Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО.
Исходя из заявленной цели, можно выстроить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть цели и принципы деятельности ВТО, изучить структуру, функции и задачи данной организации, изучить взаимодействие стран-членов
2. Дать характеристику взаимоотношениям России и ВТО, определить какие цели и задачи преследует правительство России при вступлении в ВТО.
3. Определить проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..…...3
Всемирная торговая организация…….…………………………………...…5
Цели и принципы деятельности ВТО………….……………….……11
Структура, функции и задачи ВТО…………………………………..66
Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества членства в ВТО…………………………………………………………………….66
Взаимодействие России и ВТО……………………………………………..14
Цели, задачи и условия вступления России в ВТО……………….…88
Социально-экономические последствия вступления в ВТО…….....88
Проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО………………………………………………………………….………..23
Заключение……………………………………………………….…………………26
Список использованной литературы..……………………….…………....………27
Приложение ……………………………………………………………….………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 854.80 Кб (Скачать файл)

Важнейшими задачами ВТО  являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. [24, с.15]

1.3 Взаимодействие  стран-членов ВТО и преимущества  членства в ВТО

Членом ВТО может стать  любое суверенное государство или  таможенный союз. Главные условия  вступления - согласование с членами  ВТО условий присоединения и  приведение к моменту вступления национального законодательства и  практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствии с обязательствами, вытекающими из норм ВТО.

Сроки присоединения зависят от многих факторов. В первую очередь - от степени соответствия национального законодательства нормам и правилам ВТО, от жесткости переговорной позиции партнеров (которая, в том числе, зависит от баланса выгод и уступок). Немалую роль играет и политический фактор [13, c.33].

К выгодам ВТО для потребителя  относят:

  • Понижение стоимости жизни

Самая очевидная выгода свободной  торговли для потребителя – это  понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. На данный момент торговые барьеры  во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые  импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в  производстве которой используются импортные компоненты. [22, с.7]

Система ВТО, поощряет конкуренцию  и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.

  • Более широкий выбор товаров и услуг

Более широкий выбор товаров  и услуг – также несомненное  преимущество свободной торговой системы  для потребителя.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются  новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной  продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления  в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в  целом [7, с.70].

  • Экономические выгоды

Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к  повышению как государственных, так и личных доходов.

  • Повышение занятости

Развитие торговли ведет  в долгосрочной перспективе к  повышению занятости, особенно в  экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе  потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий  с импортными производителями практически  неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение  торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при  ограничении импорта приводит к  повышению цен на нее и негативно  отражается на объемах продаж, а  в конечном итоге и на количестве рабочих мест. [8, с.132].

Помимо экономических  выгод от более свободной внешней  торговли, государство получает и  определенные политические выгоды.

  • Защита от лоббирования

У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так  как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных  отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой  не было, ведь, в конечном счете, от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический  рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе  ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных  ее частей, что помогает избежать искажений  конкурентной среды.

  • Борьба с коррупцией

Система свободной торговли также создает предпосылки для  принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения  позитивных изменений в законодательную  систему, прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности. Выгоды ВТО для взаимоотношений между странами:

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу не дискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, могли бы привести к серьезному конфликту. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения. [18, с.79]

Торговая система ВТО  помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество. [7, с.99].

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между  странами со сложившимися стабильными  торговыми отношениями менее  вероятен. Кроме того, люди, которые  более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Таким образом, организации  ВТО в первую очередь максимально  узаконивает международное торговое сотрудничество, ставит страны в максимально  равные условия, разрешает возникающие  конфликты.

Можно отметить, что влияние  ВТО носит скорее положительный  характер для стран-членов ВТО, потому что обеспечивает их всем необходимым. С другой стороны, в условиях тесной взаимосвязи на международной арене  нынешних экономических отношений, очень вероятно возникновения экономических  кризисов или определенного рода нарушений баланса в той или  иной сфере торговли.

 

2. Взаимоотношения  России и ВТО

2.1. Цели, задачи и условия вступления России в ВТО

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться  лишь при активном взаимодействии с  мировым рынком товаров и услуг.

В стратегической перспективе  Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в  целом. Однако нормы и правила  ВТО создают для него принципиально  новую организационно-правовую среду  функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию [15, c.122].

Целью вступления России в ВТО является:

- получение лучших в сравнении с существующими  недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли [5, c.210].

Как крупная мировая держава  Россия обладает рядом очевидных  конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки [16, c.112].

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному  росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. [4, c.31].

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:

- либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, а также шифровальной техники;

- приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах;

- приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;

- обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству;

- сокращение возможностей применять экспортные пошлины в качестве инструментов регулирования торговли;

- обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках [23, c.25].

После вступления в ВТО  Россия согласилась снизить пошлины  на ряд продуктовых товаров, в  том числе вино, пиво, сельскохозяйственные товары, а также ввести льготы для  автоконцернов и поставщиков  автокомпонентов. Жестом доброй воли с российской стороны также стало решение об отмене взимания плат с европейских самолетов за пролет над территорией России и отмена тарифов на железнодорожные перевозки.

2.2. Социально- экономические последствия вступления в ВТО

Анализ возможных обязательств в области изменения законодательства и применения правил торговли в целом показал, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима (НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ), если и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке. Обязательства в области применения НР также могут касаться практики применения косвенных налогов при импорте - НДС и акцизов. Возможные изменения порядка взимания этих налогов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет, однако они практически не отразятся на размерах импорта и условиях конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. [3, с.122]

Обязательства в рамках ВТО  могут затронуть также практику применения таможенных налогов и  сборов. В целом применение норм и правил ВТО в данной области  не приведет к принципиальным изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызовет заметного  роста импорта и резкого изменения  условий конкуренции иностранных  и отечественных товаров на внутреннем рынке.

Таким образом, выполнение обязательств в области обеспечения соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО и следование ограничениям в отношении использования нетарифных инструментов не приведет к заметным отрицательным последствиям для  развития производства. Напротив, изменение  законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности  российских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также увеличения уровня транспарентности законодательства и мер регулирования. [5,с.70]

Результаты подробного количественного  анализа последствий принятия обязательств в области доступа на рынок указывают на то, что возникновение существенных негативных последствий является маловероятным. Ключевыми факторами, которые будут определять темпы развития промышленности в целом и отдельных отраслей, будут те, которые непосредственно не связаны с возможными обязательствами в рамках ВТО. Это, прежде всего факторы внутриэкономического характера. При этом можно предположить, что возможные изменения условий доступа на рынок иностранных товаров не скажутся радикально на условиях конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке и не приведут к существенным отрицательным последствиям для экономики. [17, с.201]

Положительные последствия  либерализации международной торговли проявляются в большей степени  на рынке услуг, чем в торговле товарами. Это обусловлено, прежде всего, тем, что производство и торговля услугами в РФ находятся еще в  стадии становления, и пока еще не сложилась система привязки ресурсов к конкретным секторам услуг. Более  высокая подвижность ресурсов позволяет  в большей мере воспользоваться  преимуществами либерализации внешней  торговли. Кроме того, при общем  низком уровне развития сектора услуг  приток иностранных капиталов и  расширение деятельности иностранных  поставщиков услуг способны оказать  положительное стимулирующее воздействие. При этом, разумеется, возможны ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых российских поставщиков услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом. Важно также отметить, что изменение условий доступа на рынок в результате переговоров затронет лишь некоторое число секторов услуг и компонентов системы инструментов регулирования. В отношении большинства секторов услуг и инструментов регулирования заметного изменения практики применения мер и ограничений не произойдет, поскольку они не являются предметом обсуждения в ходе переговоров по доступу на рынок и не входят в сферу обязательств в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) [2, с.134].

Информация о работе Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО