Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:38, отчет по практике
Целью данной работы является изучение работы медицинского учреждения на примере Воронежского областного клинического консультативно-диагностического центра.
При прохождении ознакомительной практики необходимо выполнить следующие задачи:
изучить основные принципы работы структурных подразделений медицинского учреждения;
рассмотреть организационно-управленческую структуру ВОККДЦ;
описать опыт работы подобных учреждений в развитых странах мира.
Введение
Воронежский областной клинический консультативно-диагности-
ческий центр, его отделы и службы 6
Основные принципы экономики, организации и управления учреж-
дением здравоохранения 10
Организационно-управленческая структура управления ВОККДЦ 14
Опыт работы зарубежных медицинских фирм 16
Заключение 20
Список литературы
2 Основные принципы экономики, организации и управления учреждением здравоохранения
В здравоохранении, как и в любой другой области деятельности человека, выделена экономическая сторона. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства.
Экономика здравоохранения исследует хозяйственные формы медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость.
Следовательно, экономику
здравоохранения можно
Предметом экономики здравоохранения
являются экономические отношения,
объективно складывающиеся и возникающие
между людьми в процессе оказания
медицинских услуг, т.е. медицинской
профессиональной деятельности.
Данные отношения делятся на две крупные
группы.
Первая группа носит название
организационно-экономических
Вторая группа отношений носит название социально-экономических отношений. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.).
Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.
Приоритетным структурным
элементом системы
Главное направление в
развитии и совершенствовании
Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно- правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждение здравоохранения.
К числу важнейших теоретических
проблем здравоохранения
Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:
Все организации, независимо от того, в какой сфере они действуют, сталкиваются с общими проблемами в области управления. На основе общих закономерностей выстраиваются конкретные методы управления в зависимости от тех условий, в рамках которых они применяются. Не является исключением и здравоохранение. Специфика управления ЛПУ обусловлена, прежде всего, тем, что здравоохранение - особая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. ЛПУ имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов. Во-первых, результатом деятельности медицинского учреждения является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия ЛПУ с потребителями их услуг. Это прежде всего прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. При этом пациенты - основные элементы внешней среды для ЛПУ, и каждое взаимодействие с клиентом можно рассматривать как прямой контакт с окружающей средой. Но что наиболее важно, человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое, на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и тем самым непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.
Это, в свою очередь, находит
выражение в многовариантности
технологий, используемых в работе
с клиентом, в особой значимости
этических ценностей и
Во-вторых, медицинские услуги относятся к социальным услугам. Это означает, что, с одной стороны, они помимо непосредственного эффекта для потребителя имеют и общественный, социальный эффект, а с другой - общество признает важность получения гражданами медицинских услуг и свою роль в их обеспечении медицинским обслуживанием.
Таким образом, среди наиболее существенных признаков медицинских учреждений, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, специалисты отмечают:
При этом следует отметить, что подобные характеристики присущи организациям, существующим и в других сферах. В этом смысле ЛПУ, может быть, и не являются абсолютно уникальными структурами. Однако особенность медицинских учреждений состоит в том, что для них характерны все вышеперечисленные признаки вместе взятые, что, в свою очередь, приводит к более интенсивному их проявлению.
3 Организационно-управленческая структура управления ВОККДЦ
ВОККДЦ имеет свою организационно – управленческую структуру.
Руководителями старшего звена являются главный врач и десять заместителей, руководителями среднего звена – заведующие отделениями, старшие медицинские сестры. Высшим должностным лицом ВОККДЦ является главный врач.
Первый заместитель главного врача ВОККДЦ по медицинской части – контролирует работу с несколькими структурными подразделениями: диагностическим центром, больничным поликлиническим комплексом № 1, больничным поликлиническим комплексом № 2, решают проблемы, связанные с оказанием медицинской помощи.
Заместитель главного врача – главный
бухгалтер – выполняет
Заместитель главного врача по общим вопросам – решает вопросы хозяйственного обеспечения, осуществляет контроль по эксплуатации электроэнергии, зданий, оборудования.
Заместитель главного врача по диагностическому
центру контролирует работу диагностического
центра; решает проблемы, связанные
с оказанием медицинской
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе – осуществляет определение правильности постановки диагноза (на основе выборочного контроля). Занимается экспертизой трудоспособности.
Заместитель главного врача по БПК № 1 – контролирует работу больнично–поликлинического комплекса № 1 – в подчинении находятся заведующий поликлиническим отделом №1 и заведующий стационаром № 1.
Заместитель главного врача по БПК № 2 – контролирует работу больнично–поликлинического комплекса № 2 – в подчинении находятся заведующий поликлиническим отделом № 2 и заведующий стационаром № 2.
Заместитель главного врача по экономике – занимается составлением смет, планированием деятельности, установлением норм нагрузки, положений по подразделениям, регламентирует начисление заработной платы, рассчитывает цены на платные услуги.
Заместитель главного врача по кадрам – занимается разработкой кадровой политики, решает вопросы обеспечения учреждениям кадрами рабочих и служащих требуемых специальностей, контроль над учетом личного состава, а также подбором и приемом персонала.
Заместитель главного врача по медицинской технике – следит за эксплуатацией медицинской техники, планирует и контролирует ее оперативный ремонт. Вносит предложения по совершенствованию и закупке новой техники.
Штаты медицинского и технического персонала устанавливаются в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, выполняемыми или планируемыми объемом работы в зависимости от местных условий на основе расчетных норм времени (согласно приказу МЗ РФ от 13.11.1993 г.).
4 Опыт работы зарубежных медицинских фирм
Структура управления в медицинских учреждениях формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые масштабом роста производства, усложнением его выпускаемой продукции. С другой стороны, носит отпечаток исторических особенностей формирования конкретных учреждений. Здесь непосредственным образом сказывается преобладание в отдельных случаях традиционно сложившихся центров; различия в законодательстве, регулирующим хозяйственную деятельность медицинских учреждений и т.д. Хотя каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, но именно их сочетание определяет особенности структуры управления персоналом, как конкретным учреждением, так и медицинскими учреждениями отдельных стран. Поэтому хотя и существуют многие общие черты, присущие структуре управления медицинскими учреждениями, тем не менее, большое значение имеют учет и изучение специфических особенностей, сложившихся в конкретных условиях. В наибольшей степени это касается вида предоставляемых услуг, а также того типа учреждения, который сложился на определенных ступенях его развития, что особенно проявляется в американской экономике.
Многие авторы отмечают, что в 80-е годы в американском менеджменте произошли существенные изменения, которые обусловили переход к новым структурам управления и перераспределению приоритетов при принятии управленческих решений, в том числе и касающихся управлению персоналом. На первый план в медицинских учреждениях теперь выдвигаются задачи стратегического планирования, основанного на постановке реализации долгосрочных целей. Тем не менее, кадровая политика в американских фирмах, согласно изученным источникам литературы, строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.
1. Подбор кадров. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Особую трудность вызывают обеспечение квалифицированными рабочими кадрами по таким профессиям как наладчики, инструментальщики, ремонтный персонал. Существует нехватка квалифицированных младших управленческих кадров – мастеров и начальников участков. Это обусловлено высокими требованиями и ответственностью; недостаточным моральным и материальным стимулированием; нежеланием квалифицированных рабочих занимать должности мастера; повышением требований к этой работе в области техники и человеческого фактора.
2. Условия труда. Внедрение амортизации в производство внесло существенные изменения в условия труда персонала: замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, более приемлемыми и удобными для работников; уменьшение объема работы в центральных службах и сокращение административного аппарата; переход на гибкие оплаты труда; объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные (от конструирования до изготовления изделий) коллективы – проектно – целевые группы. Внедрение автоматизации в производство создает устойчивость, стабильность.