Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:48, творческая работа
Показаны особенности функционирования таких инвестиционных проектов, как особые экономические зоны. Сформулированы главные проблемы, связанные с созданием и деятельностью особых экономических зон в России на современном этапе.
В условиях инновационной экономики для создания научной базы инновационного прорыва требуются радикальные изменения в структуре научного потенциала страны
К инвестиционным проектам, направленным на развитие экономики, можно отнести особые экономические зоны
Создание особых экономических зон является одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
Сейчас можно с уверенностью сказать, что в России завершился первый этап – этап формирования нормативной правовой базы и открытия «пилотных» зон. С 2009 г. началась новая фаза деятельности – период активного проектирования и строительства объектов инфраструктуры во всех ОЭЗ. В ближайшие годы результаты работы первых ОЭЗ покажут, насколько эффективным станет этот инструмент для диверсификации экономики и стоит ли его активно распространять по всей территории России. Однако первые результаты работы промышленно-производственных зон уже внушают достаточную долю оптимизма.
Стоит также обратить внимание на то, что 5 октября 2009 г. Агентство по управлению особыми экономическими зонами было упразднено. Все функции и обязательства агентства передаются курирующему его деятельность Минэкономразвития России (МЭР).
На наш взгляд, следует ожидать, что эффективность ОЭЗ при передаче в МЭР функций по их управлению не снизится, поскольку соответствующие нормативные акты создавались именно этим министерством. Основа проблемы состоит в самой идее ОЭЗ, предполагающей застройку территорий зон частными инвесторами. На практике частный инвестор предпочитает приходить на все готовое и застройку приходится делать государственному органу. Такой подход чреват серьезным замедлением темпов строительства. Тем не менее, по мнению властей, принятое решение позволит именно на уровне субъектов федерации эффективно осуществлять управление зонами, своевременно вносить корректировки и обеспечивать строительство объектов инфраструктуры. Время от принятия решений до реализации значительно сократится при такой схеме управления зонами.
Российским экспериментам с ОЭЗ исполнилось уже более 15 лет, попытаемся сформулировать некоторые главные проблемы, связанные с созданием и деятельностью ОЭЗ в России.
Во-первых, нередко отсутствуют четко сформулированные цели создания конкретной зоны, соответствующие как интересам региона, так и федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь сиюминутную выгоду – перспективу полного или частичного освобождения от налогов. Многие полагают, что ОЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в силах из-за плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. Однако возникает закономерный вопрос, какой инвестор будет вкладывать деньги в такую зону. Ведь зарубежный опыт показывает, что для нормального обустройства 1 кв. км промышленно-производственной зоны требуются вложения порядка 40–45 млн долл., таможенно-торговой – 10–15 млн долл. США. Такие средства областная администрация вряд ли найдет даже теоретически [6].
Вот почему большая часть действующих в мире ОЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае – небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.
Также важно и то, что система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих факторов развития. Более того, при широком распространении свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы — далеко не главный стимул для притока иностранного капитала. Существеннее могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур.
Во-вторых, очевидно, что процессы создания и функционирования особых экономических зон должны регламентироваться на законодательном уровне, а не на основе постоянно меняющихся и часто непродуманных подзаконных актов.
В-третьих, для оптимизации процессов управления ОЭЗ необходим специальный федеральный орган государственного регулирования, наделенный соответствующими полномочиями, и четкое разграничение сферы его компетенции с другими региональными и центральными органами власти.
В-четвертых, для успешного функционирования особой зоны необходим подготовительный период сроком от 3 до 5 лет, в ходе которого должна быть создана производственная и хозяйственная инфраструктура и сформирован портфель потенциальных инвестиционных предложений.
В-пятых, подавляющее большинство ОЭЗ задумывались как комплексные зоны промышленно-производственной направленности, без учета реального геоположения региона, его экономики и общего инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране.
Сейчас некоторые из этих проблем решены или решаются, но не стоит останавливаться на достигнутом или закрывать проект полностью, ведь, как можно заметить, ОЭЗ – это сложный механизм управления, но чем сложнее этот механизм, тем он более эффективен.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы