Паритет покупательной способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

В условиях стремительной глобализации мировой экономики особую актуальность приобретают исследования, посвященные сравнению потенциалов отдельных государств и различных регионов мира. Однако из-за того, что макроэкономические показатели первоначально исчисляются в национальной валюте, исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой перевода их значений в одинаковые денежные единицы.

Основным показателем экономического развития страны или региона является валовый внутренний продукт. Один из вариантов подсчета Валового мирового продукта основывается на использовании коэффициентов сравнения покупательной способности валют, определяемых отношением цен набора (корзины) одинаковых товаров разных стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Паритет покупательной способности.docx

— 33.03 Кб (Скачать файл)

 

  Сравнение ППС с валютным  обменным курсом позволяет получить  еще один показатель, важный в  международных сравнениях уровня  благосостояния населения, а именно - сопоставимый уровень цен. Различие  между ППС и обменным валютным  курсом применяется в качестве  критерия выявления более дешевых  (с низким национальным уровнем  цен) или более дорогих (с  высоким национальным уровнем  цен и соответственно высокими  значениями показателя) стран по  сравнению с другой страной.  Специалистами выявлена следующая  закономерность: более высоким значениям  ВВП на душу населения соответствуют  более высокие уровни цен. 

 

  2.3. Методы расчета ППС.

 

  Расчет  паритетов покупательной  способности валют представляет  собой достаточно сложный и  трудоемкий процесс, предполагающий  сбор и обработку большого  массива информации о ценах,  объемах произведенной и используемой  продукции по отдельным группам  товаров.  Методика расчета паритетов  покупательной способности такова:

 

  1. ВВП каждой страны разбивается   на ряд однородных товарных  групп (первичные группы) согласно  компонентам конечного использования  ВВП.

 

  2. В рамках каждой товарной  группы экспертным путем отбирается  некоторое число товаров-представителей, по которым производится регистрация  национальных цен, затем на  их основе рассчитываются индивидуальные  и групповые ППС.

 

  3. Групповые ППС агрегируются в сводный ППС (возможно разными методами), как правило, по средним взвешенным, где в качестве весов выступает доля расходов на элементы конечного использования.

 

  По  первичным товарным группам  рассчитывается частный ППС по формуле средней геометрической невзвешенной из индивидуальных соотношений цен:

 

  

 

  где:

 

   (A/B) - среднегрупповой индекс цен страны А к стране В;

 

   (A/B) - индивидуальный индекс  цен страны А к стране В;

 

  m - число товаров-представителей  в группе.

 

  Применение  формулы невзвешенного  индекса  объясняется отсутствием  надежной сопоставимой в международном  плане информации о весах индивидуальных  репрезентантов. Выбор формулы геометрического  индекса объясняется формально-аналитическими  соображениями (геометрический индекс  обеспечивает инвариантность, то  есть обратимость индексов).

 

  ППС на агрегированном уровне  можно получить с помощью агрегатных  индексов Пааше и Ласпейреса, используя исчисленные по приведенной формуле среднегрупповые ППС и веса товарных групп в национальной валюте.

 

  Пусть мы имеем: Pa, Qa, Pb, Qb - цены и количества товаров в странах A и B (обозначения отдельных товаров для простоты опущены),  Wa, Wb - стоимостные объемы товарных групп в странах A и B в национальных валютах.

Тогда ППС  по формуле Пааше имеет следующий вид:

 

   

ППС по формуле Ласпейреса имеет следующий вид:

 

  

 

  ППС по формуле Пааше корреспондируется с соответствующим индексом физического объема Ласпейреса и наоборот. Обычно имеются довольно значительные расхождения между численными значениями индексов Пааше и Ласпейреса. Как правило, индекс Ласпейреса больше индекса Пааше по числовой величине. Это объясняется тем, что относительные цены и количества между странами имеют тенденцию к отрицательной корреляции - так называемый эффект Гершенкрона: институциональные единицы в стране обычно покупают относительно больше продуктов и услуг, которые относительно более дешевы в стране по сравнению с другими странами.

 

  Учитывая  существование таких  значительных расхождений между  индексами  Пааше и Ласпейреса, в международных двусторонних или бинарных сопоставлениях в качестве официального результата применяется обычно индекс Фишера - среднегеометрическая величина из произведения двух вышеуказанных индексов.

Итак, индекс Фишера:

 

 

 

 

  Индекс  Фишера обеспечивает  инвариантность результатов   в двусторонних сопоставлениях  и  именно этим объясняется  его широкое  использование  в международных сопоставлениях.

Индекс Big Мaс.

 

    Одним из подходов, отчасти  использующим идею составления  эталонной корзины  по товарам,  присутствующим в потреблении  всех стран, является Big Mac индекс, публикуемый журналом The Economist. Хотя он сопоставляет не общие уровни цен, а уровни цен конкретного товара в различных странах, он намного более простой и измеряется на достаточно регулярной основе.

 

    Big Mac индекс обладает рядом существенных недостатков:

при расчете этого индекса используется всего один товар вместо корзины  товаров. Этот товар принадлежит  к продуктам питания, и поэтому  индекс не отражает структуру потребления  населения страны;

отсутствие близких товаров-заменителей  и монопольная власть производящей компании и ее агентов на производство и дистрибуцию товара.

 

    Оба фактора могут  приводить к  существенным  перманентным смещениям  величины  индексa Big Mac. Поэтому, данный индикатор можно использовать лишь как качественный ориентир, но не как прямую количественную оценку ППС. Соответственно, курс по Big Mac индексу - это не обменный курс по ППС.

 

    Big Mac индекс, рассчитываемый журналом The Economist несколько раз в течение года, по перечисленным причинам не вполне подходит для исследования динамики паритетов покупательной способности и анализа отклонения от паритета. Big Mac индекс характеризуется большой жесткостью цен, устанавливаемых в местной валюте, поэтому абсолютное значение курса, рассчитанное таким образом, долгое время остается неизменным, а динамика полностью определяется динамикой номинального обменного курса. Из приведенных в таблице данных на начало 2004г. видно, что курс рубля по индексу Big Mac оценивается в 15 рублей за американский доллар, что вдвое превышает значения (8-10 рублей за доллар), полученные в рамках программы международных сопоставлений:

 

Таблица 1. Данные за 2004г. Индекс Big Mac: Страна  Цена  Big Mac Номинальный

 

обменный  курс 1

 

USD = Пере(+)/Недо(?)

 

оценка  по отн. к

 

USD % Обменный  курс по паритету

В местной валюте В USD

Россия 40 1,4025 28,52 -47,0898 15,09

Австралия 3,2 2,4035 1,3314 -14,3758 1,14

Аргентина 3,85 1,3322 2,89 -49,827 1,45

Бразилия 4,5 1,5475 2,908 -41,5406 1,7

Великобритания 1,99 3,6494 1,8339* 37,539 0,75

Венгрия 492 2,3936 205,55 -9,5111 186

Гонконг 11,25 1,4437 7,7927 -45,5901 4,24

Евросоюз 2,75 3,4068 0,8072 27,6016 1,03

Индонезия 16,155 1,8936 8531,5 -28,5471 6,096

Канада 3,2 2,4082 1,3288 -8,9404 1,21

Китай 9,95 1,2007 8,2868 -54,7473 3,75

Малайзия 5,1 1,3437 3,7955 -49,4138 1,92

Мексика 22 1,9995 11,003 -24,566 8,3

Новая Зеландия 3,95 2,6038 1,517 -1,7798 1,49

Польша 6,3 1,6425 3,8356 -37,9497 2,38

Сингапур 3,3 1,9542 1,6887 -26,5707 1,24

США 2,65 2,65 1 ? ?

Таиланд 55 1,3958 39,403 -47,339 20,75

Тайвань 70,55 2,1135 33,38 -20,2516 26,62

Швейцария 6,35 5,0509 1,2572 90,9004 2,4

Швеция 30 4,0166 7,469 51,5598 11,32

юар 14,05 2,1014 6,6861 -20,7311 5,3

Южная Корея 3,211 2,7789 1155,5 4,8031 1,211

Япония 263 2,4628 106,79 -6,9201 99,4

 

 

 

 

 

  При расчете ППС в статистической  практике применяется принцип картофель есть картофель. Смысл данного принципа заключается в том, что идентичные товары, продаваемые на разных рынках (различных по формам собственности торговых предприятий, условиям торговли, территориальному размещению), при международных сопоставлениях рассматриваются как один и тот же продукт, а цены на него учитывают все особенности (условия) продаж. При окончательном расчете ППС осуществляется агрегирование результатов, полученных по основным компонентам ВВП. Для этого данные о расходах оцениваются на основе паритетов по основным компонентам в валюте страны измерителя. После оценки ППС эти индексы применяют для пересчета стоимостных показателей данной страны (ВВП, доходов и расходов домашних хозяйств) в валюты других стран. Оценка удельных показателей ВВП (в расчете на душу населения), а так же доходов домохозяйств в реальном выражении (в национальной валюте страны-измерителя) выполняется с целью проведения межстрановых сравнений уровня жизни населения.

