Оценка уровня социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть анализ и уровень социально-экономического развития региона. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие уровня социально-экономического развития; рассмотреть основные проблемы социально-экономического развития региона; а также сделать оценку социально-экономического развития республики Бурятия.
Объектом исследования является республика Бурятия. Предмет исследования – социально-экономическое развитие республики Бурятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.1 Понятие и сущность анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.2 Подходы к оценке социально-экономического развития региона
1.3 Основные проблемы социально-экономического развития региона
Глава 2. Общая характеристика социально-экономического развития Республики Бурятия
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики Бурятия
2.2 Механизмы анализа социально-экономического развития региона
2.3 Показатели уровня социально-экономического развития Республики Бурятия
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.docx

— 59.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оценка  общей открытости экономики

Степень общей открытости экономики характеризуется  отношением объема товарообмена (межрегионального и внешнеэкономического) к произведенному ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам применяются  специальные коэффициенты, связывающие  вывоз, ввоз, производство и внутрирегиональное потребление.

Анализ комплексности хозяйства  региона

В процессе анализа необходимо дать комплексную оценку состояния и  использования природно-ресурсного потенциала региона, т.е. оценить соответствие специализации и уровня развития хозяйства ресурсному потенциалу региона.

 

Таблица 2. Основные показатели, характеризующие  воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные  ресурсы.

 

2010

2011

2012

Забор воды из природных водных источников для использования, млн. м3

611,1

699,6

546,9

Сброс загрязненных сточных вод, млн. м3

49,5

45,9

44,9

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный  воздух, тыс. т:

     

от стационарных источников

90,7

98,5

96,2

от автотранспорта

111,5

105,2

118,7

Нарушено земель в связи с несельскохозяйственной деятельностью, га

6547

6500

6500

Отработано нарушенных земель, га

794

18

203

Образовалось отходов производства и потребления, тыс.т

20134,7

18832,5

13781,6


 

Важно обратить внимание на реальные доходы населения, сбалансированность денежных доходов и расходов населения, решение продовольственной проблемы, увеличение объемов производства товаров  народного потребления, жилищное обеспечение, развитие производственной и социальной инфраструктуры, пути удовлетворения спроса на товары и услуги.

Кроме того, с целью выявления  диспропорций, тормозящих социально-экономическое  развитие региона, детально анализируется  степень комплексности его хозяйства.

Общим методическим подходом, используемым в анализе комплексности регионального  развития, является определение на основе балансовых расчетов дефицита или избытка (резервов) трудовых ресурсов, природных, производственных ресурсов относительно суммарной потребности  в них. При этом необходимо учитывать  степень территориальной «привязки» ресурсов и транспортабельности  продукции.

Анализ развития отраслей промышленности

Современное состояние развития и  размещения отраслей промышленности характеризуется  на основе изучения статистических материалов, анализа негативных явлений в  развитии и размещении промышленных производств, оценки технического уровня и экономической эффективности.

При анализе развития отраслей промышленности необходимо рассмотреть следующие  показатели:

• динамику производства продукции  в стоимостной оценке (в сопоставимых ценах) и в натуральном выражении;

• финансовое состояние предприятий  отрасли;

• использование трудового потенциала;

• капитальные вложения (в том  числе СМР) с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию  и расширение действующих предприятий, на новое строительство по источникам их формирования (централизованные, региональные, собственные и привлеченные средства и т.д.);

• обеспечение производства материально-сырьевыми  ресурсами;

• показатели, характеризующие воздействие  развития отрасли на окружающую среду, эффективность природоохранных  мероприятий;

• другие технико-экономические показатели, специфические для отдельных  отраслей промышленности.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим  разделам:

• анализ общего уровня развития региона;

• анализ/ оценка природно-ресурсного потенциала;

• анализ состояния окружающей среды  и причины ее загрязнения;

• анализ и оценка уровня социального  и экономического развития, включая  оценку демографических и миграционных процессов;

• проблему использования трудовых ресурсов, незанятости, расселения населения, уровня и качества жизни;

• оценку достигнутого уровня экономического развития региона;

• оценку экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических  связей;

• оценку финансового положения;

• анализ направлений развития малого бизнеса в регионе.

В процессе оценки ресурсных и демографических  предпосылок регионального развития рассматриваются:

• минерально-сырьевые, топливно-энергетические, земельные, водные, лесные, рекреационные  ресурсы, экологический потенциал  региона;

• структура  трудовых ресурсов;

• численность  населения в разрезе городской  и сельской местности;

• основные возрастные группы;

• средняя  продолжительность жизни;

• демографическая  нагрузка занятых в хозяйстве;

• сложившиеся  миграционные потоки;

• незанятость (безработица) населения;

• регулирование  процесса воспроизводства населения.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровня цен  на продукты питания и товары народного  потребления, структурой и фактическими объемами потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченностью населения жильем, объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения, дошкольными учреждениями, изменением других экономических и социальных факторов. При этом уровень жизни населения должен оцениваться путем сопоставления достигнутых показателей с региональными нормативами потребления материальных благ и услуг.

Затем проводится оценка финансового положения территории и направления проведения разгосударствления и приватизации с целью выявления  новых дополнительных источников финансирования на перспективу мероприятий и  правильного выбора стратегии социально-экономического развития региона.

 

2.2 Механизмы анализа социально-экономического развития

региона

Генеральная схема  пространственного развития Российской Федерации

Необходимым условием реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации  является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, основная задача которой – произвести функциональное зонирование территории Российской Федерации, в том числе:

обозначить  типы территорий и регионов с целью  формирования дифференцированной экономической, социальной и региональной политики в отношении них;

описать функциональное устройство и дать прогноз  социально-экономического развития основных геостратегических регионов страны;

сформировать  основные направления развития системы  расселения Российской Федерации;

обозначить  направления миграционных потоков  и создать условия для разработки механизмов управления миграционными  потоками;

осуществить территориальную синхронизацию  основных инфраструктурных стратегий (транспортной, энергетической).

На основе Генеральной схемы пространственного  развития Российской Федерации должно планироваться размещение объектов капитального строительства разного  уровня (в том числе объектов федеральных  энергетических систем, использования  атомной энергетики, обороны и  безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической  деятельности и других), развитие и  размещение зон различного назначения (природоохранных, с особыми условиями  использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством.

Разработка  Генеральной схемы пространственного  развития Российской Федерации должна проходить в тесной взаимосвязи  с подготовкой предусмотренных  Градостроительным Кодексом Российской Федерации документов территориального планирования всех уровней, включая  схемы территориального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных  планов поселений и городских  округов.

Правовая поддержка  социально-экономического развития регионов

Особое внимание следует уделить  принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную  региональную политику, отвечающую современным  условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации». В законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного развития с субъектами Российской Федерации и крупными муниципальными образованиями. В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.

При этом необходимо увязать принятие данных правовых нормативных актов  с решением других, связанных с  ними задач. Речь идет, прежде всего, о  дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую  и инновационную деятельность, ценовое  и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное  устройство.

Необходимо принятие федеральных  законов, обеспечивающих внедрение  принципов регионального программирования и планирования (определение статуса  стратегических документов, обеспечение  преемственности деятельности), повышение  эффективности и ответственности  региональной власти и управления в  вопросах успешного развития подведомственных территорий.

Насущной потребностью является также  определение единых подходов поддержки  регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного устройства России.

Успешная реализация задач регионального  развития тесно связана с тем, насколько полно в России решена проблема административно-территориального устройства. До сих пор в России так и не приняты федеральные законы, определяющие порядок формирования административных границ субъектов Российской Федерации и общие принципы административно-территориального устройства внутри регионов.

Также необходимо развитие нормативно-правовой базы, регулирующей механизм частно-государственного партнерства (законодательство о концессиях, о  предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, об участии  работодателей в составлении  учебных планов и программ учебных  заведений и т.д.).

Необходима  разработка и совершенствование  законодательства, направленного на улучшение демографической и  миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.

Федеральные целевые программы

Другим  инструментом регионального развития должны стать федеральные целевые  программы. Федеральные целевые  программы регионального развития должны быть двух видов: направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий). В отношении двух видов программ должны быть выработаны требования эффективности в соответствии с типологией регионов и спецификой решаемых задач. При этом необходимо обеспечить переход от поддержки конкретных регионов к решению системных проблем.

Информация о работе Оценка уровня социально-экономического развития региона