Оценка уровня социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть анализ и уровень социально-экономического развития региона. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие уровня социально-экономического развития; рассмотреть основные проблемы социально-экономического развития региона; а также сделать оценку социально-экономического развития республики Бурятия.
Объектом исследования является республика Бурятия. Предмет исследования – социально-экономическое развитие республики Бурятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.1 Понятие и сущность анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.2 Подходы к оценке социально-экономического развития региона
1.3 Основные проблемы социально-экономического развития региона
Глава 2. Общая характеристика социально-экономического развития Республики Бурятия
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики Бурятия
2.2 Механизмы анализа социально-экономического развития региона
2.3 Показатели уровня социально-экономического развития Республики Бурятия
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.docx

— 59.25 Кб (Скачать файл)

3. Следует  приветствовать появление в Программе  подраздела по развитию инновационной  деятельности, являющейся основой  для модернизации экономики и  социальной сферы Республики  Бурятия.

4. В условиях  повышения значимости информатизации  в становлении экономики знаний, данное направление является  очень важным для системы государственного  управления, бизнеса и населения  и мы поддерживаем появление  его в Программе.

Наряду  с достоинствами представленного  проекта Программы эксперты отмечают следующие замечания:

1. В качестве  стратегической цели следует  избрать: обеспечение устойчивого  повышения уровня и качества  жизни населения на основе  модернизации экономики и повышения  ее эффективности.

2. Методологически  и практически более обоснованным  представляется избрание приоритетов  программы не по отраслевому  подходу, а по функциональному.

3. В соответствии  с Законом Республики Бурятия  от 2 апреля 1996 года №284-I «О государственном  прогнозировании и программах  социально-экономического развития  Республики Бурятия» программа  социально-экономического развития  Республики Бурятия – это комплексная  система целевых ориентиров социально-экономического  развития Республики Бурятия  и планируемых эффективных путей  и средств достижения указанных  ориентиров.

Необходима  корректировка системы целевых  количественных ориентиров Программы. За базисный уровень более оправдано  принять 2009 г., а не докризисный 2007 г. Это позволит более точно прогнозировать и оценивать динамику посткризисного развития экономики.

 

1.3 Основные проблемы социально-экономического развития

Республики Бурятия

 

Проблемы  социально-экономического развития Республики Бурятия имеют двойственную природу: частично они вытекают из общегосударственных  проблем, унаследованы из советской  централизованной экономики, а частично носят местный, региональный характер. Проводимые в республике с начала 90-х гг. социально-экономические  преобразования исходят из взаимоувязанного осуществления институциональных  реформ, направленных на создание институтов рынка, и структурной перестройки, нацеленной на формирование эффективного и конкурентоспособного регионального  хозяйства.

Добившись существенного прогресса в области  институциональных реформ, Республика Бурятия, равно как и Россия в  целом, испытывает в то же время серьезные  экономические трудности, особенно наглядно и болезненно проявляющиеся в значительном спаде производства и инвестиций, углублении сырьевой ориентации экономики, простаивании производственных мощностей ведущих промышленных предприятий и фактическом прекращении обновления их основных фондов, высокой доле убыточных предприятий, снижении уровня и качества жизни населения.

Общие для  всех регионов страны проблемы в Бурятии  усугубляются экстремальными природно-климатическими условиями, крайней уязвимостью  экономики республики с ее сырьевой специализацией, низким стартовым уровнем  развития комплекса перерабатывающих отраслей, отсталой производственной и социальной инфраструктурой.

С серьезными трудностями столкнулась прежде всего промышленность Бурятии. За период спада, охвативший 1990-1998 гг., объем промышленного  производства в целом сократился на 50%. Образовавшиеся на внутрирегиональном рынке ниши в настоящее время  заполнены импортом промышленных товаров  из Китая, Южной Кореи и многих других стран.

Крайне  сложная ситуация сложилась в  сельском хозяйстве. За период спада (1990-1999 гг.) общий объем производства в  этом секторе экономики республики снизился на 46%.

Значительно сократилось производство большинства  видов сельскохозяйственной продукции. У многих сельских товаропроизводителей отсутствуют возможности для  приобретения техники, минеральных  удобрений, средств защиты растений, происходит быстрое выбытие основных фондов, особенно их активной части. Реорганизация  крупных сельскохозяйственных предприятий  на основе изменения отношений собственности  не обеспечила создание эффективных  форм хозяйствования, адекватных требованиям  рыночной среды.

.Значительно  ухудшилось за последние годы  финансовое положение республики. По мере спада производства  сокращались налоговые поступления,  упала платежная дисциплина, снизилась  финансовая поддержка Бурятии  из федеральных источников. Большое  число предприятий убыточно. Республика обременена значительным внутренним долгом, выплаты по которому существенно ограничивают финансовые рычаги государственного воздействия на социально-экономические процессы.

По важнейшим  параметрам уровня жизни и развития социальной сферы Республика Бурятия  значительно отстает от соответствующих  среднероссийских показателей.

Особую  актуальность для республики приобрели  проблемы охраны окружающей среды, порождаемые, в первую очередь, необходимостью сохранения уникальной экосистемы бассейна оз. Байкал. Эти проблемы за последнее десятилетие  обострились, поскольку в условиях экономического кризиса резко сократилось  финансирование природоохранных мероприятий  на всех уровнях управления хозяйственной  деятельностью. Существующие в республике сооружения водоочистки не обеспечивают очистку сточных вод до необходимых  уровней. В поверхностные водные объекты Бурятии ежегодно сбрасывается более 87% недостаточно очищенных и  загрязненных сточных вод. По степени  загрязненности атмосферы г. Улан-Удэ  занимает одно из лидирующих мест в  России.

Проводимые  в сельском хозяйстве реформы  привели к деградации сельскохозяйственных угодий, ухудшению качества почв, расширению площадей эродированных земель. Растут объемы промышленных, бытовых и других отходов. Увеличивается число лесных пожаров, возникающих, главным образом, по вине населения, снижаются возможности  их своевременного обнаружения и  тушения. Недостаточны охрана и учет особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Высоки ежегодные показатели чрезвычайных ситуаций природного характера.

С 1999 г. в республике наблюдается переход от депрессии к экономическому росту: увеличиваются объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, возрастают налоговые поступления, снижается бюджетный дефицит, повышаются реальные денежные доходы населения. Правительству республики удалось обеспечить своевременную выплату пенсий и сократить задолженность по выплатам заработной платы. Рост денежных доходов начал опережать уровень инфляции.

Значительный  шаг вперед сделан в области совершенствования  системы социального обслуживания населения. Внедрена система выплаты  ежемесячных пособий на детей  на основе адресно-заявительного подхода. Несмотря, однако, на возобновившийся  в республике экономический рост, она может столкнуться с реальной угрозой остаться в среднесрочной  перспективе в числе отстающих  регионов России.

Основными причинами, которые не позволяют  реализовать имеющийся в республике потенциал, являются: неэффективная  структура экономики; рост тарифов  в отраслях естественных монополий; низкое качество управления, технико-технологическая  отсталость и высокая степень  физического износа основных фондов; высокая затратность экономики, обусловленная, в том числе, необходимостью осуществления крупных расходов на охрану экосистемы оз. Байкал; наличие  большого числа нежизнеспособных предприятий; достижение критического возраста производственной инфраструктуры: дорог, электросетей, объектов ЖКХ; значительная доля теневого сектора экономики; высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое  отсутствие среднего класса при весомой  доле населения с доходами ниже прожиточного минимума; несоответствие между структурой спроса на рабочую силу и ее предложением.

Серьезным лимитирующим фактором развития республики выступает ее богатейшая сокровищница – озеро Байкал, ограничивающее возможности расширения производства на основе доминирующих сегодня экологически опасных технологий, поскольку для  защиты хрупкого экологического равновесия в Байкальском регионе, включающем в себя немалую часть территории Бурятии, требуются большие средства. В республике целым рядом специальных  нормативных правовых актов, последними из которых стали Федеральный закон "Об охране озера Байкал", установлен особый режим хозяйствования, накладывающий жесткие ограничения на ведение здесь любой хозяйственной деятельности, а также постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории".

В целях преодоления  кризиса, с которым столкнулась  республика в процессе перехода к  рынку и повышение уровня и  качества жизни населения обеспечения  глубокой структурной перестройки  и подъема экономики была разработана  и принята Федеральная программа  социально-экономического развития Республики Бурятия на 2010-2012 годы и на период до 2017 года.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Бурятия в 2010-2020 годах будут являться комплексное освоение месторождений  полезных ископаемых, заготовка и  переработка лесных ресурсов, развитие транспортно-логистического потенциала, туристско-рекреационной сферы, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

Решения поставленных в ФП СЭР РБ задач  намечалось достичь посредством  крупномасштабных инвестиций в основные сферы ее хозяйства, с помощью  которых планировалось обеспечить расширение производственных мощностей  в ключевых отраслях экономики региона; осуществить техническую реконструкцию  ведущих предприятий; организовать выпуск высокорентабельной продукции; значительно увеличить поступления  в бюджет финансовых ресурсов, необходимых  для последующего финансирования Программы  и ее продолжения.

