Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:38, курсовая работа
Управление бизнесом – сложный, комплексный и творческий процесс, суть которого в поиске и принятии осмысленных и эффективных решений в их практическом осуществлении.
Теоретическая часть оффшорного бизнеса
Значение, сущность оффшорного бизнеса. Оффшорный бизнес как проявление особенностей налоговой системы. Оффшорные зоны.
Оффшорный бизнес в банковской сфере
Особенности учета операций с офшорами
Оформление операций по оффшорным операциям
Резервы на возможные потери по операциям с офшорами
Анализ состояния оффшорного бизнеса и перспектива его развития
Текущее состояние оффшорного бизнеса (в том числе и в банковской сфере)
Перспективы развития оффшорного бизнеса
Заключение
Сущность оффшорного бизнеса
Offshore в прямом переводе с английского
означает "вне берега", "вне острова",
и первоначально применялся английскими
юристами в отношении компаний, созданных
в соответствии с законодательством иностранных
государств (т.е. государств, расположенных
вне Большого острова - Соединенного Королевства).
On-shore - противоположность термина off-shore
и означает "на берегу". Эти термины
довольно часто используются юристами
и консультантами, но фактически никогда
не используются в национальных законодательствах.
Например, с точки зрения британского
законодательства компания, зарегистрированная
в Англии, Уэльсе или Шотландии, является
отечественным юридическим лицом (on-shore
company - на юридическом жаргоне), а зарегистрированная
в любой другой юрисдикции (США, Германия,
Кипр, Багамы, etc.) - иностранным юридическим
лицом (off-shore company - на юридическом жаргоне).
Таким образом, оффшорный бизнес
- это предпринимательская деятельность,
осуществляемая в рамках международной
группы компаний, часть подразделений
которой расположена в странах, предоставляющих
налоговые, валютные, инвестиционные и
другие льготы при определенных условиях.
Эти страны получили неофициальное название
"налоговые убежища". Ричард Гордон
в своем аналитическом обозрении "Налоговые
убежища и их использование налогоплательщиками
США", подготовленном по заказу Службы
внутренних доходов (СВД) - федеральной
налоговой службы США, сформулировал следующее
определение налогового убежища: "Налоговое
убежище - любая страна, имеющая низкий
или нулевой уровень налогообложения
на все или некоторые категории прибыли,
и предлагающая определенный уровень
банковской или коммерческой секретности".
В основу организации деятельности
оффшорных зон положен универсальный
принцип налогового законодательства,
в соответствии с которым, обязательному
налогообложению подлежат доходы, источник
которых находится на территории данного
государства. В тех случаях, когда источник
дохода находится за рубежом или локализован
недостаточно определенно, он может быть
исключен из сферы налоговой ответственности
в пределах территории данного государства.
По определению Центрального
банка РФ, «оффшорная компания - юридическое
лицо-нерезидент Российской Федерации,
зарегистрированное в стране или на территории,
имеющей оффшорный статус, в пределах
которой действуют налоговые, таможенные,
инвестиционные и другие льготы, и которая
уполномочена осуществлять операции с
нерезидентами страны местонахождения
оффшорной компании».
В итоге оффшорная компания
не имеет налоговую юрисдикцию Российской
Федерации, если не осуществляет деятельность
на ее территории, а трансфертное ценообразование
создает возможности для управления (манипулирования)
доходами и платежами. Вопрос же уменьшения
связи между оффшорной компанией и самой
бизнес-организацией реализуется как
благодаря конфиденциальности учреждения
компании в оффшорной зоне, так и за счет наличия слабых связей меж
В оффшорных зонах предлагаются
различные методики работы. Однако все
они сводятся к сокращению связи между
бизнес-организацией и налоговой юрисдикцией.
В большинстве случаев это достигается
использованием через оффшорную компанию
другой компании, находящейся в стране
с высоким, по сравнению с оффшором, уровнем
налогообложения.
Оффшорный бизнес как проявление
особенностей налоговой системы.
Для эффективного управления
бизнесом с налоговой точки зрения недостаточно
знать текущее налоговое законодательство.
Необходимо следовать концепциям, которые
заложены в саму систему налогообложения.
В этой связи следует отметить, что четырьмя
канонами налогообложения считаются:
справедливость, определенность, удобство
и эффективность (нейтральность).
Например, в то время как принцип
справедливости требует, чтобы бремя налогообложения
было распределено между всеми в соответствии
с их возможностью уплатить налог или
с объемом благ, получаемых от государственных
расходов, принципы удобства и эффективности
вызывают к жизни такие «несправедливые»
(с точки зрения налогообложения) формы
ведения бизнеса, как малые предприятия.
