Перспективы развития дистанционного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Содержание

Введение ……………………………………………………………...........3
1. Информационно-коммуникационные технологии в сфере образования...5
1.1. Информатизация образования………………………………………………5
1.2.Основы планирования потребностей в информационных средствах
и услугах……………………………………………………………………..11
2. Перспективы развития дистанционного образования……………………20
Заключение ……………………………………………………………….24
Литература………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.2.  Основы планирования потребностей в информационных средствах и услугах

 

Тенденцией современного этапа информатизации образования  является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ). В данном случае интеграция подразумевает как физическое объединение различных средств ИКТ, имеющих содержательное наполнение, в одно издание, так и подход, согласно которого различные средства информатизации рассматриваются в качестве образовательного электронного издания, а сам этот термин носит собирательный характер. 

Определение понятия образовательного электронного издания производится опосредовано через более общее понятие электронного издания. В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств. 

ОЭИ существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании ОЭИ в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации.

Если традиционная наглядность  обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий. 

ОЭИ отличаются большим разнообразием. Для того, чтобы ОЭИ аффективно использовались в образовательном  процессе, авторы должны описать, охарактеризовать разработанное ОЭИ в соответствии с рядом параметров. 

Различные виды образовательных электронных  изданий и материалы, необходимые  для их разработки, могут быть объединены в четыре основных группы, исходя из уровня их дидактического потенциала. 

Первая группа включает издания  декларативного типа – печатные материалы и их электронные копии, аудио- и видеокассеты. Печатные издания обычно содержат теоретические материалы по теме в виде учебного текста и графических иллюстраций к нему, рекомендации для учителей и школьников, сборники задач. На аудио- и видеокассетах размещают записи нового материала, излагаемого школьникам на занятиях.

Дидактическое предназначение этих изданий  – первоначальное знакомство с учебным  материалом и его восприятие. Как  правило, издания первой группы носят  характер исходного материала, из которого впоследствии разрабатываются полноценные ОЭИ. 

Вторая группа образовательных  электронных изданий и ресурсов также относится к средствам  декларативного типа. Ко второй группе могут быть отнесены электронные  учебники, виртуальные учебные кабинеты и тестовые компьютерные системы, основные дидактические функции которых – осмысление, закрепление и контроль знаний. 

В третью группу образовательных электронных  изданий и ресурсов могут входить  виртуальные тренажеры, виртуальные  учебные лаборатории, лаборатории удаленного доступа и другие подобные им компьютерные системы. Отличительными особенностями таких систем являются использование в их работе математических моделей изучаемых объектов или процессов и специализированный интерфейс, поддерживающий учащихся при решении учебных задач в режиме управляемого исследования. Основное дидактическое предназначение ОЭИ третьей группы заключается в формировании и развитии неартикулируемой части знаний, умений и навыков, исследовании свойств изучаемых объектов или процессов. 

Четвертую группу ОЭИ составляют компьютерные системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги  в виде пакетов прикладных программ. Они могут использоваться учащимися  для решения различных задач  по изучаемой теме, в ходе учебного проектирования. При использовании ОЭИ данной группы процесс учебной работы проходит в режиме свободного исследования и близок по своему характеру к профессиональной деятельности специалиста. В таком же режиме производятся эксперименты на удаленных уникальных стендах при исследовательской работе обучаемых.

Все образовательные электронные  издания и ресурсы должны быть качественными. Как и сами издания  и ресурсы, требования к ним можно классифицировать согласно нескольким различным критериям. В частности, все требования можно разделить на две основные группы: требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем, без исключения, образовательным электронным изданиям и специфические требования, предъявляемые к средствам информатизации определённого уровня образования. 

Прежде всего, образовательные  электронные издания и ресурсы  должны отвечать стандартным дидактическим  требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Кроме традиционных дидактических требований к средствам информатизации обучения предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании образовательных электронных изданий и ресурсов. 

Требование адаптивности подразумевает  приспособляемость образовательных  электронных изданий и ресурсов к индивидуальным возможностям обучаемого означает приспособление, адаптацию  процесса обучения с использованием ОЭИ к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. При создании и использовании электронных изданий и ресурсов целесообразно различать три уровня адаптации ОЭИ.

Первым уровнем адаптации считается возможность выбора обучаемым наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы ОЭИ стремятся разработать как можно больше вариантов его использования для как можно большего контингента возможных обучаемых. 

Требование интерактивности  обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие обучающегося с образовательными электронными изданиями или ресурсами. Средства ОЭИ должны обеспечивать диалог и обратную связь.

Важной составной частью организации диалога является обязательная адекватная реакция образовательных  электронных изданий и ресурсов на действие потребителя. Средства обратной связи осуществляют контроль и корректируют действия обучающихся, дают рекомендации по дальнейшей работе, осуществляют постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы средства обратной связи выдают результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний. 

