Отношение собственности как фактор экономического поведения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы- изучение и рассмотрение отношений собственности, как фактора экономического поведения в России.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность собственности в современной России;
- проанализировать отношения собственности в рыночной экономике;
- показать трансформацию прав собственности в России;
- дать понятие отношения собственности;
- рассмотреть собственность как экономическую и правовую категорию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вся инст.эк..docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем именно законодательными актами формируются  юридические предпосылки для  начала радикальных преобразований отношений собственности, создающие  для этого правовое поле. Таковым  было, например, законодательство, принятое в СССР на исходе 80-х годов, на основе которого и началось по существу преобразование социалистических форм собственности  еще в дореформенный период, главным  образом путем расхищения ее объектов.В  первую очередь такой возможностью воспользовалась правящая номенклатура, а также вышедшие из подполья «теневики» и не утратившие за годы социализма предпринимательского духа представители  различных слоев населения. По мере формирования из числа конкурентов  подлинных собственников ранее  созданных объектов присвоения появляется право, призванное придать юридическую  силу вновь складывающимся отношениям собственности, регулирующим взаимоотношения  между ее субъектами, создать правовое поле для деятельности хозяйствующих  агентов, выступающих в качестве физических и юридических лиц. Надежная защита прав собственности придает  устойчивость экономическим отношениям, что становится фактором их развития. По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. Это  дает основание для утверждения, что собственность есть историческая категория[5].

Таким образом, фактическое  неравенство различных форм собственности  как экономических категорий  неизбежно, соответствующим образом  сказывается на них, как и на правовых категориях. Учет данного положения  при определении правового статуса  различных форм собственности имеет  принципиально важное теоретическое  и практическое значение.

2.2 Собственность  как экономическая и правовая  категория

 

Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление. Соответственно, таким же многоаспектным является и отражающее его понятие. Наиболее важными его проявлениями выступают экономическая и правовая грани. В научной литературе совокупность основных признаков и черт, характеризующих  институт собственности с экономической  стороны, называют экономической категорией. Совокупность же его особенностей, характеризующих институт собственности  в юридическом аспекте, называют правовой категорией.

Собственность как экономическая  категория проявляется в виде отношений между людьми по поводу различных средств, а также продуктов  производства; по поводу материальных благ беспрепятственного пользования, владения и распоряжения.

Важно отметить, что собственность  как экономическая категория - это  не сами по себе средства производства или их продукты, это также не отношение отдельного человека или  группы людей к средствам производства и их продуктам, а это отношение  между людьми по поводу средств производства и производимых ими материальных благ [ 6 ].

Рассматривая собственность  как экономическую категорию, К. Маркс, а вслед за ним и многие другие авторы предлагали исследовать  понятие собственности в двух смыслах - широком и узком. В широком  смысле под собственностью понималась вся совокупность производственных отношений, существующих в пределах той или иной общественно-экономической  формации или отдельного общества. В узком смысле собственность  представлялась как совокупность материальных отношений по поводу отдельной вещи или вещей.

Содержание этих отношений  проявляется в свободном владении, пользовании и распоряжении материальными  благами, имуществом, отдельной вещью  или вещами. Под владением понимается фактическое обладание той или иной вещью, материальными средствами и благами, нахождение их у конкретной группы лиц или же у отдельного лица. Пользование представляет собой потенциальную, беспрепятственную возможность или же реальное извлечение полезных свойств из отдельной вещи. Распоряжение означает определение собственником судьбы принадлежащей ему вещи, самостоятельное решение вопроса о ее изменении, прекращении ее существования или отчуждении.

Собственность как экономическая  категория неразрывно связана с  собственностью как правовой категорией. Использование последней означает рассмотрение собственности, анализ ее особенностей и черт не только с  экономической, но и с правовой точки  зрения [ 7 ].

Круг проблем, которые  возникают при рассмотрении собственности  как правовой категории, включает в  себя прежде всего проблемы, связанные  с понятием, сущностью и содержанием  права собственности, субъектами и  объектами права собственности, формами собственности, их правовых режимов, условиями и порядком приобретения и прекращения права собственности, изменениями правового режима собственности, бременем содержания и риском гибели собственности, проблемами ответственности  и защиты права собственности. Это  основной, но далеко не полный круг проблем, которые могут возникнуть в связи  и по поводу права собственности.

Правовой режим собственности  первоначально создавался с помощью  норм цивильного (гражданского) права. По мере развития данного института  в определении и закреплении  его правового статуса все  большую роль играли и другие правовые институты и отрасли права.

Например, во всех без исключения современных государствах основополагающее значение имеет конституционное  право. Оно создает правовую базу, фундамент для всего последующего развития законодательства, касающегося  собственности. Кроме того, конституционное  право (и это особенно важно для  современной России) в ряде стран  указывает на пределы осуществления различных форм собственности и, в особенности, частной собственности, а также направляет процесс реализации права собственности в русло общественных потребностей.

Современное конституционное  право России и, в частности, Конституция  РФ 1993 г. в отношении собственности  лишь констатирует, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  другие формы собственности и  что земля и другие природные  ресурсы могут находиться как  в частной, государственной, муниципальной, так и в иных формах собственности (п. 2 ст. 8; п. 2 ст. 9) [8 ].

Что же касается социальной функции, прямой ориентации частной  и иных форм собственности в России на удовлетворение общественных потребностей, то это представляется необходимым  законодательно решить уже в недалеком  будущем. Это относится в первую очередь к частной собственности  на землю, на природные ресурсы и  пр., к которой в общественном сознании значительной части населения  России выработалось стойкое предубеждение.

Для нормального развития рыночных отношений в нашей стране и избежания чрезмерных социальных обострений очень важно в отношении  частной собственности избежать двух крайностей. С одной стороны - излишне сильной, детальной регламентации, мешающей ее развитию, а с другой - ее чрезмерно слабого, социально  не сориентированного правового  опосредования.

Укоренившийся в общественном сознании миф о том, что в индустриально  развитых странах частная собственность  и рынок несовместимы с правовой регламентацией и служат исключительно  частным, эгоистическим интересам, объективно сдерживают развитие рыночных отношений, создают препятствия  на пути совместного развития форм собственности.

На пути нормального развития рыночных отношений и самой экономики  создают искусственные препятствия  помимо всего прочего еще два других сложившихся мифа. А именно:

- что рыночная экономика  - абсолютный антипод плановой, даже  в оптимальной мере централизованной  экономики ;

- что в России или  любой иной стране, особенно в  переходный период, возможно равенство  всех форм собственности.

Следование первому постулату  чревато искусственным дроблением экономической системы, существующей в пределах каждой страны, на отдельно взятые составные части, непредсказуемостью в ее развитии, полной стихией и  нескоординированностью. Сохранение элементов  планирования экономики, единого для  всей страны механизма правового  регулирования, сохранение элементов  ее централизации и координации  является объективно необходимым для  России и других стран, имеющих огромную территорию и весьма разношерстную, искусственно раздробленную после  распада СССР экономику.

Следование второму тезису - о равенстве всех форм собственности - создает иллюзию об их одинаковом экономическом и юридическом  содержании, равном правовом статусе, одинаковых источниках формирования и  развития всех форм собственности и  т.п. В действительности - это не так.

Например, в госсобственности может находиться и действительно  находится любое имущество, включая  то, которое согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ изъято из оборота или ограничено в обороте (п. 1 ст. 129 ГК РФ). Нахождение этого имущества, скажем, в частной  собственности - весьма проблематично. Требуется специальное разрешение государства. Другой пример. Государственная  собственность может создаваться  и развиваться за счет таких источников, как пошлины, реквизиция и т.п. В  отношении других форм собственности  это исключено [9 ].

В теоретическом и практическом плане важно глубоко осмыслить  и использовать в процессе правового  регулирования положение, высказанное  в научной литературе, о том, что  в реальной действительности существует лишь одно право собственности с единым, одинаковым для всех форм собственности набором правомочий (содержанием), у которого могут быть лишь различные субъекты.

Таким образом, для нормального  развития рыночных отношений в нашей  стране и избежания чрезмерных социальных обострений очень важно в отношении  частной собственности избежать двух крайностей. С одной стороны - излишне сильной, детальной регламентации, мешающей ее развитию, а с другой - ее чрезмерно слабого, социально  не сориентированного правового  опосредования.

В наиболее общей форме  отношения собственности экономически реализуются присвоением прибавочного продукта в исторически меняющихся формах (земельная рента, прибыль, дивиденд, процент и пр.). Основой рыночных отношений может быть лишь частная  собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц, или  индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о  том, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются  на полиморфизм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ТРАНСФОРМАЦИЯ  ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

 

3.1 Трансформация  отношений собственности как  условие 

       перехода к рыночной экономике

 

Переход командно-административной экономической системы к рыночной состоит в преобразовании основных общественных институтов: экономических, политических и социальных. В экономической  сфере преобразования начались с  трансформации отношений собственности. Трансформацию собственности определяют как процесс замены системообразующих  элементов одной хозяйственной  системы подобными элементами другой системы.

В любой экономической  системе отношения собственности  юридически оформлены в права  собственности, что позволяет их изменять путем корректировки законодательства. В России в 90-е гг. значительная часть  объектов государственной собственности  на факторы производства была передана в частные руки на основании законов о приватизации.

Термин «приватизация» (от лат. privatus - частный) появился в 1976 г. в США, но процесс передачи объектов государственной (королевской или царской) собственности в частные руки известен со времен Французской революции, в России - с правления Петра I. Единого определения приватизации в западной литературе нет, ее рассматривают как полное или частичное делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам. При этом приватизация отождествляется с разгосударствлением. В российской экономике переходного периода эти два термина получили различный смысл: приватизацией называется переход объектов государственной собственности в частную собственность, а разгосударствлением - сокращение экономической власти государства, превращение его в одного из субъектов рыночной экономики [10 ].

Следует отметить, что эти  два понятия неразрывно связаны: разгосударствление подразумевает  приватизацию, а с утратой значительной части объектов собственности происходит разделение собственности и власти: государство теряет экономическую  власть, сохраняя функции правового  обеспечения экономики, и становится одним из хозяйствующих субъектов. В понятие «разгосударствление» входят и изменения в деятельности государственных предприятий, которые  в рыночной экономике функционируют  как самостоятельные субъекты с  правом коммерческой деятельности.

Российская приватизация началась в середине 1992 г. и стала одной из масштабнейших перестроек экономической системы в мире. Ее началом послужили закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 03.07.91 г. и Постановление Верховного Совета РСФСР № 2980-1 от 11.06.92 «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» [11 ].

При проведении приватизации были поставлены следующие стратегические цели:

- формирование широкого  слоя собственников, заинтересованных в развитии производства;

          -   привлечение реальных инвистиций в производство;

- качественное повышение  эффективности функционирования  всего хозяйственного механизма страны;

- обеспечение социальной защиты населения и гарантирование права собственности и др.

Информация о работе Отношение собственности как фактор экономического поведения в России