Важным является такой аспект
«противостояния» принципов справедливого
налогообложения и эффективной налоговой
системы, как определение лучшей налоговой
базы. Обычно налоговые системы включают
как налоги на прибыль (доход), так и налоги
на потребление. В налоговой системе после
определения базы налогообложения следующим
вопросом является определение налоговой ответственности
(юрисдикции) субъекта. В международном
аспекте подавляющее большинство налоговых
систем (включая договоры об избежании
двойного налогообложения) следуют двум
основным критериям определения налоговой
юрисдикции и достаточной степени присутствия:
- резидентство (постоянное
место пребывания);
-источник дохода.
Оба эти понятия выработаны
для того, чтобы измерять степень связи
лица с налоговой юрисдикцией, а также
определять применимые к этому лицу налоговые
правила.
Налоговое право большинства
государств мира в значительной степени
заимствует указанные критерии для определения
присутствия, достаточного для возложения
налоговой обязанности. Но поскольку мир
бизнеса многообразен и находится в непрерывном
развитии, то и существуют различные виды
связей хозяйствующих субъектов, как с
налоговой юрисдикцией, так и между собой.
Поэтому до сих пор в мире не существует
такого налогового акта, в котором давался
бы исчерпывающий список кого и по каким критериям в том или ином случае следует
признать налогоплательщиком той или
иной страны или территории. Кроме того, правовыми системами
стран предусмотрено следующее требование:
субъекты территориального деления не
могут устанавливать границы своей налоговой
юрисдикции, поскольку обратное противоречит
единству государственного экономического
пространства. А согласно международным
нормам государства не могут распространять
границы своей налоговой юрисдикции на
нерезидентов, осуществляющих деятельность
за пределами территорий этих государств,
поскольку обратное свидетельствует о
нарушении суверенитета государства,
чьим резидентом является хозяйствующий
субъект. Российское международное право
следует этой логике.
Обобщая вышеизложенное, следует
отметить, что «достаточная степень присутствия»
бизнес-организации в субъекте А (страна
или субъект территориального деления
страны), дающая этому субъекту право облагать
бизнес-организацию налогом, чаще всего
именуется структурным обособленным подразделением
бизнес-организации в субъекте А. Однако
существующая практика указывает на то,
что нет исчерпывающего перечня того,
каковы минимальные критерии подобного
структурного подразделения. Налогоплательщикам
и налоговым органам оставляется возможность
самостоятельно определять это, то есть
обособленным структурным подразделением
в субъекте А, может быть как отдельный
офис (представительство или филиал) организации,
так и источник дохода. В тех случаях, когда
связь бизнес-организации с юрисдикцией
недостаточна (например, внешнеэкономическая
деятельность через посредников; оказание
услуг через Интернет, телефон), бизнес-организация
избегает налогов. Одним из таких проявлений
особенностей налоговой системы, особенно
при наличии нескольких, конкурирующих,
налоговых юрисдикции, является оффшорный
бизнес.
Оффшорный бизнес строится
на возможностях, предоставляемых оффшорными
зонами. Оффшорной зоной считается
страна или территория, в законодательстве
которой разрешено регистрировать компании,
которые извлекают прибыль из источников,
действующих вне страны или территории
регистрации (оффшорные компании).
Оффшорные зоны.
Благоприятные режимы осуществления
хозяйственной деятельности, в том числе
и налогообложения, предоставляют многие
страны в зависимости от целей, которые
преследует их внешнеэкономическая стратегия.
Только «чистых» оффшорных зон, т.е. стран,
которые целенаправленно создают на своей
территории льготные условия для международной
экономической деятельности, около 80.
Эти зоны могут являться самостоятельными
государствами: Ирландия, Люксембург,
Мальта, Сингапур; быть зависимыми территориями:
Гибралтар в составе Великобритании или
Антильские острова в составе Нидерландов;
частями государств: Нью-Брансуик (Канада),
Вайоминг, Делавэр (США), кантон Цуг (Швейцария).
Условно на карте мира выделяют
четыре региона - североамериканский, карибский,
европейский и Океания, характеризующиеся
наиболее активной деятельностью в сфере
оффшорного бизнеса.
Существует множество характеристик
оффшорных зон: географическое положение,
политическая стабильность, авторитет
на международном рынке, наличие в стране
профессиональных кадров, хороших коммуникаций
и банков, иногда и возможность посещения
этой страны, перспективность для удовлетворения
каких-либо других проектов, которые могут
возникнуть в дальнейшем. Но большинство
бизнесменов, осуществляя выбор оффшорной
зоны, ориентируются на четыре принципиальных
момента:
-уровень налогообложения (приложение
1)
- необходимость отчетности;
- наличие соглашений об избежании
двойного налогообложения;
-конфиденциальность учреждения
компании.
В соответствии со всеми этими
характеристиками оффшорные зоны можно
разбить на три группы.
К первой группе можно отнести страны с низким
налогообложением, не требующие отчетности.
