Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 19:27, контрольная работа
Мировая экономика является сложной, подвижной системой, которая находится в постоянном изменении. Экономическое развитие как следствие подвижности системы мирового хозяйства неразрывно связано с изменением соотношения между секторами и отраслями народного хозяйства. В одних случаях без преобразований отраслевой структуры невозможно дальнейшее развитие, что характерно для процесса трансформации постсоциалистических стран. В других структурные изменения являются следствием роста. Поэтому между экономическим ростом и изменениями в отраслевой структуре существует функциональная связь.
Доля электроэнергии АЭС, ГЭС и других источников энергии в общем потреблении ПЭР промышленно развитых стран к 2015 году возрастет до 7,4% по сравнению с 6,5% в 1990 году. При этом темпы прироста использования энергии АЭС составят не более 0,9—1% в год, в то время как от ГЭС и возобновляемых источников энергии превысят 3% в год. В свете изменений в структуре потребления ПЭР, в экономике промышленно развитых стран, долгосрочные перспективы развития НТП в отраслях ТЭК, прежде всего, связаны с этими сдвигам.
Атомные электростанции - АЭС
Все более важным источником топливно-энергетических ресурсов становится атомная энергия. В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов. Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире в течение 80-х и 90-х годов XX столетия остается на уровне 10 - 11%, а удельный вес в потреблении ядерного топлива к началу 1996 года составлял 7,3%.
В Северной Америке, Западной Европе и в России приток заказов на новые АЭС практически равен нулю. При этом существует значительная потребность в модернизации существующих станций, в том числе и в странах Восточной Европы. Только в Восточной Азии ощущается действительная заинтересованность в строительстве новых АЭС, но разработка соответствующих проектов требует много времени и часто затягивается по причине возрастающего давления со стороны защитников окружающей среды.
Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте. В конце XX века доля электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях, составляет 15%, а к 2020 - 2030 годам, по некоторым расчетам, — 30%, что потребует значительного увеличения добычи урана.
Потребности в уране в 2000 году составляет 135 тыс. тонн, а на весь период до 2000 году понадобилось примерно 1,8 млн. тонн урана. Общие запасы урана в развитых странах Запада и развивающихся странах превышают 4 млн. тонн. Наибольшими запасами обладают США, Канада, ЮАР, Австралия, Франция.
Можно считать, что до конца текущего века и первых десятилетий следующего запасов урана хватит, особенно если учесть применение в качестве атомного топлива плутония. К тому времени можно надеяться на практическое использование термоядерной энергии, источники производства которой — дейтерий, тритий, содержащиеся в морской воде, — велики.
Возобновляемые источники энергии
В отличие от атомной энергетики использование возобновляемых источников энергии находит полную поддержку со стороны общественности всех промышленно развитых стран из-за их экологической чистоты и безопасности. По ряду технологий получения возобновляемых источников энергии за последние 10 лет произошел значительный прогресс, а некоторые из них находятся в стадии коммерциализации и выхода на широкий энергетический рынок. Это, прежде всего, относится к разработкам по солнечным электростанциям, которые могут быть конкурентоспособными при производстве электроэнергии в отдаленных районах, а также для покрытия пиковых нагрузок. Также некоторый вклад в производство электроэнергии может дать энергия ветра, геотермальных вод и биомассы.
В развитии международной торговли сырьевыми товарами в послевоенный период отчетливо наблюдается ряд важных тенденций, которые обусловлены существенными изменениями в товарной структуре мирового экспорта. Прежде всего, отмечается преимущественный рост торговли полуфабрикатами, изготовленными на базе минерального сырья и резкого снижения удельного веса сырьевых товаров в мировом экспорте (их доля за 1963 - 1990 годы понизилась с 42 до 24%), что является следствием воздействия НТП на международную торговлю.
Среди огромного разнообразия сырьевых и топливных ресурсов, обращающихся в международной торговле, ведущую роль играют топливно-энергетические товары — нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь (лидирующую позицию занимает нефть). Эта группа товаров устойчиво сохраняет роль лидера среди прочих товарных групп в мировой торговле.
В мировом экспорте топливно-энергетических товаров Россия играет важную роль, особенно нефти и природного газа. Кризис, переживаемый нефтяной промышленностью, тяжело отразился на экспортных возможностях России. В результате российский экспорт нефти, составлявший в 1990 году 115 млн. тонн снизился в 1995 году до 92 млн. тонн.
Энергоносители продолжают оставаться ведущей статьей российского экспорта. В 1995 году на их долю приходилось 46% общего объема экспорта. Экспорт энергоносителей обеспечивает свыше 50% всех валютных поступлений Российской Федерации от внешней торговли. Такая сильная зависимость от экспорта одной группы товаров оборачивается для страны большими потерями в случае снижения цен на эти товары на мировом рынке или сокращения добычи внутри страны.
В первое десятилетие XXI века получают свое развитие следующие:
Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в большинстве странах стоят: авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и сохраняют в перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие "поставщики" базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).
Государственное регулирование указанных отраслей осуществляется по двум основным направлениям:
Наиболее быстрыми темпами растет объем научных исследований и разработок в новых, наукоемких отраслях машиностроения: АРКП, электронная промышленность, производство ЭВМ, приборостроение. Общая величина годовых затрат на НИОКР в этих секторах машиностроения в 1995 году достигла в США около 50 млрд. долларов, что составило свыше 70% всех затрат на НИОКР машиностроительного комплекса по сравнению с 63% в 1970 году. Быстро наращивает свой научно-технический потенциал Япония. Если в середине 70-х годов он оценивался в 30% к американскому уровню, то в середине 90-х достиг уже 41%.
В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности, по имеющимся оценкам, в среднем увеличится с 40% в 1990 году до 50 - 55% в 2015 году, в том числе собственно производство ЭВМ — с 7 до 15% в том же году.
Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования, объединения усилий специализированных продуцентов в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве. Происходит заметное увеличение поставок не готовых изделий, а их частей в рамках международной поузловой к подетальней производственной кооперации. Помимо этого, около 10% международной торговли машинами и оборудованием приходится на запасные части для технологического обслуживания ранее проданных изделий. Организация надежного послепродажного обслуживания машин и оборудования является непременным условием для сбыта изделий, завоевания позиций на мировом рынке. Ведущие машиностроительные компании мира имеют за рубежом разветвленные сети по сбыту и обслуживанию своей продукции.
Большое распространение в последние десятилетия приобрели:
Доля стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировом экспорте машин и оборудования составляла всего 3,5% в 1990 году. В связи с экономическим кризисом, распадом СЭВ и сокращением взаимной торговли, а также не конкурентоспособностью большинства видов машин и оборудования, производимых в этих странах, удельный вес машинно-технических изделий в экспорте европейских стран с переходной экономикой (включая республики бывшего СССР) снижается. Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение российского экспорта оружия. Если в 1988 году на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире – около 15 млрд. долларов), то на Россию в 1998 году приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд. долларов или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции).
В 60 - 70-е годы XX века в мировом сельском хозяйстве начался технологический сдвиг, получивший название "агропромышленная интеграция", который логически и исторически ведет к созданию агропромышленного комплекса. АПК – это единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий, связанных тесными стабильными, долговременными коммерческими отношениями, основывающимися на использовании совместной собственности или на договорных отношениях (контрактных) и охватывающих всю агропромышленную цель: производство средств производства для сельского хозяйства, их транспортировку, производство исходных сельскохозяйственных продуктов, их хранение, переработку и сбыт готовых продуктов.
В АПК различают три сферы:
Процесс формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.
Главным направлением международной агропромышленной интеграции в нынешних условиях становится решение крупнейшей глобальной проблемы современности — проблемы удовлетворения возрастающих потребностей населения в продуктах питания.
После машинно-технических и топливно-энергетических товаров крупнейшей товарной группой в мировом экспорте являются продовольственные товары — зерновые и продукты их переработки, семена масличных культур, растительные масла, жиры, фрукты, овощи, мясо, кофе, чай, рыба и морепродукты, молочные продукты и сахар.
Основными экспортерами и импортерами продовольствия являются промышленно развитые государства, хотя на рынке отдельных товаров ведущие позиции занимают постсоциалистические и развивающиеся страны. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте всех видов продовольствия, за исключением рыбы и морепродуктов, имеет тенденцию к росту. По молочным товарам она превышает 95%, по зерновым, мясу и напиткам составляет 80 - 90%, по фруктам, овощам, масличным, рыбе — 60%. К крупнейшим экспортерам продовольствия относятся США, страны ЕС, Канада, Австралия, Бразилия, КНР.
Наиболее сильные позиции развивающиеся страны занимают в экспорте тропических продуктов — около 90% мирового экспорта, сахара — свыше 50%, рыбы, масличных, фруктов и овощей — 30 - 35%, зерновых и мяса — 10%.
К крупнейшим импортерами продовольствия относятся Япония, США, страны ЕС. На США в первой половине 90-х годов приходилось около 13% мирового экспорта продовольствия, на Францию — 10%, Нидерланды — 8%, ФРГ — 6%. В мировом импорте лидировали ФРГ, Япония, США, Великобритания, Франция, Италия и Россия.
Основными позициями в импорте развивающихся стран являются зерновые — более 40% мирового импорта, масличные, молочные продукты, сахар, мясо — 20 - 30%. Постсоциалистические страны закупают большое количество сахара — около 55% мирового импорта. Их доля в импорте других видов продовольствия заметно ниже: зерновых около 20%, масличных — 10%, напитков, фруктов и овощей, мяса — до 10%.
Оценивая перспективы рынка продовольственных культур, следует отметить, что в последние годы во многих странах, которые являются крупными производителями продовольственных культур, резко ухудшились экологические условия хозяйствования. Эта проблема осложняется выводом земли из сельскохозяйственного оборота под промышленную и городскую застройку и, что особенно характерно для бывшего СССР, под строительство гигантских водохранилищ, являющихся частью гидроэнергетических систем, а также быстро прогрессирующим процессом уничтожения лесов.
Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт, наряду с энергетикой и связью, является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве.