Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО.
Исходя из заявленной цели, можно выстроить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть цели и принципы деятельности ВТО, изучить структуру, функции и задачи данной организации, изучить взаимодействие стран-членов
2. Дать характеристику взаимоотношениям России и ВТО, определить какие цели и задачи преследует правительство России при вступлении в ВТО.
3. Определить проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..…...3
Всемирная торговая организация…….…………………………………...…5
Цели и принципы деятельности ВТО………….……………….……11
Структура, функции и задачи ВТО…………………………………..66
Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества членства в ВТО…………………………………………………………………….66
Взаимодействие России и ВТО……………………………………………..14
Цели, задачи и условия вступления России в ВТО……………….…88
Социально-экономические последствия вступления в ВТО…….....88
Проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО………………………………………………………………….………..23
Заключение……………………………………………………….…………………26
Список использованной литературы..……………………….…………....………27
Приложение ……………………………………………………………….………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 854.80 Кб (Скачать файл)

Говоря о социальных последствиях вступления России в ВТО, многие эксперты сходятся во мнении, что они будут  равноценны «шоковой терапии». С вступлением  России во ВТО неизбежны такие  социально-экономические последствия, как высвобождение рабочей силы в неконкурентоспособных отраслях, рост безработицы, массовая миграция рабочей  силы. Российские предприниматели в  своей массе поддерживают вступление России в ВТО, однако настаивают на соблюдении условий, при которых  будет обеспечен благоприятный  для России баланс экономических  интересов. Сегодня,  необходимо приложить  усилия работодателей, профсоюзов и  государства для того, чтобы с  учетом международного опыта проанализировать возможные негативные последствия  и совместно разработать пути их преодоления. На фоне переговоров  по вступлению России в ВТО Правительство  предпринимает усилия по ее упрощению и внесению большей прозрачности. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может привести не только к либерализации торговли и привлечению инвестиций, но и к заметным социальным последствиям, присущим любой стане, столкнувшейся с глобализацией. Поспешное вступление во Всемирную торговую организацию может обернуться тем, что ситуация в сфере занятости населения может выйти из-под контроля. Прежде всего, в трудной ситуации окажутся представители мелкого бизнеса, сельского хозяйства, автомобилестроения, авиастроения. По прогнозам Союза товаропроизводителей могут пострадать большое число мелких и средних организаций, работающих на местные рынки. Возможная смерть автомобильной и авиационной отраслей повлечет за собой остановку многих смежных производств и массовую безработицу [1].

Таким образом, присоединение  России к ВТО имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Наиболее очевидные издержки присоединения России к ВТО можно  определить следующим образом:

- Защита многих российских производств, находящихся в кризисном состоянии, и сферы услуг будет затруднена в случае значительного облегчения доступа иностранным товарам и услугам на российский рынок, чего последовательно добиваются партнеры по переговорам о присоединении нашей страны к ВТО.

- Ощутимым окажется сокращение поступлений в федеральный бюджет от существенного снижения импортных пошлин. Возникнет стремление компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов.

- Членство в ВТО ограничивает свободу государства в применении тех или иных эффективных в условиях России мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт.

- Обостряется проблема обеспечения необходимого уровня  национальной информационной и технологической безопасности.

- Либерализация импортного тарифа делает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа по сравнению с иностранным инвестированием в отрасли реального сектора экономики [2].

Вступление в ВТО в  целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и  в большинстве отраслей отечественной  промышленности. В то же время оно  может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе  на тех, в которых преобладают  градообразующие предприятия.

Присоединение к ВТО обещает  быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО. [10, с.118]

Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.

Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.

В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.

Поскольку в ВТО вступают не на один год, то сейчас, в процессе переговоров, России надо выработать и  согласовать с торговыми партнерами политику по защите аграрного сектора  на много лет вперед. После того, как достигнутые договоренности будут зафиксированы в двухсторонних  соглашениях, вносить какие-либо корректировки  будет довольно сложно. Поэтому выбирать защитные меры необходимо разумно и взвешенно, учитывая как нынешние возможности отечественного производителя, так и просчитывая с максимальной точностью его перспективы на будущее.

Правилами ВТО предусмотрен переходный период сроком на шесть  лет с момента вступления. За это  время страна должна снизить степень  защиты (это касается и пошлин, и  объемов субсидирования) своего внутреннего  рынка с тем, чтобы сделать  его максимально доступным для  других стран-членов ВТО и обеспечить равные условия конкуренции. Развивающиеся  страны могут претендовать на более  длительный переходный период - до 10 лет (например, на таких условиях были приняты  Литва и Латвия, попросившие соответственно девять и восемь лет). Однако Россия по части сельского хозяйства  намерена вступать в ВТО на правах развитой страны. 
         Что может выгадать и прогадать российский АПК от членства в ВТО?

Пошлины. Тарифное регулирование - одна из самых популярных мер защиты национальных рынков. При вступлении в ВТО России придется зафиксировать первоначальный уровень связывания тарифов, выше которого она обязуется не поднимать ставки ввозных таможенных пошлин, и конечный уровень, который будет достигнут в конце переходного периода. [14, с.78]

Сегодня средневзвешенная ставка импортных пошлин по сельскохозяйственной продукции составляет 14%. Партнеры по переговорам настаивают на том, что  Россия не должна требовать более  выгодных, по сравнению с существующими, условий.

То, что Россия пытается получить для себя возможность устанавливать  высокий уровень пошлин, вовсе  не означает, что вслед за этим сразу  же будут повышены импортные тарифы на все продукты. Наша страна пока не может полностью обеспечить себя продовольствием. В отношении отдельных  видов сельскохозяйственной продукции  импортные пошлины могут варьироваться  в зависимости от сезона. В принципе высокие пошлины призваны сдерживать импорт, чтобы стимулировать развитие национальной промышленности.      

Барьеры. Представители некоторых политических партий и профессиональных объединений в целях защиты отечественного производителя требуют ограничить импорт продовольствия. По их мнению, росту внутреннего производства препятствует исключительно массовый импорт по демпинговым ценам. Россия по-прежнему не в состоянии полностью обеспечить себя продовольствием. Мы производим лишь 45% потребляемой сельхозпродукции, и вынуждены закупать практически все виды продуктов, особенно это касается сырья (производимого в стране мяса не хватит, чтобы загрузить и треть имеющихся у мясоперерабатывающих заводов мощностей). Кроме того, даже запретив импорт, в одночасье производство не восстановишь по объективным причинам. ( Например, из-за производственного цикла). [21, с. 23]

Безусловно, значимые и стратегически  важные для рынка отрасли, как  например, мясная и молочная, надо защищать. Однако совсем необязательно прибегать  к радикальным мерам. Правила  ВТО предусматривают тарифное квотирование импорта. Россия на переговорах отстаивает возможность квотировать импорт мяса, птицы, сахара, зерна, молочных продуктов. Тарифное квотирование может стать  полезным для рынка. Однако перед  теми, кто будет устанавливать  квоты, стоит непростая задача. Необходимо максимально точно определить истинные потребности рынка по каждой группе продуктов. Дело осложняется из-за отсутствия достоверной статистики.

Система тарифного квотирования получила широкое распространение  в странах с переходной экономикой (Чехии, Венгрии, Польше, Румынии, Словении). Но не все в состоянии обеспечить даже этот минимальный (в рамках квоты) доступ на свой рынок для ряда продуктов (не исключено, что из-за отсутствия спроса на импортные продукты).

Вложения в  экспорт. Вопрос о субсидиях стал главным камнем преткновения на переговорах России с членами ВТО. Ситуация осложняется тем, что среди наших зарубежных партнеров существуют разногласия по этому вопросу. Наиболее радикально настроены Австралия и Новая Зеландия, которые настаивают на жестких условиях вхождения России в ВТО.

Планируя выйти на мировой рынок, следует позаботиться об улучшении транспортной системы. Ведь развитие транспорта является важным звеном в процессе превращения отрасли из импортирующей в экспортирующую (например, развитие речного транспорта позволит экспортировать картофель в Иран). Даже если завтра в России появятся большие излишки зерна, вывезти за границу их будет неоткуда, кроме как из Новороссийского порта.

Условием полномасштабного выхода на мировой рынок является необходимость приведения российских стандартов и санитарных требований в соответствие с международными. При вступлении в ВТО России придется подписать соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах (СФС).

Экспорт российского продовольствия во многом сдерживается внутренними  причинами, а не барьерами со стороны  западных стран, как считают многие. Его развитию препятствует не только несоответствие стандартов. В частности, экспорт сдерживается российской системой внешнеторгового регулирования - более  высокие транспортные тарифы при  вывозе продукции за рубеж. В процессе переговоров о присоединении  к ВТО Россия будет вынуждена  привести свое законодательство и систему  регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствие с мировыми нормами и правилами. Это в облегчит жизнь экспортерам и в конечном итоге принесет выгоды российскому АПК. [6, с.61]

По отдельным сферам услуг  положение выглядит следующим:

- Транспорт. Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.

- Связь. Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило её слабость на его передовых направлениях - в связи и в информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выигрывает. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе в целях связи.

- Торговля. Российский капитал является почти монопольным (99,7%) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО. [26]

- Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.

В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО  в сфере услуг сбалансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность  отечественные провайдеры [13, с.143].

Существующая система  социальной поддержки сельского  хозяйства неэффективна. Необходимо развивать системы кредитования и страхования сельскохозяйственных производств. В этом решающую роль должны сыграть земельная реформа и  создание нормальных механизмов оборота  земли. На данном этапе сельское хозяйство  страны не готово к вступлению в  ВТО. Если не исправлять эти недостатки, не решать вопросы по вступлению страны в ВТО, то Россия будет задавлена  импортом в области АПК, будет  происходить упадок сельского хозяйства.

 

3. Проблемы и перспективы развития российской торговли  в рамках ВТО

18 октября 2011 года прошло  заседание глав правительств  СНГ в Санкт-Петербурге, где был  подписан договор о зоне свободной  торговли, работа над которым  шла долгие годы.

Россия от создания Таможенного  союза может получить прибыль  в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан – по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.

По мнению аналитиков, торговля между Китаем и Россией в рамках ВТО  (как опыт город  Суйфэньхэ), продвинется в более нормализированном, честном и специализированном направлении. [25]

Присоединение РФ к ВТО  позволит усилить безопасность и  стабильность торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией  и будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества, как  заявил заместитель главы Департамента Европы Министерства коммерции КНР Сюй Сяофэн. Тем более, что 2011 году отмечается десятилетие заключения Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ. Руководители двух стран неоднократно озвучивали цель довести объем двусторонней торговли до 100 млрд долл США к 2015 году и 200 млрд долл к 2020 году.

Информация о работе Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО