Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ трудового потенциала предприятий, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
- проанализировать трудовой потенциал и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
- раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
- провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране;
-предложить мероприятия по формированию трудового потенциала региона и страны в целом.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА.......................................................................................5
Понятие трудового потенциала…………….………………………5
Составляющие трудового потенциала…………………………….8
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……............................14
Интеллектуальный потенциал России............................................14
Потенциал трудовой активности населения...................................22
Трудовой потенциал: проблема старения.......................................24
Оценка уровня образования населения России………………….29
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………………………....…………………….……...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................39
Квалификационная составляющая потенциала трудового развития:
1. Уровень подготовки
1.1. Уровень базового образования
1.2. Широкий профиль
1.3. Узкая специализация
2. Творческие способности
2.1. Организатор
2.2. Экспериментатор
2.3. Теоретик
2.4. Смешанный тип
3. Стремление к повышению
3.1. Знания
3.2. Навыки
3.3. Умение
3.4. Возраст
3.5. Тип нервной системы
3.6. Пол
3.7. Стаж работы (общий и по специальности)
4. Трудовая активность
4.1. Творческий работник
4.2. Исполнитель
5. Трудовая мобильность
5.1. Макромобильный
5.2. Микромобильный
6. Результативность труда
6.1. Качество труда
6.2. Количество труда
6.3. Эффективность труда
6.4. Рациональное использование рабочего времени
Выделение социально-личностной составляющей в составе трудового потенциала призвано акцептировать внимание на потенциальных, т.е. либо перспективных, либо попросту "неиспользуемых", социальных возможностях работника. Данная составляющая характеризует способность человека к самопреобразованию и саморазвитию6.
Структура личностного потенциала включает в себя следующие основные элементы:
- способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал);
- творческие способности (творческий потенциал);
- ценностно-мотивационные свойства (идейно-мировоззренческий и нравственный потенциал).
Оценка трудового потенциала работника должна предусматривать определение количества, качества, соответствия и меры использования этого потенциала в целях организации.
В самых общих чертах суть управления персоналом через оценку его потенциала сводится к решению трех взаимосвязанных задач.
Во-первых, к формированию таких производительных способностей человека, которые наиболее полно соответствовали бы требованиям, предъявляемым к качеству рабочей силы конкретным рабочим местом.
Во-вторых, к созданию таких социально-экономических и производственно-технических условий на производстве, при которых происходило бы максимальное использование способностей работника к данному труду.
В-третьих, эти процессы не должны причинять ущерб организму и интересам личности трудящегося. Весьма современно, поэтому звучат сегодня слова выдающегося советского психолога и физиолога - академика В.М.Бехтерева, который, формулируя критерий социальной организации при социализме, отмечал: "Не в тейлоризации труда все дело, не в ней окончательный идеал проблемы труда, а в таком осуществлении самого труда, который бы давал максимум производительности при оптимуме или максимуме здоровья, не только при отсутствии переутомления, но и при гарантии полного здоровья и развития личности трудящихся7".
На практике недоиспользование трудового потенциала (несоответствие между потенциальными возможностями работника и их реализацией) проявляется:
- в несоответствии между потребностями производства и профессиональной структурой кадров, между наличным и фактически необходимым уровнем квалификации работников;
- в нерациональном распределении трудовых функций;
- в работе не по специальности; в неудовлетворении трудом, его организацией и условиями;
- в недостаточно развитом
Изучение в статике и динамике потребностей, мотивов и потенциала работников организации является одним из условий правильного подбора коллектива и поддержания его в работоспособном состоянии
Т а б л и ц а 1
Примеры характеристик трудового потенциала8
Компоненты трудового потенциала |
Объекты анализа и их характеристики | ||
Человек |
Предприятие |
Общество | |
1. Здоровье |
Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней |
Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала |
Средняя продолжительность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам |
2. Нравственность |
Отношение к окружающим |
Взаимоотношения между сотрудниками. Потери от конфликтов |
Отношения к инвалидам, детям, престарелым. Преступность. Социальная напряженность |
3.Творческий потенциал |
Творческие способности |
Число изобретений, патентов, ноу-хау, новых изделий на одного работающего |
Доходы от авторских прав. Число патентов и международных премий на одного жителя страны |
4. Активность |
Стремление к реализации способностей. Предприимчивость |
Предприимчивость |
Темпы научно-технического прогресса |
Продолжение табл.1 | |||
5.Организованность |
Актуальность, рациональность, дисциплинированность, бережливость, обязательность и порядочность |
Потери от нарушений дисциплины. Исполнительность |
Уровень развития законодатель. Уровень развития инфраструктуры. Соблюдение договоров и законов |
6. Образование |
Знания. Общее время обучения в школе и вузе |
Доля специалистов с высшим и средним образованием. Затраты на повышение квалификации |
Среднее время обучения. Доля в ВВП затрат на образование из государственного бюджета |
7. Профессионализм |
Умения. Уровень квалификации |
Качество продукции. Потери от брака |
Доходы от экспорта. Потери от аварий |
8. Ресурсы рабочего времени |
Годовое рабочее время |
Численность работников. Годовое рабочее время на одного работника |
Доля трудоспособного населения. Доля занятого населения. Уровень безработицы |
Рассматривая рабочую силу организации как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладают трудовые ресурсы, можно сделать вывод:
Трудовой потенциал
2.1. Интеллектуальный потенциал России
Проблема измерения интеллекта практически с самого начала была связана с решением важных прикладных задач. Сегодня изучение интеллекта выходит за рамки академической психологии с ее преимущественным интересом к внутренней природе интеллекта, появляются междисциплинарные исследования факторов интеллектуального развития, влияния обучения, в том числе раннего, на развитие интеллекта, связи интеллекта и уровня экономики стран и т.д.
Так, Р. Линн9 выдвигает гипотезу, которая гласит, что основными факторами, ответственными за различия в экономическом росте и за разрыв в доходах на душу населения между богатыми и бедными государствами, являются умственные способности населения, определяемые через коэффициент интеллекта.
Поэтому проведение масштабных исследований национального интеллекта России становится актуальной научной и практической задачей. Изучение национального интеллекта позволит на научной основе планировать политику государства в области образования, социальной поддержки, адресной помощи национальным сообществам в развитии их интеллектуальных способностей и т.д. Постановка проблемы измерения национального интеллекта стимулирует разработку методологического аппарата исследования национального интеллекта в его целостности, создание принципиально новых методических приемов и способов оценки этого психологического феномена, что само по себе представляет сложную научную проблему.
Чтобы подчеркнуть позитивную направленность исследования, мы поставили в центр его понятие «интеллектуальный потенциал», который понимается нами как совокупность интеллектуальных способностей людей, составляющих единую социально-демографическую группу и оказывающих влияние на социально-экономический статус членов этой группы.
Исследование проводилось с июня 2005 г. по март 2006 г. на всей территории Российской Федерации силами сотрудников учебных центров Современной гуманитарной академии (СГА)10. В качестве испытуемых были протестированы дети и подростки от 6 (включительно) до 18 лет и взрослые от 18 (включительно) до 95 лет обоего пола, всех национальностей и всех социальных слоев населения, проживающие во всех федеральных округах Российской Федерации.
Общее число испытуемых, результаты тестирования которых обработаны к настоящему времени, составляет 7154 человек. Представленность округов в нашей выборке в целом соответствует характеру распределения населения РФ по округам11, хотя можно отметить, что недостаточно представлен Приволжский ФО, избыточное количество данных получено по Центральному округу.
