Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть анализ и уровень социально-экономического развития региона. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие уровня социально-экономического развития; рассмотреть основные проблемы социально-экономического развития региона; а также сделать оценку социально-экономического развития республики Бурятия.
Объектом исследования является республика Бурятия. Предмет исследования – социально-экономическое развитие республики Бурятия.
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.1 Понятие и сущность анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.2 Подходы к оценке социально-экономического развития региона
1.3 Основные проблемы социально-экономического развития региона
Глава 2. Общая характеристика социально-экономического развития Республики Бурятия
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики Бурятия
2.2 Механизмы анализа социально-экономического развития региона
2.3 Показатели уровня социально-экономического развития Республики Бурятия
Заключение
Список используемой литературы
3. Следует
приветствовать появление в
4. В условиях
повышения значимости
Наряду
с достоинствами
1. В качестве
стратегической цели следует
избрать: обеспечение
2. Методологически
и практически более
3. В соответствии
с Законом Республики Бурятия
от 2 апреля 1996 года №284-I «О государственном
прогнозировании и программах
социально-экономического
Необходима корректировка системы целевых количественных ориентиров Программы. За базисный уровень более оправдано принять 2009 г., а не докризисный 2007 г. Это позволит более точно прогнозировать и оценивать динамику посткризисного развития экономики.
1.3 Основные проблемы социально-экономического развития
Республики Бурятия
Проблемы
социально-экономического развития Республики
Бурятия имеют двойственную природу:
частично они вытекают из общегосударственных
проблем, унаследованы из советской
централизованной экономики, а частично
носят местный, региональный характер.
Проводимые в республике с начала
90-х гг. социально-экономические
преобразования исходят из взаимоувязанного
осуществления
Добившись
существенного прогресса в
Общие для всех регионов страны проблемы в Бурятии усугубляются экстремальными природно-климатическими условиями, крайней уязвимостью экономики республики с ее сырьевой специализацией, низким стартовым уровнем развития комплекса перерабатывающих отраслей, отсталой производственной и социальной инфраструктурой.
С серьезными трудностями столкнулась прежде всего промышленность Бурятии. За период спада, охвативший 1990-1998 гг., объем промышленного производства в целом сократился на 50%. Образовавшиеся на внутрирегиональном рынке ниши в настоящее время заполнены импортом промышленных товаров из Китая, Южной Кореи и многих других стран.
Крайне сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве. За период спада (1990-1999 гг.) общий объем производства в этом секторе экономики республики снизился на 46%.
Значительно
сократилось производство большинства
видов сельскохозяйственной продукции.
У многих сельских товаропроизводителей
отсутствуют возможности для
приобретения техники, минеральных
удобрений, средств защиты растений,
происходит быстрое выбытие основных
фондов, особенно их активной части. Реорганизация
крупных сельскохозяйственных предприятий
на основе изменения отношений
.Значительно
ухудшилось за последние годы
финансовое положение
По важнейшим параметрам уровня жизни и развития социальной сферы Республика Бурятия значительно отстает от соответствующих среднероссийских показателей.
Особую актуальность для республики приобрели проблемы охраны окружающей среды, порождаемые, в первую очередь, необходимостью сохранения уникальной экосистемы бассейна оз. Байкал. Эти проблемы за последнее десятилетие обострились, поскольку в условиях экономического кризиса резко сократилось финансирование природоохранных мероприятий на всех уровнях управления хозяйственной деятельностью. Существующие в республике сооружения водоочистки не обеспечивают очистку сточных вод до необходимых уровней. В поверхностные водные объекты Бурятии ежегодно сбрасывается более 87% недостаточно очищенных и загрязненных сточных вод. По степени загрязненности атмосферы г. Улан-Удэ занимает одно из лидирующих мест в России.
Проводимые в сельском хозяйстве реформы привели к деградации сельскохозяйственных угодий, ухудшению качества почв, расширению площадей эродированных земель. Растут объемы промышленных, бытовых и других отходов. Увеличивается число лесных пожаров, возникающих, главным образом, по вине населения, снижаются возможности их своевременного обнаружения и тушения. Недостаточны охрана и учет особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Высоки ежегодные показатели чрезвычайных ситуаций природного характера.
С 1999 г. в республике наблюдается переход от депрессии к экономическому росту: увеличиваются объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, возрастают налоговые поступления, снижается бюджетный дефицит, повышаются реальные денежные доходы населения. Правительству республики удалось обеспечить своевременную выплату пенсий и сократить задолженность по выплатам заработной платы. Рост денежных доходов начал опережать уровень инфляции.