 

 

Теория паритета покупательной  способности

 

Эта теория была впервые предложена шведским экономистом Густавом Касселем (1866-1945), хотя подобного рода идеи высказывал еще Д. Рикардо.

 

Закон спроса и предложения  утверждает, что товары, являющиеся объектом международной торговли, не могут продаваться на разных рынках по сильно различающимся ценам, ибо  такое положение активизировало бы деятельность спекулянтов, которая, в конечном итоге, привела бы к  выравниванию. Следовательно, в долгосрочном плане цены на товары, предназначенные  для международного обмена, исчисленные  в одной и той же валюте и  очищенные от налогов и тарифов, должны быть одинаковыми. Этот закон  получил название паритета покупательной  способности (ППС).

 

Согласно концепции ППС  в длительной перспективе реальный курс должен оставаться неизменным. Поэтому  номинальный валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это  необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен  в разных странах. Если инфляция в  данной стране превосходит темп роста  цен за границей, то, при прочих равных условиях, национальная валюта будет  иметь тенденцию к удешевлению.

 

Однако теория ППС не лишена недостатков. В частности, процесс  выравнивания цен в разных странах  затруднен тем, что не все товары и услуги вовлекаются в международную  торговлю. Выравниванию цен может  также препятствовать наличие внешнеторговых барьеров, ограничение конвертируемости национальной валюты, контроль над  движением капитала и т. п. Кроме  того, товары, являющиеся объектом международной  торговли, не всегда полностью взаимозаменяемы  для отдельных групп потребителей. Поэтому в действительности реальный валютный курс может колебаться, но его колебания будут небольшими или временными.

 

 

 

 

Литература

 

1. Абалкин Л.И. Денежная  масса, совокупный спрос и золотовалютные  резервы // Деньги и кредит. 2005. № 7. С. 6.

2. Артемов И.М. Валютные  рынки. Издательство «Профобразование». 2005. 96 с. 

3. Баринов Э. А. Валютные  рынки и валютные операции. М.: Анкил. 2006. 80 с.

4. Белинская Я. Валютный  курс // Экономист. 2006. №4. С. 75 80 с. 

5. Колпина Л., и др. Финансы  и кредит учебное пособие. Издательство: Минск, Книжный дом, Мисанта, 2005. 336 c.

6. Основные направления  денежно-кредитной политики РФ  на 2007 год. Мн., 2001. С.7, 24.

7. Панфилов В. Что султ либерализация валютного рынка? // Российский экономический журнал. 2001. № 56. С. 1213.

8. Смирнов Д.Е. Теоретическое  содержание и практические формы  реализации валютной политики. //Финансы,  денежное обращение и кредит: Науч. зап. Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, вып.16. Екатеринбург, 2004.

9. Терентьев И. Состояние  и перспективы внешней торговли  в России //Экономист, 2006. №4. 91 с. 

10. Холопов А. В. Валютный  курс и макроэкономическая политика. Издательство: Научно-техническое общество  имени академика С. И. Вавилова, 2003. 160 с. 

11. Эксперт №44 (538) / 27 ноября 2006 г.

 

 

Вывод

Важный вывод теории состоит  в том, что номинальный обменный курс зависит от изменений уровней  цен. Уровень цен в любой стране приводит спрос и предложение  количества денег в состояние  равновесия. Поскольку номинальный  обменный курс определяется уровнем  цен, он также зависит от спроса и  предложения денег. Когда Центральный  банк увеличивает предложение денег, что в свою очередь приводит к росту цен, он вызывает таким образом снижение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Другими словами, когда Центральный банк печатает дополнительное количество денег, они теряют в стоимости как в смысле количества товаров и услуг, которые можно на них приобрести, так и в смысле их обмена на валюты других государств.


Информация о работе Паритет покупательной способности