Т а б л и ц а 2
Сопоставление представленности выборки по федеральным
округам с численностью населения РФ по округам
Федеральный округ |
Численность населения России, проживающего в федеральном округе (в % к 143,5 млн. чел.) |
Численность группы в выборке исследования (в % к 7157 чел.) |
Центральный |
26,2 |
32,4 |
Северо-Западный |
9,5 |
14,3 |
Южный |
16 |
17 |
Приволжский |
21,4 |
14,9 |
Уральский |
8,6 |
9,5 |
Сибирский |
13,7 |
10,2 |
Дальневосточный |
4,6 |
1,6 |
После отбраковки сомнительных или неполных данных для окончательного анализа остались результаты тестирования 4 364 человек. Детальная характеристика испытуемых представлена в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Характеристика испытуемых,
принимавших участие в
Характеристики выборки |
Возраст испытуемых | ||||||||||
6–10 лет |
11–17 лет |
18–60 лет |
61–95 лет | ||||||||
кол-во испытуемых |
% от общего кол-ва испытуемых |
кол-во испытуемых |
% от общего кол-ва испытуемых |
кол-во испытуемых |
% от общего кол-ва испытуемых |
кол-во испытуемых |
% от общего кол-ва испытуемых | ||||
Общее количество испытуемых |
265 |
6,1 |
1 099 |
25,2 |
2 578 |
59,1 |
422 |
9,6 | |||
Мужчин |
135 |
3,1 |
531 |
12,2 |
1104 |
25,3 |
180 |
4,1 | |||
Женщин |
130 |
3,0 |
568 |
13,0 |
1474 |
33,8 |
242 |
5,5 | |||
Средний возраст в группе |
7,9 |
14,3 |
35,8 |
72,8 | |||||||
Общее количество испытуемых |
4 364 | ||||||||||
Мужчин |
кол-во испытуемых |
1 931 | |||||||||
% от общего кол-ва испытуемых |
44,2 | ||||||||||
Женщин |
кол-во испытуемых |
2 433 | |||||||||
% от общего кол-ва испытуемых |
55,8 | ||||||||||
Средний возраст испытуемых |
35,4 | ||||||||||
В исследовании использовалась методика «Прогрессивные матрицы Равена». «Стандартные прогрессивные матрицы Равена» (для испытуемых от 11 до 65 лет) и методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена» (для испытуемых от 6 до 11 лет и от 65 до 95 лет) предназначены для изучения уровня интеллектуального развития испытуемых разных возрастов и включают 5 субтестов для измерения разных свойств интеллекта.
Рассмотрим полученные результаты.
Для сравнения данных по интеллекту, полученных по тесту «Прогрессивные матрицы Равена», с данными по интеллекту, полученными по другим методикам измерения интеллекта, например методике Векслера, была решена задача перевода первичных показателей теста («сырых» баллов) в баллы по стандартной шкале IQ (М=100, σ=15) по формуле .
В табл. 4 представлены параметры распределения национального интеллекта населения России, полученного с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена».
Т а б л и ц а 4
Параметры распределения интеллекта населения России
Национальный интеллект России (n=4364 человек) |
Параметры распределения | ||||
среднее значение |
медиана |
стандартное отклонение |
минимум |
максимум | |
Стандартные баллы |
99,9 |
102,3 |
14,7 |
30,3 |
134,8 |
Согласно данным Р. Линна национальный интеллект России составляет 96 стандартных баллов, что меньше полученных нами 99,9 балла. Таким образом, данные нашего исследования уточняют данные Р. Линна и представляют собой интерес для международного сообщества.
Полученные нами данные о процентном соотношении испытуемых, имеющих высокий, средний и низкий уровни интеллекта, и исследований отечественных и зарубежных ученых, позволяют сформулировать основные характеристики людей с разным уровнем интеллекта по отношению к учебной деятельности.
Люди с низким уровнем интеллекта, получившие менее 84 баллов (20,1% от общего числа испытуемых), испытывают трудности в усвоении учебного материала, как правило, медленно усваивают новый материал, предпочитают решать простые задачи с известным алгоритмом решения, нечувствительны к познавательным противоречиям, проблемным ситуациям в обучении. Они имеют узкий спектр интеллектуальных интересов, часто не доводят учебные задачи до конца из-за того, что, встречаясь с трудностями, не знают, как с ними справиться и бросают начатую задачу. Академические успехи людей с низким уровнем интеллекта улучшаются при увеличении времени индивидуальных занятий с ними, организаций специальных программ (тренингов) по развитию их интеллектуальных способностей.
Информация о работе Оценка качества населения как основы формирования трудового потенциала