Значительный
шаг вперед сделан в области совершенствования
системы социального
Основными
причинами, которые не позволяют
реализовать имеющийся в
Серьезным лимитирующим фактором развития республики выступает ее богатейшая сокровищница – озеро Байкал, ограничивающее возможности расширения производства на основе доминирующих сегодня экологически опасных технологий, поскольку для защиты хрупкого экологического равновесия в Байкальском регионе, включающем в себя немалую часть территории Бурятии, требуются большие средства. В республике целым рядом специальных нормативных правовых актов, последними из которых стали Федеральный закон "Об охране озера Байкал", установлен особый режим хозяйствования, накладывающий жесткие ограничения на ведение здесь любой хозяйственной деятельности, а также постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории".
В целях преодоления
кризиса, с которым столкнулась
республика в процессе перехода к
рынку и повышение уровня и
качества жизни населения обеспечения
глубокой структурной перестройки
и подъема экономики была разработана
и принята Федеральная
Основными стратегическими приоритетами
социально-экономического развития Республики
Бурятия в 2010-2020 годах будут являться
комплексное освоение месторождений
полезных ископаемых, заготовка и
переработка лесных ресурсов, развитие
транспортно-логистического потенциала,
туристско-рекреационной сферы, мелиорации
земель сельскохозяйственного
Решения
поставленных в ФП СЭР РБ задач
намечалось достичь посредством
крупномасштабных инвестиций в основные
сферы ее хозяйства, с помощью
которых планировалось
Предполагалось,
что реализация Программы приведет
к качественному изменению
При разработке ФП СЭР РБ предполагалось, что в России в период реализации Программы будет происходить преодоление трансформационного кризиса и переход экономики от спада к росту. Такой переход предусматривался в основных программных документах Правительства России.
Принято решение об объединении федеральных региональных программ в крупные федеральные программы развития экономических районов. В соответствии с этим, важнейшие проблемы Республики Бурятия, требующие федеральной поддержки, будут решаться, в основном, в рамках обновляемой Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года".
Сложившийся
в процессе проведения экономических
реформ рыночный механизм слабо ориентирован
на снижение ресурсоемкости производства,
поддержку инноваций, достижение высоких
значений показателей технического
уровня и качества производимой продукции,
повышение
Глава 2. Общая характеристика социально-экономического
развития Республики Бурятия
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики
Бурятия
Структура анализа
Анализ социально-
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели.
2010 |
2011 |
2012 | |
Численность населения (на конец года), тыс. человек |
959,9 |
960,7 |
963,5 |
Естественный прирост, убыль (-) населения: |
|||
всего, человек |
2658 |
3424 |
4263 |
на 1000 человек населения |
2,8 |
3,5 |
4,4 |
Миграционный прирост, убыль (-) населения: |
|||
всего, человек |
-2751 |
-2573 |
-1513 |
на 10 000 человек населения |
-28 |
-27 |
-16 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
398,2 |
413,2 |
397,5 |
Численность безработных, тыс. человек |
59,1 |
56,5 |
64,2 |
Численность безработных, зарегистрированных
в органах государственной |
9,3 |
9,7 |
7,6 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|||
тыс. человек |
239,6 |
196,6 |
182,0 |
в процентах от общей численности населения |
25,0 |
20,5 |
18,9 |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. |
8891,5 |
11298,5 |
13011,4 |
Среднемесячная номинальная |
11528,6 |
14417,0 |
15976,2 |
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. |
3483,1 |
4281,2 |
5828,4 |
Расходы на конечное потребление, млн. руб. |
104963,8 |
129135,5 |
… |
Валовое накопление основного капитала, млн. руб. |
20968,0 |
24683,6 |
… |
Ввод в действие основных фондов, млн. руб. |
16182 |
18106 |
18880 |
Объем отгруженных товаров |
|||
добыча полезных ископаемых |
6640 |
12225 |
14661 |
обрабатывающие производства |
23844 |
29314 |
31817 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
10746 |
11978 |
12768 |
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. |
10546,2 |
11745,6 |
12086,3 |
продукция растениеводства |
3058,2 |
3425,8 |
3359,2 |
продукция животноводства |
7488,0 |
8319,8 |
8727,1 |
Грузооборот транспорта, млн. т - км |
37303,0 |
39407,2 |
39652,6 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пассажиро - км |
1577,9 |
1745,0 |
1724,9 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
54454,5 |
68253,8 |
75365,9 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
19457,2 |
23604,7 |
24230,2 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов |
109,2 |
112,6 |
108,0 |
Внешнеторговый оборот, млн. долл. США |
553,4 |
534,7 |
626,2 |
в том числе: |
|||
экспорт |
366,9 |
339,9 |
498,4 |
импорт |
186,5 |
194,8 |
127,8 |
Информация о работе Оценка уровня социально-экономического развития региона