Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО.
Исходя из заявленной цели, можно выстроить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть цели и принципы деятельности ВТО, изучить структуру, функции и задачи данной организации, изучить взаимодействие стран-членов
2. Дать характеристику взаимоотношениям России и ВТО, определить какие цели и задачи преследует правительство России при вступлении в ВТО.
3. Определить проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..…...3
Всемирная торговая организация…….…………………………………...…5
Цели и принципы деятельности ВТО………….……………….……11
Структура, функции и задачи ВТО…………………………………..66
Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества членства в ВТО…………………………………………………………………….66
Взаимодействие России и ВТО……………………………………………..14
Цели, задачи и условия вступления России в ВТО……………….…88
Социально-экономические последствия вступления в ВТО…….....88
Проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО………………………………………………………………….………..23
Заключение……………………………………………………….…………………26
Список использованной литературы..……………………….…………....………27
Приложение ……………………………………………………………….………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 854.80 Кб (Скачать файл)

Согласно соглашению сохраняются  экспортные пошлины во взаимной торговле. Каждая сторона сохраняет применение защитных мер. Все это соответствует  нормам ВТО, то есть мы имеем достаточно стандартный режим свободной  торговли. Замена двусторонних соглашений на многостороннее соглашение делает этот режим более понятным и более  удобным для всех участников взаимной торговли и для третьих сторон также. Это очень важный шаг, который наш режим свободной торговли закрепляет на бессрочное будущее. [27]

Создание Таможенного  союза и достаточно быстрое его  оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались  опасения по поводу того, что правила  ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а, следовательно, переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились  пойти на множество уступок в  рамках переговоров.

В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного  союза в полное соответствие с  нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут  иметь большую силу, чем нормы  ТС.

После вступления в ВТО  перед Россией открываются огромные возможности дальнейшего развития торговых отношений с разными  странами. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке.

На сегодняшний день мы крупнейшая экономика мира, не входящая в данную организацию. Присоединение  к ВТО – это присоединение  России к сложившейся в мире развивающейся  практике правового и административного  регулирования международных экономических  отношений. Из членства в ВТО Россия может извлечь ряд преимуществ, благотворно влияющих на торговлю:

  • на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры;
  • вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России;
  • повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя;
  • членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий;
  • развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Снижение в целом административного давления на бизнес;
  • рост производства, в основном в конкурентных областях, таких как энергетика, сырьевые отрасли, перерабатывающие отрасли, рыбная промышленность, сфера услуг, туризм. Улучшение качества услуг (банковских, страховых и пр.) и качества товаров для потребителя. Снижение цены на некоторые виды товаров. [19,  с. 193]

Есть и другая сторона  вступления в ВТО:

  1. либерализация  внешнеторгового режима, использование  принципов свободной торговли со странами-членами ВТО может отрицательно повлиять на развитие собственного производства, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность;
  2. Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно;
  3. вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию;
  4. страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру;
  5. наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы;
  6. Угроза малому бизнесу. С учетом нынешнего отношения и незаинтересованности со стороны государства к развитию малого бизнеса и, особенно, с учетом небольшой осведомленности государства о нуждах малого бизнеса, можно предположить, что государство приложит не слишком много квалифицированных усилий, чтобы обеспечить ему хоть мало-мальски комфортные условия жизнедеятельности в рамках ВТО.

Правила ВТО подразумевают, что каждый из ее членов имеет право  вето на голосовании о приеме нового участника. В течение последних  нескольких лет Москва уже решила все вопросы о присоединении  с другими участниками, включая  США. Грузия стала последним членом ВТО, с которым России нужно договориться о вступлении в организацию.

Главным камнем преткновения на переговорах между странами являлись торговые связи между Россией  и республиками Абхазия и Южная  Осетия, которых Грузия считает частью своей территории. [26]

Российская сторона считает, что этот вопрос не входит в сферу  деятельности ВТО. В настоящее время  уже достигнуто соглашение между  Россией и Грузией по торговым вопросам, благодаря которым Россия сможет присоединиться к ВТО. Нужно  отметить вклад Швейцарии в достижении договоренности между странами. 27 октября 2011 года Грузия приняла предложения  Швейцарии по урегулированию торгового  спора с Россией.

На министерской конференции  Всемирной торговой организации  в Женеве Россия официально была принята  в глобальный торговый клуб, к членству в котором она стремилась 18 лет.  
         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В стратегической перспективе  Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в  целом. Однако нормы и правила  ВТО создают для него принципиально  новую организационно-правовую среду  функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.

Поэтому требуется развернутая  и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической  безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.

Вступление России в ВТО  представляет задачу с большим количеством  неопределенных параметров. Большое  значение будет иметь ход адаптации  отраслей к будущим новым условиям хозяйствования. Необходима специальная  программа повышения конкурентоспособности  всей экономики России, в том числе  и агропромышленного комплекса. Вступать в ВТО выгодно только конкурентоспособным отраслям.

Для равноправного участия  в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами государственное  вмешательство должно быть направлено на максимальное снижение негативных последствий вступления России в  ВТО, развитие конкурентных преимуществ страны, эффективную таможенно-тарифную политику, поддержку отечественно товаропроизводителя и повышение уровня качества жизни населения.

Учитывая, что государственная  поддержка АПК ограничена и жестко регулируется правилами ВТО, важное место должно быть отведено использованию  скрытых форм косвенной поддержки  развития и регулирования продовольственного рынка. Особое внимание следует уделить  развитию оптовой торговли и инфраструктуры продовольственного рынка, поскольку  от уровня их развития во многом зависит  конкурентоспособность отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем  рынках.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательно-нормативный  документ:

 

  1. ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.
  2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям, в рамках IV Всероссийского энергетического форума "ТЭК России в XXI веке", стр. 14-17 , 28.02.2011 г.
  3. В. Путин, "Послание Федеральному Собранию Российской Федерации", 26 апреля 2008 гг.

Книга (учебник, монография и т.д.):

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.М.: Юристъ, 2006 г..
  2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 г.
  3. Ахмедов А.А, Бессонова Е.В. и др. Присоединение к ВТО и российский рынок труда. М 2011 г.
  4. Дюмулен И.Н. Всемирная торговая организация.- М.: Экономика, 2008г.
  5. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. - М.: ТК Велби, 2008г.
  6. Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России. Возможности качественных изменений. М.: Наука, 2008 г. с. 4
  7. Портер М., «Международная конкуренция», Москва, "Международные отношения", 2011, стр. 720.
  8. Смитиенко Б.М. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли. - М., 2007г.
  9. Сэмпсон П. Роль ВТО в глобальном управлении, 2009г.
  10. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система, 2009г.

Учебник, выпущенный под редакцией:

  1. Международные экономические отношения/Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2010г.
  2. Международные экономические отношения/Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
  3. Международные экономические отношения/Под ред. проф. И.П. Фоминского. - М.: Юристъ, 2007
  4. Мировая экономика/Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ,2006
  5. Основы торговой политики и правила ВТО.-М: Международные отношения, 2007г.

Статья в журнале (газете):

 

  1. Бушлатов С.Н. Правовой и экономический анализ последствий вступления России в ВТО. // Финансы и кредит. - №24. – 2009 г. – с. 96-106.
  2. Мукерджи А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран//МЭиМО, 2006 г.. № 6
  3. Загашвили В. Торгово-политические инструменты ВТО//МЭМО, 2008г.. № 8. с. 13-25.
  4. Иенсен Дж. Последствия вступления России в ВТО в масштабе секторов и всей экономики. Вашингтон. 2009г. с. 22-25..
  5. Иванов И. Россия на пороге ВТО.// МЭМО.2007 г. - № 8. – с. 3-15.
  6. Кузнецова И.П. ВТО: История, основы функционирования, проблемы//

 

Электронный ресурс:

 

  1.  Владимир Орлов. Перспективы ВТО - новости [Электронный ресурс] - http://www.veche- ЭКО. № 6. 2011 г. с. 3-5.

 

  1. Экономика Российской Федерации и конкуренция [Электронный ресурс] http://www.au92.ru/msg/20111105_8110505.html

 

  1. Россия и ВТО [Электронный ресурс] - http://www.wto.ru/documents.asp?f=trade&t=15

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Средневзвешенные  величины ставок действующего импортного тарифа и их начальные и конечные уровни связывания

Таблица 1

Средневзвешенные ставки

Действующий

тариф (январь 2012), %

Начальный

уровень связывания

ставки пошлины, %

Конечный

уровень

связывания

ставки пошлины, %

Сельскохозяйственные товары

Промышленные товары

По всей номенклатуре товаров (ТН ВЭД)

14,70

9,73

10,92

34,71

14,32

19,18

25,11

9,84

12,82


 

Значения годовых  индексов конкуренции с разными  производителями

Таблица 2

 

 

Российскими

Из ближнего зарубежья

Из дальнего зарубежья

Общий индекс

1995

3.39

2.65

2.79

2.94

1996

3.46

2.82

3.01

3.10

1997

3.55

2.81

3.02

3.13

1998

3.52

2.79

3.09

3.13

1999

3.61

2.73

2.87

3.07

2000

3.60

2.70

2.80

3.03

2001

3.73

2.89

2.90

3.17

2002

3.87

2.93

2.96

3.25

2003

3.95

2.92

3.08

3.32

2004

3.94

2.82

3.03

3.27

2005

4.21

3.27

3.49

3.66

2006

4.12

3.20

3.47

3.60

2007

3.97

3.14

3.42

3.51

2008

4.01

3.55

3.28

3.59

2009

4.04

3.65

3.37

3.61

2010

4.11

3.59

3.22

3.74

2011

4.14

3.45

3.23

3.77

Информация о работе Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО