Оценка качества населения как основы формирования трудового потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ трудового потенциала предприятий, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
- проанализировать трудовой потенциал и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
- раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
- провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране;
-предложить мероприятия по формированию трудового потенциала региона и страны в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА.......................................................................................5
Понятие трудового потенциала…………….………………………5
Составляющие трудового потенциала…………………………….8
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……............................14
Интеллектуальный потенциал России............................................14
Потенциал трудовой активности населения...................................22
Трудовой потенциал: проблема старения.......................................24
Оценка уровня образования населения России………………….29
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………………………....…………………….……...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................39

Вложенные файлы: 1 файл

КурсРабМоя_Оценка качества населения как основы формирования трудового потенциала.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

 

Социально-демографические  процессы оказывают самое серьезное  влияние на характер функционирования всего экономического механизма. Одним из таких демографических событий, имеющих непосредственное влияние на характер общественных процессов, стало старение населения. Оно затрагивает подавляющее большинство промышленно развитых стран и вызывает необходимость внесения существенных коррективов в проводимую социально-экономическую политику.

По всем демографическим  прогнозам в начале первого десятилетия XXI века в странах с развитой рыночной экономикой наблюдаются значительные изменения в демографической структуре населения и, в первую очередь, увеличение абсолютной и относительной доли лиц пожилого возраста.

Резкое увеличение числа лиц пожилого возраста связано и с тем, что к этому рубежу приблизилось многочисленное послевоенное поколение.

Негативные социально-экономические  последствия старения населения  связаны не столько с самим  процессом, сколько с одновременным  изменением соотношения между лицами пожилого возраста и трудоспособным населением, к которому традиционно относятся мужчины и женщины 15–64 лет. В свою очередь сокращение лиц трудоспособного возраста объясняется постоянным снижением (начиная с 1950-х годов) уровня рождаемости населения15.

Т а б л и ц а 7

Распределение населения  по возрастным группам

 

Тыс. человек

В процентах 
к итогу

На 1000 мужчин соответствующего возраста приходится женщин

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Все  
население

142034

141914

141931

100

100

100

1141

1158

1160

в том числе 
   в возрасте, лет:

                 

0-4

6367

7037

7223

4,4

4,9

5,1

950

949

948

5-9

7762

6418

6376

5,3

4,5

4,5

955

954

954

10-14

11789

7790

7283

8,1

5,5

5,1

961

957

957

15-19

12322

11825

11088

8,4

8,3

7,8

966

964

962

20-24

11106

12405

12671

7,6

8,7

8,9

983

978

977

25-29

10451

11049

11165

7,1

7,7

7,9

985

1002

1002

30-34

9620

10295

10442

6,6

7,2

7,3

997

1013

1018

35-39

11333

9417

9459

7,8

6,6

6,7

1025

1033

1031

40-44

12651

10949

10368

8,6

7,7

7,3

1055

1074

1076

45-49

11434

12054

12067

7,8

8,4

8,5

1104

1121

1121

50-54

9409

10645

10804

6,4

7,5

7,6

1157

1202

1205

55-59

4995

8590

8985

3,4

6,0

6,3

1287

1284

1289

60-64

8906

4407

4336

6,1

3,1

3,0

1421

1480

1449

65-69

5903

7609

7458

4,0

5,3

5,2

1591

1674

1696

70 и более

12256

12264

12496

8,4

8,6

8,8

2548

2452

2429

Из общей числ-ти  
население в возрасте:

                 

моложе 
   трудоспособного

28387

23317

22718

19,4

16,3

16,0

958

954

953

трудоспособном

88040

90328

90152

60,2

63,3

63,4

982

961

958

старше  
   трудоспособного

29877

29109

29351

20,4

20,4

20,6

2174

2561

2588


 

Старение населения означает сокращение притока молодежи в экономику. А это приводит к замедлению процессов изменения профессионально-квалификационного и отраслевого состава занятого населения, следовательно, к замедлению роста эффективности экономики. Не меньшее значение имеет и снижение уровня мобильности населения, который становится все более важным условием качества экономического роста16.

Поэтому, если не преодолеть сложившуюся  тенденцию и не определить перспективу  социального, экономического, научно-технического развития страны на 25–30 лет, то Россия может оказаться на обочине цивилизации.

Положение на рынке труда той  или иной возрастной группы характеризуется двумя основными показателями: уровень трудовой активности (отношение экономически активного населения данной возрастной группы ко всему трудоспособному населению в этой возрастной группе) и уровень занятости (удельный вес лиц данной возрастной группы, которые работают полный или неполный рабочий день, как по найму, так и на условиях самозанятости).

Можно с уверенностью констатировать, что индекс занятости среди пожилых людей был бы еще ниже, если бы не политика запрета дискриминации по возрасту в сфере труда, проводимая в странах с развитой рыночной экономикой в последнее десятилетие.

Положение на рынке труда лиц  старших возрастов (50–64 лет) во многом отличается от положения лиц основного трудоспособного возраста. Если показатель занятости этой возрастной группы в 1970 году составлял в странах Европы 70–90 %, то в 2008 году в этих пределах он удержался только в двух странах: Швеции (где составил 75 %) и Японии (85 %). Во всех остальных странах он упал ниже 70 %, причем в трех государствах (Франции, Финляндии и Нидерландах) не превышает в настоящее время 50 %.

Гарантии занятости пожилых  людей обеспечиваются двумя способами: либо принятием соответствующих законодательных актов (как, например, в США), либо путем отслеживания государственными службами, прежде всего государственной службой занятости, конкретных случаев дискриминации.

В США законодательно закреплен  запрет на увольнение по возрасту. Соответствующий закон, впервые принятый в 1968 году, распространял свою защиту на лиц от 40 до 65 лет, однако в дальнейшем возрастной предел был увеличен до 70 лет, а затем и вовсе отменен. Подобное законодательство было принято во Франции и Канаде.

В некоторых других промышленно  развитых странах гарантии пожилым людям в сфере занятости обеспечиваются путем отслеживания таких процессов, как пропорциональность лиц пожилого возраста при массовых увольнениях (Нидерланды), требование в случае увольнения пожилого работника более длительного периода предупреждения, а также более высокого выходного пособия (Швеция)17.

В нашей стране соотношение между  населением трудоспособного и пенсионного  возраста, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинстве западных стран. У нас этот коэффициент составляет 1,99, в Швеции – 2,8, Великобритании – 3,1, США – 4,0, Канаде – 4,6. Чем выше этот показатель, тем большее число работающих “кормит” одного пенсионера. Нагрузка пенсионной системы на активную часть населения с каждым годом возрастает.

Сложившуюся ситуацию можно проиллюстрировать соотношением численности занятых в экономике к численности людей старше трудоспособного возраста. В 1970 году на 1 000 человек старше трудоспособного возраста приходилось 310 занятых в народном хозяйстве, а в 2008 году – лишь 224, то есть почти на 28 % меньше.

Уровень пенсионного обеспечения  падает, а количество пенсионеров  растет. При этом число налогоплательщиков продолжает снижаться. Так, в последние  годы число занятых в экономике  сократилось на 10,6 млн. человек, а количество пенсионеров только в 2008 году возросло на 231 тыс. человек. Всего же пенсионеров в России 38 млн. 516 тыс., в 2009 году этот показатель увеличился еще на 222 тыс. человек.

Чтобы отчисления в Пенсионный фонд были посильны для тружеников, придется увеличить им зарплату. А это неизбежно скажется на цене продукции, то есть на ее конкурентоспособности. Рост же числа пенсионеров приведет к увеличению налогов, а это, в свою очередь, уменьшит приток инвестиций, более того, вызовет утечку капиталов.

В связи с этим напрашивается вывод о том, что пенсионеры – очень выгодные работники. Мало того, что они не просят у государства, а зарабатывают сами, но еще и отрабатывают свою пенсию: каждый платит взнос в Пенсионный фонд, который окупает 20 % пенсии.

Однако статистические данные свидетельствуют, что с начала 2003 года численность работающих старше трудоспособного возраста сокращается. Например, в 2005 году (по сравнению с 2003 годом) численность работающих старше трудоспособного возраста сократилась на 24,4 %, и эта тенденция сохраняется.

 

 

2.4. Оценка уровня образования  населения России

Ключевая проблема в этих условиях – качественная организация профессионального образования.

К сожалению, можно констатировать, что разрушение существовавшей в  плановой экономике системы подготовки и переподготовки кадров не сопровождалось созданием новой системы подготовки кадров, адекватной рыночным условиям. По данным центра “Труд-мониторинг” Института труда Минтруда РФ, в конце 2005 года примерно 1/3 обследованных предприятий вообще не проводила работу по подготовке кадров. На следующий год эта тенденция увеличилась.

По данным Федеральной целевой  программы содействия занятости  населения РФ на 2008–2010 годы сохраняются тенденции к сокращению объемов внутрипроизводственного обучения. В связи с этим есть необходимость в расширении масштабов опережающего профессионального образования работников, находящихся под риском увольнения, в условиях массового высвобождения при банкротстве или санации предприятия.

Испытывающие финансовые затруднения работодатели (у нас до 50 % убыточных предприятий) не уделяют достаточно внимания и не проявляют заинтересованности в повышении квалификации своих работников. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы в основном на получение первичной квалификации, практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высшей квалификации. Недостаточно внимания уделяется мотивации работников по повышению профессионально-квалификационного уровня, практически отсутствуют специалисты-организаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку.

В настоящее время уровень затрат предприятий на организацию внутрипроизводственного обучения кадров составляет в среднем 0,5 % выплачиваемой зарплаты. В то же время, как показывает практика, минимальные затраты, необходимые для простого воспроизводства профессионального потенциала предприятия, должны быть не менее 1,5 %.

Анализ результатов опросов  руководителей предприятий по наиболее важным проблемам их деятельности убеждает, что “повышение профессиональных и деловых качеств работников предприятий” поставлено на седьмое место (из десяти).

Рассмотренные проблемы имеют прямое отношение к развитию качества рабочей силы как составной части человеческих ресурсов. Успешное решение этой проблемы зависит от ряда мер, которые осуществимы лишь с помощью государства, при непосредственном участии трудовых коллективов. Выделим основные из них18:

  1. Система научных критериев оценки темпов и хода реформ должна дополняться блоком социологических критериев, центральное место в котором занимает оценка социального самочувствия населения.
  2. Необходима выработка цивилизованных норм и ценностей, которые стали бы регулятором взаимоотношений людей в сфере труда и потребления. Вопрос заключается в необходимости налаживания нормальной, с точки зрения здравого смысла, связи между людьми, трудящимися, независимо от вида их труда, от степени его престижности.
  3. Процесс старения должен быть отражен в разрабатываемых программах занятости и создания рабочих мест.
  4. Обязательна юридическая поддержка гарантий занятости пожилых людей.
  5. Требует изменения схема формирования контингента занятого населения. Отсутствие или недостаток молодежи заставит предприятия привлекать на новые рабочие места людей, уже имеющих производственный опыт, знания, навыки. Это приведет к необходимости проведения огромной работы по переподготовке и повышению квалификации кадров.
  6. Необходимо воссоздание системы подготовки кадров на предприятиях всех форм собственности, адекватной социальной рыночной экономике и занимающей центральное место в профессиональном образовании19.
  7.  
  8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Концептуальный подход формирования трудового потенциала региона  имеет три основополагающие составляющие:

    • концепция формирования подсистемы образования;
    • концепция подсистемы воспроизводства трудового потенциала региона;
    • концепция развития муниципальной кадровой политики.

Воспроизводственная составляющая трудового потенциала региона во многом зависит от социальной политики, которая должна формироваться в следующих комитетах: комитет по делам семьи, комитет по здравоохранению, комитет по делам молодежи, комитет по культуре, комитет по физической культуре и спорту, комитет социальной защиты населения. Работа данных комитетов поможет заложить основу воспроизводства трудового потенциала.

Второй составляющей процесса формирования трудового потенциала является полноценная система местного самоуправления, призванная обеспечить необходимые условия для поступательного и устойчивого роста благосостояния населения, социального и экономического развития муниципальных образований. Необходимость создания новых моделей реализации функций и полномочий местного самоуправления обусловила повышенный интерес к сфере использования человеческих ресурсов для решения задач муниципального самоуправления. Следовательно, муниципальная кадровая политика – это большая и сложная работа по совершенствованию работы с кадрами и всей системы местного самоуправления. Данная система должна решать вопросы:

-  анализа трудового потенциала и прогнозирование кадровых потребностей региона;

-  межрегиональной миграции населения;

- создание целостной  системы обучения и переподготовки  кадров на уровне региона, основанной на единых подходах и требованиях;

- методическое и методологическое  обеспечение кадровых процессов;

- работа с трудовым резервом региона.

Третьей основополагающей составляющей процесса формирования эффективного трудового потенциала региона является система образования. Деятельность данной подсистемы основывается на базовых принципах развития и использования трудового потенциала города (региона) и приоритетах кадровой политики на долгосрочный период. Особенностью политики образования на данный период развития страны и региона является целостная система непрерывной, подчеркиваем, непрерывной подготовки и переподготовки кадров, включая постоянное повышение квалификации персонала. Интеллектуальный потенциал города и региона должен обеспечить необходимый уровень качества и специализации такой подготовки.

Информация о работе Оценка качества населения как основы формирования трудового потенциала