Предполагалось, что реализация Программы приведет к качественному изменению облика экономики республики, перестройке  ее отраслевой структуры на базе опережающего развития производств, связанных с  глубокой переработкой местного промышленного  и сельскохозяйственного сырья, выпуском пользующейся спросом высококачественной продукции производственного и потребительского назначения.

При разработке ФП СЭР РБ предполагалось, что в  России в период реализации Программы  будет происходить преодоление  трансформационного кризиса и переход  экономики от спада к росту. Такой  переход предусматривался в основных программных документах Правительства  России.

Принято решение об объединении федеральных  региональных программ в крупные  федеральные программы развития экономических районов. В соответствии с этим, важнейшие проблемы Республики Бурятия, требующие федеральной  поддержки, будут решаться, в основном, в рамках обновляемой Федеральной  целевой программы "Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года".

Сложившийся в процессе проведения экономических  реформ рыночный механизм слабо ориентирован на снижение ресурсоемкости производства, поддержку инноваций, достижение высоких  значений показателей технического уровня и качества производимой продукции, повышение конкурентоспособности  товаров отечественного производства, рост производительности труда. Это  означает, что "провалы" рынка  должны быть компенсированы осуществляемыми  в рамках системы государственного программирования методами прямого  управления, направленными на поддержание  экономического развития, включая экологически ориентированную структурную перестройку  экономики на основе ее технологической  модернизации.

 

 

Глава 2. Общая характеристика социально-экономического

развития Республики Бурятия

 

2.1 Анализ социально-экономического развития Республики

Бурятия

 

Структура анализа

Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в  фактических ценах (конечное потребление  на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме  того, данные о конечном потреблении  следует корректировать с учетом региональных различий покупательной  способности доходов. Для этого  величину конечного потребления  на душу населения необходимо сопоставить  с величиной прожиточного минимума. [1]

 

 

 

Таблица 1. Основные социально-экономические  показатели.

 

2010

2011

2012

Численность населения (на конец года), тыс. человек

959,9

960,7

963,5

Естественный прирост, убыль (-) населения:

     

всего, человек

2658

3424

4263

на 1000 человек населения

2,8

3,5

4,4

Миграционный прирост, убыль (-) населения:

     

всего, человек

-2751

-2573

-1513

на 10 000 человек населения

-28

-27

-16

Среднегодовая численность  занятых в экономике, тыс. человек

398,2

413,2

397,5

Численность безработных, тыс. человек

59,1

56,5

64,2

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек

9,3

9,7

7,6

Численность населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума:

     

тыс. человек

239,6

196,6

182,0

в процентах от общей численности  населения

25,0

20,5

18,9

Среднедушевые денежные доходы населения  в месяц, руб.

8891,5

11298,5

13011,4

Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата работников организаций, руб.

11528,6

14417,0

15976,2

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.

3483,1

4281,2

5828,4

Расходы на конечное потребление, млн. руб.

104963,8

129135,5

Валовое накопление основного капитала, млн. руб.

20968,0

24683,6

Ввод в действие основных фондов, млн. руб.

16182

18106

18880

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ  и услуг собственными силами, по видам экономической деятельности, млн. руб.:

     

добыча полезных ископаемых

6640

12225

14661

обрабатывающие производства

23844

29314

31817

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

10746

11978

12768

Продукция сельского хозяйства, млн. руб.

10546,2

11745,6

12086,3

продукция растениеводства

3058,2

3425,8

3359,2

продукция животноводства

7488,0

8319,8

8727,1

Грузооборот транспорта, млн. т - км

37303,0

39407,2

39652,6

Пассажирооборот транспорта общего пользования,   млн. пассажиро - км

1577,9

1745,0

1724,9

Оборот розничной торговли, млн. руб.

54454,5

68253,8

75365,9

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

19457,2

23604,7

24230,2

Индекс потребительских цен  (декабрь  к декабрю предыдущего года), процентов 

109,2

112,6

108,0

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США

553,4

534,7

626,2

в том числе:

     

экспорт

366,9

339,9

498,4

импорт

186,5

194,8

127,8

Информация о работе Оценка уровня социально-экономического развития региона