Отчет по практике в Воронежский областной клинический консультативно-диагностический центр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:38, отчет по практике

Краткое описание

Целью данной работы является изучение работы медицинского учреждения на примере Воронежского областного клинического консультативно-диагностического центра.
При прохождении ознакомительной практики необходимо выполнить следующие задачи:
изучить основные принципы работы структурных подразделений медицинского учреждения;
рассмотреть организационно-управленческую структуру ВОККДЦ;
описать опыт работы подобных учреждений в развитых странах мира.

Содержание

Введение
Воронежский областной клинический консультативно-диагности-
ческий центр, его отделы и службы 6
Основные принципы экономики, организации и управления учреж-
дением здравоохранения 10
Организационно-управленческая структура управления ВОККДЦ 14
Опыт работы зарубежных медицинских фирм 16
Заключение 20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

практика - отчет.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные принципы экономики, организации и управления учреждением здравоохранения 

 

В здравоохранении, как и  в любой другой области деятельности человека, выделена экономическая сторона. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства.

Экономика здравоохранения  исследует хозяйственные формы  медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет  существенную научно-практическую значимость.

Следовательно, экономику  здравоохранения можно определить, как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной  деятельности в области медицины.

Предметом экономики здравоохранения  являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие  между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской  профессиональной деятельности. 
Данные отношения делятся на две крупные группы.

Первая группа носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией  самого лечебно-профилактического  процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.). Примером данных отношений может служить система финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.

Вторая группа отношений  носит название социально-экономических  отношений. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.).

Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным  элементом системы здравоохранения  является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико- социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в  развитии и совершенствовании здравоохранения  на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения  обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно- правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждение здравоохранения.

К числу важнейших теоретических  проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения: общественное здоровье, материально- экономическая база, кадры и т. д., формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Всемирной организацией здравоохранения  определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:

  • показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;
  • социальные и экономические показатели;
  • показатели обеспеченности медико-социальной помощью;
  • показатели состояния здоровья населения.

Все организации, независимо от того, в какой сфере они действуют, сталкиваются с общими проблемами в области управления. На основе общих закономерностей выстраиваются конкретные методы управления в зависимости от тех условий, в рамках которых они применяются. Не является исключением и здравоохранение. Специфика управления ЛПУ обусловлена, прежде всего, тем, что здравоохранение - особая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. ЛПУ имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов. Во-первых, результатом деятельности медицинского учреждения является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия ЛПУ с потребителями их услуг. Это прежде всего прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. При этом пациенты - основные элементы внешней среды для ЛПУ, и каждое взаимодействие с клиентом можно рассматривать как прямой контакт с окружающей средой. Но что наиболее важно, человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое, на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и тем самым непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.

Это, в свою очередь, находит  выражение в многовариантности  технологий, используемых в работе с клиентом, в особой значимости этических ценностей и принципов, сложившихся в обществе, в принципиально  важной роли медицинских работников в процессе оказания услуг. Отсюда вытекает сложность оценки качества и необходимости  оказываемых медицинских услуг  и, соответственно, результатов деятельности медицинских организаций в целом  и труда их сотрудников. Это в  большей степени определяет организацию  управления в сфере здравоохранения.

Во-вторых, медицинские услуги относятся к социальным услугам. Это означает, что, с одной стороны, они помимо непосредственного эффекта для потребителя имеют и общественный, социальный эффект, а с другой - общество признает важность получения гражданами медицинских услуг и свою роль в их обеспечении медицинским обслуживанием.

Таким образом, среди наиболее существенных признаков медицинских  учреждений, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, специалисты отмечают:

  • сложность определения качества и измерения результатов работы;
  • высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;
  • отсутствие права на неопределенность и ошибку;
  • потребность в тесной координации работы различных подразделений;
  • высокую квалификацию сотрудников, большая часть которых выступает, прежде всего, как представители своих профессий. Имея специальные знания и опыт, руководствуясь в своей работе системой моральных норм и принимая решения о лечении пациентов, они стремятся к самостоятельности и проявляют лояльность, прежде всего по отношению к пациентам и коллегам по профессии;
  • необходимость контроля со стороны администрации медицинских учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов ЛПУ;
  • трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно больницах.

При этом следует отметить, что подобные характеристики присущи  организациям, существующим и в других сферах. В этом смысле ЛПУ, может быть, и не являются абсолютно уникальными структурами. Однако особенность медицинских учреждений состоит в том, что для них характерны все вышеперечисленные признаки вместе взятые, что, в свою очередь, приводит к более интенсивному их проявлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Организационно-управленческая структура управления ВОККДЦ

 

ВОККДЦ  имеет свою организационно – управленческую структуру.

Руководителями старшего звена  являются главный врач и десять заместителей, руководителями среднего звена – заведующие отделениями, старшие медицинские сестры. Высшим должностным лицом ВОККДЦ является главный врач.

Первый заместитель главного врача  ВОККДЦ по медицинской части –  контролирует работу с несколькими структурными подразделениями: диагностическим центром, больничным поликлиническим комплексом № 1, больничным поликлиническим комплексом № 2, решают проблемы, связанные с оказанием медицинской помощи.

Заместитель главного врача – главный  бухгалтер – выполняет обязанности  главного бухгалтера: организует и  контролирует систему наблюдений, измерений, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, (обязательствах) и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.

Заместитель главного врача по общим  вопросам – решает вопросы хозяйственного обеспечения, осуществляет контроль по эксплуатации электроэнергии, зданий, оборудования.

Заместитель главного врача по диагностическому центру контролирует работу диагностического центра; решает проблемы, связанные  с оказанием медицинской помощи.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе – осуществляет определение  правильности постановки диагноза (на основе выборочного контроля). Занимается экспертизой трудоспособности.

Заместитель главного врача по БПК  № 1 – контролирует работу больнично–поликлинического комплекса № 1 – в подчинении находятся заведующий поликлиническим отделом №1 и заведующий стационаром № 1.

Заместитель главного врача по БПК  № 2 – контролирует работу больнично–поликлинического комплекса № 2 – в подчинении находятся заведующий поликлиническим отделом № 2 и заведующий стационаром № 2.

Заместитель главного врача по экономике  – занимается составлением смет, планированием  деятельности, установлением норм нагрузки, положений по подразделениям, регламентирует начисление заработной платы, рассчитывает цены на платные услуги.

Заместитель главного врача по кадрам – занимается разработкой кадровой политики, решает вопросы обеспечения учреждениям кадрами рабочих и служащих требуемых специальностей, контроль над учетом личного состава, а также подбором и приемом персонала.

Заместитель главного врача по медицинской  технике – следит за эксплуатацией медицинской техники, планирует и контролирует ее оперативный ремонт. Вносит предложения по совершенствованию и закупке новой техники.

Штаты медицинского и технического персонала устанавливаются в  соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, выполняемыми или планируемыми объемом работы в зависимости от местных условий на основе расчетных норм времени (согласно приказу МЗ РФ от 13.11.1993 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Опыт работы зарубежных медицинских фирм

 

Структура управления в медицинских учреждениях формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые  масштабом роста производства, усложнением его выпускаемой продукции. С другой стороны, носит отпечаток исторических особенностей формирования конкретных учреждений. Здесь непосредственным образом сказывается преобладание в отдельных случаях традиционно сложившихся центров; различия в законодательстве, регулирующим хозяйственную деятельность медицинских учреждений и т.д. Хотя каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, но именно их сочетание определяет особенности структуры управления персоналом, как конкретным учреждением, так и медицинскими учреждениями отдельных стран. Поэтому хотя и существуют многие общие черты, присущие структуре управления медицинскими учреждениями, тем не менее, большое значение имеют учет и изучение специфических особенностей, сложившихся в конкретных условиях. В наибольшей степени это касается вида предоставляемых услуг, а также того типа учреждения, который сложился на определенных ступенях его развития, что особенно проявляется в американской экономике.

Многие авторы отмечают, что в 80-е  годы в американском менеджменте  произошли существенные изменения, которые обусловили переход к новым структурам управления и перераспределению приоритетов при принятии управленческих решений, в том числе и касающихся управлению персоналом. На  первый план в медицинских учреждениях теперь выдвигаются задачи стратегического планирования, основанного на постановке  реализации долгосрочных целей. Тем не менее, кадровая политика в американских фирмах, согласно изученным источникам литературы, строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.

1. Подбор кадров. Общими критериями  по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Особую трудность вызывают обеспечение квалифицированными рабочими кадрами по таким профессиям как наладчики, инструментальщики, ремонтный персонал. Существует нехватка  квалифицированных младших управленческих кадров – мастеров и начальников участков. Это обусловлено высокими требованиями и ответственностью; недостаточным моральным и материальным стимулированием; нежеланием квалифицированных рабочих занимать должности мастера; повышением требований к этой работе в области техники и человеческого фактора.

2. Условия труда. Внедрение амортизации в производство внесло существенные изменения в условия труда персонала: замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, более приемлемыми и удобными для работников; уменьшение объема работы в центральных службах и сокращение административного аппарата; переход на гибкие оплаты труда; объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные (от конструирования до изготовления изделий) коллективы – проектно – целевые группы. Внедрение автоматизации в производство создает устойчивость, стабильность.

Информация о работе Отчет по практике в Воронежский областной клинический консультативно-диагностический центр