Оценка рисков в управленческой деятельности предпреятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:21, реферат

Краткое описание

Осуществление предпринимательства в его любом виде, как правило, связано с риском. Одной из обязательных управленческих функций предприятия является минимизация риска. Независимо от причин возникновения экономического риска естественным является желание каждого субъекта уменьшить возможные потери, связанные с реализацией данного риска. Это осуществляется путем принятия управленческих решений, в ходе управленческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка рисков в управленческой деятельности.docx

— 159.89 Кб (Скачать файл)

1.Понятие управленческой деятельности и риска

Осуществление предпринимательства  в его любом виде, как правило, связано с риском. Одной из обязательных управленческих функций предприятия  является минимизация риска. Независимо от причин возникновения экономического риска естественным является желание каждого субъекта уменьшить возможные потери, связанные с реализацией данного риска. Это осуществляется путем принятия управленческих решений, в ходе управленческой деятельности. По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому  система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик. Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

Риск — это возможность  опасности, неудачи и приобретений, выигрыша в предсказании результата. Это естественный элемент в деятельности любого человека, расширяющий его  представления об окружающем мире. С риском связаны процессы развития — как прогресс, так и регресс. Как правило, риск оценивают в  производственной, управленческой, инвестиционной, кредитной и рыночной деятельности. Таким образом, управленческий риск является частью более широкого набора рисков. Управленческий риск (в дальнейшем — риск) рассматривается по всей цепочке разработки и реализации управленческих решений. Под риском следует понимать следствие действия либо бездействия, в результате которого существует реальная возможность получения неопределенных результатов различного характера, как положительно, так и отрицательно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

 

2.Классификация рисков  в управленческой деятельности  предприятия

Прежде всего при анализе  деятельности компании важна классификация  рисков. Требования к классификации  рисков могут быть сведены к следующему:

  • в данной классификации не должно быть видов и подвидов риска, то есть нельзя группировать риски в определенные группы. Это может быть только “виртуальным” объединением. Иначе может произойти “размывание” риска, то есть уменьшение его значимости, и, как следствие, неправильное исследование и оценка.
  • каждый риск должен определяться и оцениваться отдельно, и чем точнее определяется риск, тем легче его оценить.
  • предлагаемая классификация не является жесткой. Каждый руководитель при осуществлении управленческой деятельности может сам дополнять приведенный перечень рисков.

Предлагаемая классификация  рисков представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1. Предлагаемая классификация  рисков

 

 

Краткая характеристика рисков

Региональный — характеризует  особенности региона, в котором  планируется или уже осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Природно-естественный —  обусловлен негативным влиянием стихийных  сил природы.

Политический — характеризует  возможность изменения общественно-политического  климата в стране и регионе, а  также перспективы развития.

Законодательный — обусловлен возможностью резкого изменения  различных законодательных актов, влияющих на финансово-хозяйственную  деятельность предприятия.

Транспортный — характеризует  вероятность потери активов (имущества, оборудования и т. п.) при перевозке  или транспортировке.

Организационный — обусловлен внутренними факторами, действующими внутри компании. Такими факторами  могут быть стратегия фирмы, принципы деятельности, ресурсы и их использование, качество и уровень использования  менеджмента и маркетинга.

Имущественный — характеризует  степень вероятности потери имущества  вследствие кражи, диверсии, халатности и т. п.

Личностный — возникает  в том случае, когда от конкретного  человека, его деловых и моральных  качеств зависят конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности. Особенно актуален данный вид риска  при принятии серьезных решений, при заключении контрактов, выполнении специальных заданий, при подборе  руководителя и формировании рабочих  групп.

Маркетинговый — характеризует  условия рынка (спрос, предложение, цены), в котором осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Производственный — обусловлен освоением новой техники, технологии и осуществлением производственной деятельности.

Расчетный — характеризует  вероятность финансовых потерь в  результате неправильно выбранного момента, формы и срока платежа.

Инвестиционный — обусловлен выбором вложения капитала с целью  получения экономической выгоды в течение некоторого промежутка времени.

Валютный — характеризует  влияние изменения курса валют  на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Кредитный — характеризует  обобщающее понятие всех рисков, связанных  с процессом оценки заемщика.

Финансовый — характеризует  анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе данных бухгалтерской  отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Процесс управления  рисками. 

Значимость управления риском заключается в возможности, во-первых, прогнозировать в определенной степени  наступление рискового события, во-вторых, заблаговременно принимать  необходимые меры к снижению размера  возможных неблагоприятных последствий.

Управление рисками - это  процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных  и минимизацию отрицательных  последствий наступления рисковых событий. Управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск.

Рис. 2 Общая схема процесса управления риском

 

Представленные на схеме  этапы процесса управления риском можно  подразделить на две составляющие (группы) – анализ риска и меры по устранению и минимизации риска.

Анализ риска включает сбор и обработку данных по аспектам риска, качественный и количественный анализ риска.

Меры по устранению и минимизации  риска включают выбор и обоснование  предельно допустимых уровней риска, выбор методов снижения риска, формирование вариантов рискового вложения капитала, оценку их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи (прибыли и т.п.) и величины риска.

Качественный анализ предполагает: выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых  возникает риск, т.е.: установление потенциальных  зон риска; идентификацию всех возможных  рисков; выявление практических выгод  и возможных негативных последствий, которые могут наступить при  реализации содержащего риск решения.

В процессе качественного  анализа важно не только установить все виды рисков, которые угрожают проекту, но и по возможности выявить  возможные потери ресурсов, сопровождающие наступление рисковых событий.

Результаты качественного  анализа служат важной исходной информацией  для осуществления количественного  анализа.

Количественный анализ предполагает численное определение отдельных  рисков и риска проекта (решения) в целом. На этом этапе определяются численные значения вероятности  наступления рисковых событий и  их последствий, осуществляется количественная оценка уровня риска, определяется также  допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.

Количественная оценка вероятности  наступления отдельных рисков и  то, во что они могут обойтись, позволяет выделить наиболее вероятные  по возникновению и весомые по величине потерь риски, которые будут  являться объектом дальнейшего анализа  для принятия решения о целесообразности реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

4.Принципы управления  рисками

Процесс управления рисками  связан с принятием решений и  требует соблюдения определенных принципов.

Командность состоит в  том, что все действия в процессе управления рисками должны проводиться  с применением методов командной  работы, т. к. самонадеянность и индивидуализм  инженерно-технических работников и административно-управленческого  персонала является серьёзным препятствием на пути распространения информации обо всех возможных в будущем  негативных ситуациях и последствиях. Следовательно, необходима кооперация усилий, талантов, навыков и знаний.

 Что касается принципа  информативности, то его смысл  состоит в том, что владение  информацией о возможных инцидентах  в ходе реализации проекта  не должно быть связано с  личной властью. Руководители  организации должны доводить  всю информацию, связанную с рисками,  до каждого работника. А персонал  при этом должен выявлять текущие  и возможные в будущем проблемы, т. е. необходимо обеспечить  свободное движение информации  между всеми уровнями управления.

 Обсуждение будущих  событий в ожидании худшего  развития сценариев позволяет  эффективно идентифицировать потенциальные  проблемы реализации проекта  и, прежде чем они могут произойти,  разработать стратегию действий, увеличивающую вероятность благоприятного  исхода. Поэтому важен принцип  прогнозируемости.

Интеграция управления рисками  в систему управления реализации проекта через повышение статуса  управления рисками до ежедневных действий по предупреждению кризисных ситуаций. При этом своевременное, постоянное и точное использование технологий управления рисками обеспечивает упорядоченную  среду принятия решений и эффективное  использование ресурсов.

 Все аспекты управления  рисками подлежат обязательной  регистрации: вся информация сохраняется  в виде типовых форм документов. Создаётся база данных рисков, которая является основой разработки последующих действий. В этом состоит принцип документирования.

Основная цель процесса управления рисками при принятии управленческих решений — увеличение вероятности  успешной реализации инвестиционного  проекта через снижение степени  воздействия рисков до приемлемого  уровня. Содержание этого процесса составляют функции, которые представляют собой обособленные виды деятельности в общем цикле управления рисками. Функции, цели и задачи управления рисками  детально представлены в табл. 1.

     Таблица 1- Функции, цели и задачи управления рисками

 

Немаловажным фактором при  осуществлении управления рисками  является система приемов выполнения отдельных операций, которые обобщены в методах (рис. 3).

Система этих приемов не ограничивается только методами математических вычислений, но и дополняется методами качественного  анализа (идентификации) рисков, творческими  методами («мозговая атака» и др., табл. 2).

 

Рисунок 3 –Компоненты процесса управления рисками

 

Таблица 2-  Основные методы управления рисками


 

 

 

 

 

 

 

 

5.Этапы оценки рисков

Основной задачей  методики оценки рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Рассмотрим  алгоритм оценки рисков, который приведен на рис.4.


 

 

 

 

 

Рисунок 4. Блок-схема комплексной оценки рисков

 

Получение и обработка  информации

Информация — это совокупность новых сведений об окружающем нас  мире.

Требования, предъявляемые  к качеству информации, должны быть следующими:

  • достоверность (корректность) информации — мера приближенности информации к первоисточнику или точность передачи информации;
  • объективность информации — мера отражения информацией реальности;
  •   однозначность;
  • порядок информации — количество передаточных звеньев между первоисточником и конечным пользователем;
  • полнота информации — отражение исчерпывающего характера соответствия полученных сведений целям сбора;
  •       релевантность — степень приближения информации к существу вопроса или степень соответствия информации поставленной задаче;
  •      актуальность информации (значимость) — важность информации для оценки риска;
  •    стоимость информации.

Предлагается установить взаимосвязь между риском и качеством  информации, по которой идет его (риска) оценка. Высказывается предположение, что вероятность риска принятия некачественного (убыточного) решения  зависит от качества и объема используемой информации.

Фиксация рисков

При оценке деятельности предлагается произвести фиксацию рисков, то есть ограничить количество существующих рисков, используя принцип “разумной достаточности”. Этот принцип основывается на учете наиболее значимых и наиболее распространенных рисков для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рекомендуется использовать следующие виды рисков: региональный, природно-естественный, политический, законодательный, транспортный, имущественный, организационный, личностный, маркетинговый, производственный, расчетный, инвестиционный, валютный, кредитный, финансовый.

Информация о работе Оценка рисков в управленческой деятельности предпреятия