Это, как правило, небольшие государства
третьего мира (так называемые «кокосовые
оффшоры»). Наиболее известны среди них
Багамские острова, Британские Виргинские
острова, Каймановы острова, остров Теркс
и Кайкос, Панама. Все эти зоны характеризуются
высокой степенью конфиденциальности
для владельцев оффшорных компаний (в
Государственный регистр компаний заносится
минимум сведений) и почти полным отсутствием
контроля со стороны властей за деятельностью
таких компаний. Именно поэтому солидные
компании и банки не хотят иметь с ними
финансовых отношений. С компаний, как
правило, не взимаются налоги, за что они
платят ежегодный фиксированный сбор.
Принципиальной разницы между
этими территориями нет. Но к этой же группе
можно отнести и некоторые европейские
территории, например, остров Мэн, интересный
возможностью создания резидентных освобожденных
компаний.
Вторую группу составляют страны, предоставляющие
оффшорным компаниям ощутимые налоговые
льготы, но и требующие от них финансовую
отчетность. Например, к этой группе можно
отнести США (Делавэр, Вайоминг), Кипр.
Регистрация и обслуживание компаний
здесь дороже, а престиж страны высок.
Постепенно переходят в эту
группу и некоторые страны, прежде не требовавшие
финансовой отчетности от нерезидентных
компаний. Так, с 2000г. отчетность, заверенную
аудитором, должны предоставлять все компании,
зарегистрированные на Гибралтаре.
Третья группа оффшорных зон - это государства,
формально не являющиеся оффшорами, но
налоговые законы которых в некоторых
случаях предполагают низкое (стимулирующее)
налогообложение для определенных операций
или групп инвесторов (как правило, иностранных).
В других случаях снижение налогообложения
доходов предприятий достигается применением
условий международных соглашений об
избежание двойного налогообложения или
резидентства компаний. К этой группе
можно отнести Великобританию, Бельгию,
Австрию, Нидерланды, Швейцарию, Люксембург,
Лихтенштейн.
Но, следует сказать, что представление об оффшорной
компании как о пути решения любых проблем
бизнесмена, скорее всего, ошибочно. Следует
понять, что этими преимуществами могут
пользоваться в основном посреднические
компании, которые не ведут конкретной
деятельности в отдельной стране. После
легализации в качестве представительства
или филиала появляются и все местные
налоги, а без такой легализации часто
невозможно получить лицензию на конкретную
деятельность в данной стране, проводить
таможенные операции.
Кроме того, налоговое законодательство
ряда стран (в число которых входит и Россия)
осуществляет налогообложение своих резидентов
на основе их всемирных доходов. В этом
случае, как только доход переходит с оффшорного
предприятия на его непосредственного
учредителя, так сразу и подвергается
налогообложению по правилам страны резиденции
получателя дохода.
Оффшорный банковский бизнес (ОББ) - это международный банковский бизнес в льготных режимах: налоговом, валютном, банковском и административном. Он использует разность потенциалов национальных законодательств, низкие учредительные и управленческие затраты и средства электронной связи. Поскольку деньги и другие платежные документы сегодня легко кодируются в комбинации электронных сигналов, обеспечивается скорость, точность и конфиденциальность оффшорных банковских операций, ускользающих от любого постороннего мониторинга и контроля и улавливающих выгоды благоприятной конъюнктуры в любой точке планеты. Активы оффшорных банков постоянно находятся в движении, принося их владельцам и менеджерам повышенные прибыли.
Выгодность ОББ объясняется возможностью избежать налогообложения личных и корпоративных налогов, обойти многочисленные ограничения деловых операций и наличием строгой конфиденциальности. Оффшорным банкам запрещены только две вещи - банковское обслуживание резидентов страны регистрации банков и использование в банковских расчетах национальных валют страны регистрации банков. Но и эти запреты имеют свои особенности, а потому весьма относительны. Во-первых, солидные оффшорные банки по специальным разрешениям местной администрации допускаются к обслуживанию резидентов страны регистрации. Во-вторых, оффшорный бизнес - это валютный бизнес в СКВ, и у оффшорных банков нет заинтересованности в расчетах в национальных валютах стран регистрации, тем более что далеко не все эти валюты относятся к свободно конвертируемым, а потребности в национальной валюте для оплаты расходов в странах регистрации эти банки удовлетворяют путем обмена СКВ на национальные валюты. В-третьих, взаимные операции оффшорных банков в странах регистрации считаются оффшорными, т.е. допустимыми для них, а именно эти операции в странах регистрации и представляют интерес для оффшорных банков.
Преимущественными операциями оффшорных банков являются открытие и ведение личных и корпоративных счетов резидентов стран с высоким налогообложением и жестким валютным контролем, мобилизация и предоставление синдицированных займов и кредитов, ссуды, операции с евро- и азиатскими долларами, лизинговые и трастовые операции, покупка и продажа долгов, страхование, инвестиции в перспективные отрасли и т.п.
Либеральный оффшорный режим обеспечивает и самим оффшорным банкам и их физическим и юридическим клиентам скорость, точность и повышенную прибыльность их деловых операций. Неудивительно, что деловые круги активно включаются в ОББ.
Информация о работе Оффшорный бизнес банков и особенности его учета