжение и очистка
Аппалачская региональная комиссия
является федерально-штатным органом.
В ее состав входят губернаторы штатов,
охватываемых программой, и представитель
федерального правительства – сопредседатель
комиссии. Управление программой «Аппалачи»
децентрализовано. Каждый штат – участник
программы имеет специальные
подразделения, занимающиеся планированием
и реализацией программных
Финансирование программы «Аппалачи» осуществляется из разных источников. Средства из федерального бюджета поступают не только по специальным позициям. Например, в 1993 г. только на указанные шесть направлений программы было выделено 190 млн. долл., а в отдельные годы федеральные расходы на программу превышали 600 млн. долл. Средства пополняются за счет действующих федеральных программ помощи регионам.
За время действия программы «Аппалачи» благосостояние населения региона значительно выросло, что отвечает ее главной цели. Общенациональная конференция по проблемам регионального экономического развития дала положительную оценку деятельности Аппалачской региональной комиссии и рекомендовала распространить ее опыт решения междуштатных проблем и на другие проблемные территории.
После принятия закона о развитии Аппалачей ряд штатов выступили с требованиями разработки подобных федеральных программ и для других проблемных территорий. Эта инициатива получила правовую поддержку. В соответствии с законом об общественных работах и экономическом развитии (1965 г.) Министерство торговли получило право образовывать многоштатные регионы экономического развития для разработки и осуществления стимулирующих программ. В этом же законе определены признаки таких регионов:
Различия уровней развития
и пространственных структур европейских
стран обусловливают разные подходы
к выделению проблемных регионов.
Для региональной политики европейских
стран характерно, что в ее фокусе
находятся не только наиболее отсталые,
депрессивные и другие «регрессивные»
территории, но и полюса экономического
роста, государственная поддержка
которых может оказывать
Возникновение депрессивных
регионов – неизбежное следствие
циклического характера экономического
и технологического развития, когда
на смену одним ведущим отраслям
и технологическим укладам
К настоящему времени в Западной Европе сложилась определенная система государственного регулирования депрессивных старопромышленных регионов. Общими для ряда стран являются следующие принципиальные положения:
Происшедшее в 1990 г. объединение
двух германских государств создало
комплекс новых региональных проблем,
обусловленных социально-
2. Специальные экономические зоны
Понятие «специальные экономические
зоны» объединяет несколько типов
особой организации экономической
жизни на компактных территориях. Типы
и подтипы специальных зон
различаются по назначению (функциям)
и механизмам регулирования. Во всех
случаях особые экономические условия
фиксируются соответствующими нормативно-правовыми
актами. Существует несколько типологий
специальных экономических зон.
Например, эксперты ОЭСР выделяют три
основных типа зоны: свободной торговли,
предпринимательства и
Главный признак свободной
экономической зоны (СЭЗ): на ее территории
не действуют таможенные условия (тарифные
и нетарифные), обязательные для
основной территории страны, т. е. в
национальном таможенном пространстве
СЭЗ является исключением. СЭЗ создаются
с целью привлечения
Отбор территорий, которым
предоставляется статус СЭЗ, осуществляется
из возможностей получения значительного
эффекта от государственных затрат
и предоставляемых
Зоны свободной торговли
(ЗСТ) специализируются на операциях
по приему, складированию, обработке
импортируемых товаров для их
сбыта на внутреннем рынке. Аналогичные
операции ЗСТ осуществляют по отношению
к экспортируемым товарам. Обычно ЗСТ
создаются в морских портах, аэропортах,
местах пересечения транспортных коммуникаций,
приграничных регионах. Торговая функция
СЭЗ часто сочетается с промышленно-
Для России наиболее интересен опыт Китая, где создание СЭЗ осуществлялось в рамках общего процесса экономического реформирования. В основном создание СЭЗ дает позитивные результаты.
Зоны предпринимательства представляют собой локальные территории. Для оживления в них малого и среднего предпринимательства государство и муниципалитеты идут на либерализацию контроля над структурой деятельности, ценами, заработной платой, занятостью, на освобождение от местного налога на имущество, выделение льготных кредитов, разрешение ускоренной амортизации и т. д. Эти льготы и стимулы направлены, прежде всего, на рост инвестиций. Зоны предпринимательства создаются на ограниченный срок. В США предельный срок – от 5 до 20 лет, а в Испании – 3 года с возможностью продления. Анализ эффективности предпринимательских зон, проведенный департаментом жилищного и городского развития Правительства США, выявил, то функционирование зон содействовало созданию новых фирм и расширению действующих; занятость возросла на 7 – 10 % (в большей степени в обрабатывающей промышленности и розничной торговле).
Разновидностью специальных
зон являются технико-внедренческие
зоны, отличающиеся высокой концентрацией
исследовательских и научно-
3. Региональный аспект развития Европейского союза
Образование и развитие Европейского союза (ЕС) является одним из важных достижений интеграционных процессов XX века. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в соответствии с Римским договором 1957 г., вначале объединяло шесть стран: Бельгию, Германию, Италию, Люксембург, Нидерланды и Францию. В 1973 г. к ЕЭС присоединились еще три страны: Великобритания, Дания, Ирландия, а затем в 1981 г. – Греция и в 1986 г. – Испания и Португалия. В 1990 г. территория ЕЭС расширилась за счет восточных земель объединенной Германии. И в 1992 г. число членов сообщества возросло до 15 в результате вхождения в него Австрии, Швеции, Финляндии. Расширение ЕЭС (с 1993 г.) Вхождение в ЕЭС менее развитых периферийных европейских стран, к тому же внутренне неоднородных, существенно усиливало межрегиональную социально-экономическую дифференциацию. Это создавало дополнительные трудности для реальной интеграции.