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с образовательными электронными изданиями и ресурсами отвечает потребностям системы образования  к формированию у обучаемого стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.). 

Требование системности  и структурно-функциональной связанности  представления учебного материала  в образовательных электронных  изданиях и ресурсах.  Требование обеспечения формируемости и уникальности заданий в контрольно-измерительных образовательных электронных изданиях и ресурсах предполагает, что задания, предъявляемые обучаемому, не должны полностью существовать до начала измерений или контроля и должны формироваться случайным образом в момент работы обучаемого с ОЭИ. При этом задания, получаемые разными обучаемыми, должны быть различными, что отвечает потребностям образования в обеспечении объективности и адекватности педагогических измерений. 

Требование обеспечения  полноты (целостности) и непрерывности  дидактического цикла обучения с  использованием образовательных электронных изданий и ресурсов означает, что ОЭИ должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и телекоммуникационной техникой. 

Средства информатизации обучения должны создаваться с учетом системы знаний обучаемого и его знания языка. Изложение учебного материала должно быть понятно конкретному возрастному контингенту школьников, но не должно быть слишком простым, поскольку это может привести к снижению внимания. 

Основные эргономические и связанные с ними требования, которые строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к  обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам  работы образовательных электронных изданий и ресурсов. 

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения  гуманного отношения к обучаемому в процессе информатизации учебного процесса, означающее:

•  организацию в  образовательном электронном издании  или ресурсе дружественного интерфейса, 

•  обеспечение возможности  использования обучаемым необходимых  справок, подсказок и методических указаний, 

•  обеспечение возможности  выбора последовательности и темпа  работы. 

Соблюдение вышеуказанных  требований позволит избежать отрицательного воздействия применяемых образовательных электронных изданий и ресурсов на психику обучаемого, создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ОЭИ. 

Требования здоровьесберегающего характера, предъявляемые к разработке и использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, соответствуют гигиеническим требованиям, санитарным нормам и правилам работы с компьютерной техникой. Соответствие образовательных электронных изданий и ресурсов возрастным особенностям обучаемых и санитарным нормам работы с компьютерной техникой являются одним из основных условий эффективности информатизации учебного процесса. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию обучаемыми части информации или к ухудшению их здоровья. 

С эргономическими тесно  связаны эстетические требования, которые  устанавливают соответствие эстетического  оформления функциональному назначению образовательных электронных изданий  и ресурсов, упорядоченность и  выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению средства ИКТ. 

Эстетические требования к образовательным электронным  изданиям и ресурсам носят характер рекомендаций по созданию средств информатизации образования. Вместе с тем, нельзя не отметить необходимость придерживаться одних и тех же «эстетических» позиций при создании средств ИКТ. 

Особым требованиям  качества должны удовлетворять и  содержательные материалы, сопровождающие средства информатизации. К числу таких материалов, в первую очередь, необходимо отнести сопроводительную техническую и методическую документацию. 

С учётом всего изложенного  выше каждое образовательное учреждение выявляет потребности участников образовательного процесса в тех или иных ОЭИ, осуществляет планирование деятельности соответствующих структурных подразделений по разработке (использованию имеющихся), экспертизе качества и внедрению в образовательный процесс готовых ОЭИ. 

Универсальная единая для  всех образовательных электронных изданий и ресурсов система экспертизы качества должна удовлетворять следующим основным требованиям:

•  организация работ  должна осуществляться на основе системного подхода; 

• в качестве экспертов должны привлекаться специалисты разного профиля, в совокупности, обеспечивающие всесторонний анализ ОЭИ; 

•  труд и опыт экспертов  высшей квалификации (ведущих специалистов в своей области) необходимо использовать только для принятия глобальных решений; 

•  работа по экспертизе образовательных электронных изданий и ресурсов должна быть разделена на основную и подготовительную; подготовительную работу могут осуществлять специалисты более низкой квалификации; 

•  вследствие возможного изменения и совершенствования  ОЭИ, уже прошедшего экспертизу, в  процессе эксплуатации в системе образования, процедура экспертной оценки качества должна периодически повторяться в полном объеме.

Требования к организации  комплексной экспертизы предполагают подход, включающий экспертизу технико-технологических, психолого-педагогических и дизайн-эргономических аспектов создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов.

Конструирование учебного занятия с использованием компьютерных технологий требует соблюдения основных дидактических принципов. Так как  успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека – его внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д., то для лучшего усвоения учебной информации преподаватели основной акцент делают на визуальных каналах, используя наглядные статические и динамические средства обучения. 

Информация о работе Перспективы развития дистанционного образования