Оценка уровня концентрации на отраслевых рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:22, реферат

Краткое описание

Рыночная концентрация в общем смысле - это объединение то сосредоточение выпуска одного или нескольких родственных видов продукции в одном месте, в пределах крупных предприятий, компаний. Примером может служить, металлургия в силу технологических особенностей производства всегда относилась к отраслям с высокой степенью концентрации производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы рыночной концентрации…………………………..4
Рыночная концентрация: понятие, сущность, на отраслевых рынка…………4
Виды экономической концентрации……………………………………………7
Глава2. Методы исследования отраслевой структуры рынка ………………………10
2.1. Пороговая доля рынка ……………………………………………………………..11
2.2. Индекс концентрации ……………………………………………………………..12
2.3. Индекс Линда ………………………………………………………………………14
2.4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана……………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по эк отр рынка.docx

— 99.30 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

“ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ”

 

 

 

Факультет – ИДО

Направление (специальность) - экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Оценка уровня концентрации на отраслевых рынка»

 

 

Студентка группы З-3491/18                                                           Д.Г. Лангемец

 

Преподаватель                                                                                  И.В. Кащук

 

 

 

 

 

 

Томск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы рыночной концентрации…………………………..4

    1. Рыночная концентрация: понятие, сущность, на отраслевых рынка…………4
    2. Виды экономической концентрации……………………………………………7

Глава2. Методы исследования отраслевой структуры рынка ………………………10

2.1. Пороговая доля рынка ……………………………………………………………..11

2.2.  Индекс концентрации ……………………………………………………………..12

2.3.  Индекс Линда ………………………………………………………………………14

2.4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана……………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы рыночной концентрации.

    1. Рыночная концентрация: понятие, сущность, на отраслевых рынках

Рыночная концентрация в общем смысле  - это объединение то сосредоточение выпуска одного или нескольких родственных видов продукции в одном месте, в пределах крупных предприятий, компаний. Примером может служить, металлургия в силу технологических особенностей производства всегда относилась к отраслям с высокой степенью концентрации производства. Если тенденцией последних лет во многих отраслях отечественной экономики было появление большого количества эффективно функционирующих небольших предприятий, то в металлургии процессы концентрации приобрели еще более выраженный характер.

Ры́ночная концентра́ция — относительная величина и количество предприятий, действующих на рынке. Это явление зачастую называется просто концентрацией.

Рыночная концентрация связана  с понятием концентрации производства, касающимся сосредоточения производства родственных видов продукции  на нескольких крупных предприятиях региона.

Концентрация производства в общем смысле - это объединение  факторов производства вокруг одного центра.

Географическая  концентрация - стремление предприятий обосноваться и развиваться в тех местах, где уже находятся другие предприятия.

До относительно недавнего  времени географическая концентрация предприятий представляла собой  явление, характерное для процесса промышленного развития; стремление добиться наивысшей рентабельности и, следовательно, уменьшения затрат заставляло искать наиболее подходящее для этого место:

- расположенное рядом с факторами производства, а именно с источниками сырья, источниками энергии, производимыми уже обосновавшимися там предприятиями полуфабрикатами, рабочей силой;

- благоприятное с точки  зрения сбыта: наличие потребительского  рынка, возможность удобного подключения  к транспортной артерии.

Сегодня эти факторы уже  не имеют такого значения: прогресс, достигнутый в области транспорта (в техническом плане - это увеличение скорости и надежности, в экономическом - снижение стоимости) делает предприятия, в плане их местоположения, менее  зависимыми от источников энергии и  сырья и даже от рынков сбыта. Более  того, концентрация населения в городах, которая, естественно, произошла вместе с концентрацией развития промышленных предприятий, повлекла за собой такие  расходы (социально-бытовая сфера) и  отрицательные последствия (упадок целых регионов) для местного населения  и властей, что правительства  стараются затормозить процесс  географической концентрации и даже стимулируют децентрализацию промышленности.

Экономическая концентрация - стремление к увеличению размеров предприятий.

В принципе, процесс экономической  концентрации предприятий представляется в значительной степени не зависящим  от экономического и общественного  строя, поскольку он вызван стремлением  обеспечить более высокую рентабельность путем снижения издержек, что приводит, естественно, к повышению производительной мощности предприятий с целью  добиться более высокой производительности труда. Однако формы, способы и целевая  направленность процесса могут значительно  отличаться в зависимости от того, при каком экономическом и общественном строе он проходит.

В странах с капиталистическим  строем этот процесс связан со стремлением  получить максимальную прибыль, то есть добиться рентабельности только в том  смысле, в каком ее понимают руководители предприятия. Он реализуется либо путем  собственного расширения предприятия, увеличения размеров или количества его учреждений, либо путем более  или менее тесной интеграции с  другими предприятиями. Укрупненные предприятия могут принимать различные формы - трестов, картелей, концернов, холдингов, конгломератов и. т.д. В области сельского хозяйства этот процесс проявляется главным образом в увеличении размеров хозяйств, проходящем стихийно или в рамках государственных программ (мероприятия по укрупнению хозяйств). Правда, концентрация сельскохозяйственных структур встречает сопротивление со стороны сельского населения, стремящегося защитить небольшие семейные хозяйства.

Процесс концентрации, по-разному  проходящий в различных секторах экономики и в разных странах, не является, тем не менее бесконечным. Прежде всего, у него есть технический предел: в рамках того или иного данного рынка рациональное сочетание факторов производства предполагает наличие некоего оптимального размера предприятия, превышение которого влечет за собой снижение рентабельности в результате появления и нарастания негативных явлений (непроизводительное расходование ресурсов, несогласованность действий, усложнение управленческих структур). Кроме того, правительства могут быть вынуждены приостановить или ограничить процесс концентрации в той мере, в какой он, естественно, сопровождается тенденциями к монополизации. Погоня за максимальной прибылью, по сути заставляет предприятия извлекать всю возможную выгоду из рынка и в то же время на определенном этапе процесса концентрации подчинять его себе, уменьшая тем самым влияние конкуренции и даже полностью ее устраняя. Вот почему существует антимонопольное законодательство, применяемое, правда, с большей или меньшей степенью решимости и эффективности.

В капиталистических странах  процесс концентрации принял международный  размах и привел к образованию  объединений, для которых не существует границ и которые сегодня обычно называют транснациональными корпорациями; особенно ярким их примером служат нефтяные тресты.

Рассматривая в этой перспективе  процесс концентрации предприятий, можно сказать, что он должен развиваться  с большей гибкостью и вместе с тем более последовательно, отдавая предпочтение принципам  свободного, естественного расширения и технологической совместимости  производственных единиц.

При любом общественно-экономическом  строе процесс концентрации может  иметь две формы:

- горизонтальная концентрация, при которой объединяются предприятия,  действующие на одной и той  же стадии данного процесса  производства;

- вертикальная концентрация, при которой объединяются предприятия,  включающиеся в дело на различных  стадиях процесса производства  или занимающиеся разными, но  взаимодополняющими видами деятельности.

1.2 Виды экономической концентрации, контролируемые в соответствии с антимонопольным законодательством

 

1. Создание, слияние и  присоединение коммерческих организаций  и объединений коммерческих организаций  (союзов или ассоциаций)

2. Ликвидация или разделение (выделение) государственных и  муниципальных унитарных предприятий,  если это приводит к появлению  хозяйствующего субъекта, доля которого  на соответствующем товарном  рынке будет превышать 35%

3. Приобретение определенных  пакетов акций (вкладов, долей)  в уставном капитале хозяйствующих  субъектов. При этом под приобретением  акций понимается как их покупка,  так и получение иной возможности  осуществления самостоятельно или  через представителей воплощенных  в этих акциях (долях) прав голоса, в том числе на основании  договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения  или на основании иных сделок

4. Получение в собственность  или пользование (в том числе  посредством аренды, лизинга) одним  хозяйствующих субъектов основных  производственных средств или  нематериальных активов другого  хозяйствующего субъекта

5. Переплетение директоратов, т.е. участие одних и тех  же лиц в органах управления  двух и более коммерческих  организаций

6. Приобретение любым  лицом прав, в том числе посредством  соглашений, договоров, поручений,  контрактов или иным способом, позволяющих определять условия  ведения хозяйствующим субъектом  его предпринимательской деятельности  либо осуществлять функции его  исполнительного органа.

Итак, степень развития конкурентной среды оценивается по комплексу  параметров, включающих как показатели структуры товарного рынка (количественные и качественные), так и данные об экономической концентрации. По моему мнению, с точки зрения развития конкурентных отношений основной причиной обеспокоенности должна являться не высокая концентрация производства и отдельных товаров, а в большей  степени - состояние конкуренции  на товарных рынках и экономической  концентрации, сохраняющаяся высокая  степень сегментации региональных рынков. Сказанное со всей очевидностью предопределяет разработку механизмов оперативного отслеживания рыночных процессов, происходящих в масштабах экономики страны в целом, а также на отдельных рынках, рассматриваемых в региональном и продуктовом аспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Методы исследования отраслевой структуры рынка.

При анализе структуры  рынка часто используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную  величину и число фирм, действующих  в отрасли. Чем меньше фирм, тем  выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнее  отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Первоначально следует определить, что служит показателем размера  фирмы и каковы границы рынка.

В качестве показателя, определяющего  размер фирмы, может служить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии  в общей численности занятых  в производстве данной продукции, или  доля стоимости активов фирмы  в общей стоимости активов  всех фирм и т.п.

Существуют и различные  критерии выделения рынка 1. В курсе микроэкономики мы отождествляли понятия "рынок" и "отрасль". Однако различия между ними основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий, и отождествлять эти понятия для целей определения уровня концентрации не следует. Для упрощения в качестве взаимозаменяемых понятий могут рассматриваться иногда лишь рынок и подотрасль на основании производства близких товаров-заменителей. В качестве границ рынка могут использоваться:

  • товарные (продуктовые) границы;
  • временные;
  • географические границы.

В каждом конкретном случае необходимая широта или узость границ зависит от особенностей товара и  целей анализа. Легко можно ошибиться  при определении границ рынка, как в сторону уменьшения его, так и слишком расширенного толкования. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Однако кроме особенностей товара необходимо исходить и из целей исследования.

Например, если производство медикаментов рассматривается с  целью улучшения политики медицинского обслуживания населения, то рынок медицинской  продукции следует определить достаточно широко, то есть одновременно рассматривать  производство всех видов фармпродукции, медтехники и рынок медицинских услуг. Однако если анализируется слияние двух компаний, производящих медикаменты, в этом случае рынок трактуется в узком смысле, возможно, даже с учетом профиля медикаментов.

Информация о работе Оценка уровня концентрации на отраслевых рынка