Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ трудового потенциала предприятий, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
- проанализировать трудовой потенциал и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
- раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
- провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране;
-предложить мероприятия по формированию трудового потенциала региона и страны в целом.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА.......................................................................................5
Понятие трудового потенциала…………….………………………5
Составляющие трудового потенциала…………………………….8
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……............................14
Интеллектуальный потенциал России............................................14
Потенциал трудовой активности населения...................................22
Трудовой потенциал: проблема старения.......................................24
Оценка уровня образования населения России………………….29
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………………………....…………………….……...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................39
Люди со средним уровнем интеллекта,
получившие 85–115 баллов (69,1% от общего
числа испытуемых), в большинстве
случаев справляются с
Люди с высоким уровнем интеллекта, получившие более 116 баллов (10,8% от общего числа испытуемых), способны решать задачи повышенного уровня трудности, имеющие абстрактный, нестандартный характер. Как правило, они имеют высокий уровень познавательной активности и широкие интеллектуальные интересы. В условиях учебных групп, в которых присутствуют учащиеся с разным уровнем интеллектуальных способностей, люди с высоким уровнем интеллекта редко имеют возможность в полной мере проявить свои способности. Так как учебная группа ориентирована на решение задач средней сложности, которые не вызывают у учащихся с высоким интеллектом интереса, у них может отмечаться снижение мотивации к обучению, проявляющееся в дезорганизации деятельности или в активности, не связанной с учебной деятельностью. Тем самым для таких людей оказывается важной организация деятельности, которая соответствовала бы их уровню, удовлетворяла их высокую познавательную активность, предоставляла бы поле деятельности для самоутверждения и реализации их возможностей (олимпиады, конкурсы, кружки, экскурсии и т.д.). Особенно важно для таких людей сочетать развитие их способностей с развитием физических качеств, препятствующих переутомлению, стрессу и т.д.
Другой задачей анализа
Следующим вопросом исследования было сравнение уровня интеллекта людей, находящихся на разных ступенях образования (детский сад, начальная, средняя, старшая школа, высшая школа, специальное и средне-техническое образование). В табл. 5 представлены средние значения уровня интеллекта людей для каждой из ступеней образования.
Т а б л и ц а 5
Средние значения интеллекта испытуемых с разным уровнем
образования
Среднее значение интеллекта |
Ступени образования | ||||||
детский сад |
начальная школа |
средняя школа |
старшие классы |
вуз |
средне-специальное образование |
профессионально-техническое образование | |
Показатель интеллекта с ограничением времени |
100,8 |
102,0 |
96,5 |
102,5 |
103,4 |
98,4 |
98,1 |
Представленные в таблице
Наиболее высокий уровень
Выявленные различия в уровне интеллекта на разных ступенях образования могут быть объяснены с двух позиций. Первая из них связана с педагогическими и организационными особенностями, присущими каждому уровню образования. Так, в последнее время детские дошкольные учреждения все чаще берут на себя некоторые функции начальной школы, обучая детей письму, счету, чтению и т.д., чем и может быть объяснено отсутствие положительного влияния на развитие интеллекта учащихся начальной школы. Средняя школа не предлагает сколько-нибудь новых способов обучения по сравнению с начальной школой, чем объясняется некоторое уменьшение уровня интеллекта детей при переходе на эту образовательную ступень. Интеллектуальному развитию заметно способствует усложнение содержания школьных предметов в старших классах, а затем и вузовских курсов. Кроме того, в старших классах остаются учиться дети, которые планируют поступить в вузы, а менее сильные ученики уходят в училища, техникумы, ПТУ и т.д., чем также можно объяснить более высокий уровень интеллекта старшеклассников.
Таким образом, к настоящему моменту получены следующие результаты изучения особенностей интеллектуального развития населения России:
Таким образом, необходимо сразу оговориться, что в России средний уровень интеллектуальной обеспеченности производства должен быть выше, а дифференциация между центрами и периферией не является столь выраженной12.
2.2. Потенциал трудовой активности населения
Способность населения региона выполнять определенный объем физической работы характеризуется долей трудоспособных членов общества. Однако если характеризовать воспроизводство только этими показателями, за скобками остаются различия в трудовой активности работающего населения. Производительность труда и аналогичные экономические категории, призванные характеризовать трудовую активность, в современных условиях далеко не всегда отражают реальное положение дел в силу неадекватности и прошлой, и нынешней экономической статистики. Более надежным для этих целей будет применение индикаторных показателей – например, интенсивности “жизненных миграций”, которые свойственны именно самым активным и трудоспособным контингентам населения. Используя показатели высокой доли пришлого населения и, одновременно, высокой численности покинувших регион местных уроженцев, можно классифицировать регионы страны по уровню подвижности населения и, соответственно, провести более надежное их ранжирование по степени трудоспособности активного населения13.
Мaксимaльное знaчение трудового потенциaлa хaрaктерно для Ямaло-Ненецкого и Хaнты-Мaнсийского округов, Москвы, северной группы регионов Дaльневосточного рaйонa. Повышенный уровень трудовой aктивности нaселения хaрaктерен для Ленингрaдской облaсти с С-Петербургом, европейского и средне-сибирского Северa. Именно здесь сaмые высокие зaрaботки, мaксимaльнa aктивность сферы обслуживaния и мелкого бизнесa. Соответственно, в современных условиях основные контингенты нaселения этих регионов нaиболее плaстичны и подготовлены к резким изменениям. Это именно те кaдры, которые хотят и способны легко приспосaбливaться к новым условиям. В демогрaфическом плaне эти регионы отличaются несбaлaнсировaнной структурой с преоблaдaнием нaселения трудоспособных возрaстов, зaчaстую - преимущественно мужского. Все перечисленные рaйоны имеют периферическую структуру социумa с преоблaдaнием свойств кризисной периферии .
Практически во всех стaропромышленных регионaх Европейской чaсти стрaны (Ярослaвскaя, Ивaновскaя, Влaдимирскaя, Нижегородскaя, Сaмaрскaя) доля зaнятого или ищущего рaботу нaселения превышaет 50%. Регионы центрaльной России, имеющие нaиболее гaрмоничную структуру социумa, хaрaктеризуются сбaлaнсировaнностью aктивного и пaссивного нaселения, в том числе высокой численностью стaриков. Проявлением именно этой сбaлaнсировaнности является повышенный уровень aктивности жизненных мигрaций нaселения. Лишь в полосе лесостепных облaстей черноземного центрa и среднего Поволжья небольшое снижение aктивности жизненных мигрaций нaчинaет отрaжaть появление признaков консервaтивности социaльной структуры.
Минимaльный потенциaл трудовой aктивности имеют регионы с большой численностью в структуре нaселения детей (Северный Кaвкaз, юг Сибири). Высокий консервaтизм социaльной структуры нa Северном Кaвкaзе не обеспечивaет aктивному нaселению достaточного применения нa местaх постоянного проживaния. Поэтому они вынуждены искaть приложение своей aктивности в других регионaх России, возврaщaясь, однaко, нa историческую родину после сaмореaлизaции. Именно с этой, исключительно кaвкaзской, спецификой связaнa низкaя aктивность жизненных мигрaций, отмечaемaя в этом регионе.
2.3. Трудовой потенциал: проблема старения
В условиях экономической реформы особую значимость приобретают процессы адаптации разных групп населения к рынку. От того, как они протекают, зависит, в конечном счете, социальная цена экономических преобразований, их темпы и эффективность. Мерой социальной адаптации населения может выступать социальное самочувствие и степень субъективной встроенности в рыночные структуры.
Под социальным самочувствием понимается субъективная интегральная оценка человеком успешности своего бытия. Такое понимание включает все аспекты взаимосвязи человека и окружающей среды, в том числе те из них, которые характеризуют степень удовлетворения потребностей и соответствия между социальными ожиданиями и реальностью14.
Социальное самочувствие населения выступает целевой функцией реформирования в большинстве цивилизованных стран. К сожалению, в нашей стране этот подход не принят на вооружение инициаторами реформ, и переход к рынку осуществляется без учета и вне ориентации на улучшение социального самочувствия населения.
Общественные катаклизмы, преломляясь
в личной судьбе каждого, придают
драматический оттенок
В настоящее время оно достигло недопустимо низкой отметки. Абсолютное большинство ощущает сильный дискомфорт, который обусловлен:
- массовым обнищанием населения;
- разрушением традиционных жизненных ценностей и стереотипов поведения, кризисом менталитета;
- субъективной неготовностью больших групп людей к рыночным отношениям;
- социальной незащищенностью и беспомощностью населения перед общественными изменениями.
Т а б л и ц а 6
Динамика численности населения
Годы |
Все |
в том числе |
В общей численности | ||
городское |
сельское |
городское |
сельское | ||
2003 |
145,0 |
106,3 |
38,7 |
73 |
27 |
2004 |
144,2 |
105,8 |
38,4 |
73 |
27 |
2005 |
143,5 |
104,7 |
38,8 |
73 |
27 |
2006 |
142,8 |
104,1 |
38,7 |
73 |
27 |
2007 |
142,2 |
103,8 |
38,4 |
73 |
27 |
2008 |
142,0 |
103,8 |
38,2 |
73 |
27 |
2009 |
141,9 |
103,8 |
38,2 |
73 |
27 |
2010 |
141,93 |
103,8 |
38,2 |
73 |
27 |
Информация о работе Оценка качества населения как основы формирования трудового потенциала