Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:15, контрольная работа
В условиях стремительной глобализации мировой экономики особую актуальность приобретают исследования, посвященные сравнению потенциалов отдельных государств и различных регионов мира. Однако из-за того, что макроэкономические показатели первоначально исчисляются в национальной валюте, исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой перевода их значений в одинаковые денежные единицы.
Основным показателем экономического развития страны или региона является валовый внутренний продукт. Один из вариантов подсчета Валового мирового продукта основывается на использовании коэффициентов сравнения покупательной способности валют, определяемых отношением цен набора (корзины) одинаковых товаров разных стран.
Сравнение ППС с валютным
обменным курсом позволяет
2.3. Методы расчета ППС.
Расчет паритетов покупательной
способности валют
1. ВВП каждой страны разбивается
2. В рамках каждой товарной
группы экспертным путем
3. Групповые ППС агрегируются в сводный ППС (возможно разными методами), как правило, по средним взвешенным, где в качестве весов выступает доля расходов на элементы конечного использования.
По первичным товарным группам рассчитывается частный ППС по формуле средней геометрической невзвешенной из индивидуальных соотношений цен:
где:
(A/B) - среднегрупповой индекс цен страны А к стране В;
(A/B) - индивидуальный индекс цен страны А к стране В;
m - число товаров-представителей в группе.
Применение формулы невзвешенного
индекса объясняется
ППС на агрегированном уровне
можно получить с помощью
Пусть мы имеем: Pa, Qa, Pb, Qb - цены и количества товаров в странах A и B (обозначения отдельных товаров для простоты опущены), Wa, Wb - стоимостные объемы товарных групп в странах A и B в национальных валютах.
Тогда ППС по формуле Пааше имеет следующий вид:
ППС по формуле Ласпейреса имеет следующий вид:
ППС по формуле Пааше корреспондируется с соответствующим индексом физического объема Ласпейреса и наоборот. Обычно имеются довольно значительные расхождения между численными значениями индексов Пааше и Ласпейреса. Как правило, индекс Ласпейреса больше индекса Пааше по числовой величине. Это объясняется тем, что относительные цены и количества между странами имеют тенденцию к отрицательной корреляции - так называемый эффект Гершенкрона: институциональные единицы в стране обычно покупают относительно больше продуктов и услуг, которые относительно более дешевы в стране по сравнению с другими странами.
Учитывая существование таких
значительных расхождений
Итак, индекс Фишера:
Индекс Фишера обеспечивает
инвариантность результатов
в двусторонних сопоставлениях
и именно этим объясняется
его широкое использование
в международных
Индекс Big Мaс.
Одним из подходов, отчасти
использующим идею составления
эталонной корзины по товарам,
Big Mac индекс обладает рядом существенных недостатков:
при расчете этого индекса
отсутствие близких товаров-
Оба фактора могут
приводить к существенным
перманентным смещениям
Big Mac индекс, рассчитываемый журналом The Economist несколько раз в течение года, по перечисленным причинам не вполне подходит для исследования динамики паритетов покупательной способности и анализа отклонения от паритета. Big Mac индекс характеризуется большой жесткостью цен, устанавливаемых в местной валюте, поэтому абсолютное значение курса, рассчитанное таким образом, долгое время остается неизменным, а динамика полностью определяется динамикой номинального обменного курса. Из приведенных в таблице данных на начало 2004г. видно, что курс рубля по индексу Big Mac оценивается в 15 рублей за американский доллар, что вдвое превышает значения (8-10 рублей за доллар), полученные в рамках программы международных сопоставлений:
Таблица 1. Данные за 2004г. Индекс Big Mac: Страна Цена Big Mac Номинальный
обменный курс 1
USD = Пере(+)/Недо(?)
оценка по отн. к
USD % Обменный курс по паритету
В местной валюте В USD
Россия 40 1,4025 28,52 -47,
Австралия 3,2 2,4035 1,3314 -
Аргентина 3,85 1,3322 2,89 -
Бразилия 4,5 1,5475 2,908 -41,
Великобритания 1,99 3,6494 1,
Венгрия 492 2,3936 205,55 -9,
Гонконг 11,25 1,4437 7,7927 -
Евросоюз 2,75 3,4068 0,8072
Индонезия 16,155 1,8936 8531,
Канада 3,2 2,4082 1,3288 -8,
Китай 9,95 1,2007 8,2868 -54,
Малайзия 5,1 1,3437 3,7955 -
Мексика 22 1,9995 11,003 -24,
Новая Зеландия 3,95 2,6038 1,517 -1,
Польша 6,3 1,6425 3,8356 -37,
Сингапур 3,3 1,9542 1,6887 -
США 2,65 2,65 1 ? ?
Таиланд 55 1,3958 39,403 -47,
Тайвань 70,55 2,1135 33,38 -
Швейцария 6,35 5,0509 1,2572
Швеция 30 4,0166 7,469 51,
юар 14,05 2,1014 6,6861 -20,
Южная Корея 3,211 2,7789 1155,5 4,
Япония 263 2,4628 106,79 -6,
При расчете ППС в
Теория паритета покупательной способности
Эта теория была впервые предложена шведским экономистом Густавом Касселем (1866-1945), хотя подобного рода идеи высказывал еще Д. Рикардо.
Закон спроса и предложения утверждает, что товары, являющиеся объектом международной торговли, не могут продаваться на разных рынках по сильно различающимся ценам, ибо такое положение активизировало бы деятельность спекулянтов, которая, в конечном итоге, привела бы к выравниванию. Следовательно, в долгосрочном плане цены на товары, предназначенные для международного обмена, исчисленные в одной и той же валюте и очищенные от налогов и тарифов, должны быть одинаковыми. Этот закон получил название паритета покупательной способности (ППС).
Согласно концепции ППС в длительной перспективе реальный курс должен оставаться неизменным. Поэтому номинальный валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах. Если инфляция в данной стране превосходит темп роста цен за границей, то, при прочих равных условиях, национальная валюта будет иметь тенденцию к удешевлению.
Однако теория ППС не лишена
недостатков. В частности, процесс
выравнивания цен в разных странах
затруднен тем, что не все товары
и услуги вовлекаются в международную
торговлю. Выравниванию цен может
также препятствовать наличие внешнеторговых
барьеров, ограничение конвертируемости
национальной валюты, контроль над
движением капитала и т. п. Кроме
того, товары, являющиеся объектом международной
торговли, не всегда полностью взаимозаменяемы
для отдельных групп
Литература
1. Абалкин Л.И. Денежная
масса, совокупный спрос и
2. Артемов И.М. Валютные
рынки. Издательство «
3. Баринов Э. А. Валютные рынки и валютные операции. М.: Анкил. 2006. 80 с.
4. Белинская Я. Валютный курс // Экономист. 2006. №4. С. 75 80 с.
5. Колпина Л., и др. Финансы
и кредит учебное пособие.
6. Основные направления денежно-кредитной политики РФ на 2007 год. Мн., 2001. С.7, 24.
7. Панфилов В. Что султ либерализация валютного рынка? // Российский экономический журнал. 2001. № 56. С. 1213.
8. Смирнов Д.Е. Теоретическое
содержание и практические
9. Терентьев И. Состояние
и перспективы внешней
10. Холопов А. В. Валютный
курс и макроэкономическая
11. Эксперт №44 (538) / 27 ноября 2006 г.
Вывод
Важный вывод теории состоит в том, что номинальный обменный курс зависит от изменений уровней цен. Уровень цен в любой стране приводит спрос и предложение количества денег в состояние равновесия. Поскольку номинальный обменный курс определяется уровнем цен, он также зависит от спроса и предложения денег. Когда Центральный банк увеличивает предложение денег, что в свою очередь приводит к росту цен, он вызывает таким образом снижение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Другими словами, когда Центральный банк печатает дополнительное количество денег, они теряют в стоимости как в смысле количества товаров и услуг, которые можно на них приобрести, так и в смысле их обмена на валюты других государств.