Перспективы развития дистанционного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Содержание

Введение ……………………………………………………………...........3
1. Информационно-коммуникационные технологии в сфере образования...5
1.1. Информатизация образования………………………………………………5
1.2.Основы планирования потребностей в информационных средствах
и услугах……………………………………………………………………..11
2. Перспективы развития дистанционного образования……………………20
Заключение ……………………………………………………………….24
Литература………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Технология визуализации направлена на более полное и активное использование природных возможностей студентов за счет интеллектуальной доступности подачи учебного материала. Сочетание визуального образа, текста, устного пояснения преподавателя подводит студента к стереоскопичности восприятия, которая многократно усиливается при использовании возможностей компьютера. Полисенсорное восприятие учебной информации не просто позволяет каждому студенту обучаться в наиболее благоприятной, органичной для него системе, но главным образом стимулирует развитие второстепенной для данного студента репрезентативной системы восприятия (1). 

Одним из наиболее простых  и доступных актуальных направлений  внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентационные технологии.  

Электронные презентации  в отличие от электронных учебников  предназначены, как правило, для  решения локальных педагогических задач. Они позволяют значительно повысить информативность и эффективность аудиторного занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия (принцип модальности). Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами (1) 

Презентация (от лат. praesento – передаю, вручаю или англ. present – представлять) – два значения – широкое и узкое. В широком смысле слова презентация – это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации – это электронные документы особого рода. В свою очередь, в понятии учебной презентации раскрывают следующие элементы: лекционные занятия, диагностика, практические занятия. 

Лекционное занятие  – ограниченное по времени эмоциональное изложение преимущественно нового предельно систематизированного и структурированного учебного материала, как правило, теоретического характера.  Проверка и оценка – составная часть процесса обучения, осуществляются путем систематического контроля за учебной деятельностью учащихся на уроках и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой. 

Практические занятия  – применяются при изучении дисциплин  естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перспективы развития дистанционного образования

 

Технологии обучения в настоящее время переживают революционные изменения. Необходимость  разработки и применения высокотехничных систем обучения продиктована высоким уровнем технологий в передовых областях производства. Человек понимается сегодня как самообучающийся субъект, который активно и сознательно использует информационные технологии в строительстве своих знаний и навыков. В современных информационных системах применяются различные средства передачи информации: радио, двусторонняя спутниковая связь, видеоконференции с использованием синхронной компьютерной связи, виртуальная среда, голографические изображения и др.

Все большее значение приобретает дистанционное обучение. Это новая форма организации образования, основанная на использовании персональных компьютеров, электронных учебников, функционального программного обеспечения и средств коммуникаций, представляющих новую технологию обучения. Учебный процесс – приобретение знаний – в основном проходит в режиме самостоятельной работы слушателя. Большая часть операций по организации учебного процесса проводится в автоматизированном режиме, который базируется на современных средствах телекоммуникаций.

Дистанционное обучение включает в себя различные компоненты и методические приемы, которые делают его максимально доступным при  обучении без отрыва от работы.

По мнению специалистов, дистанционное образование имеет  ряд бесспорных достоинств, например:

•        выбор удобного времени и места для занятий;  

•     возможность получения образования по избранной профессии, если в  данной местности  нет такой возможности;  

•   возможность быстрого внесения корректив в процесс обучения и в  учебные пособия.  

Дистанционное образование  – это наиболее быстрый и эффективный путь к повышению интеллектуального потенциала общества, к ускорению процесса перехода России к информационному обществу. Важным достоинством ОДО является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучаемого, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения. Например, как утверждают психологи, принятый в традиционных системах образования жестко регламентированный график учебного процесса в лучшем случае удовлетворяет только 15-30% обучаемых, а для других он либо слишком напряжен, либо недостаточно интенсивен. Результатом является неэффективное использование интеллектуальных ресурсов и учителя, и учеников. В ДО на базе ИКТ нет жесткого календарного плана учебного процесса, студент может его реализовывать, адаптируясь к своим способностям и возможностям. Это повышает качество обучения и дает дополнительный эмоциональный и интеллектуальный стимул для образования.

Немаловажным преимуществом  дистанционного обучения является его  большая эффективность — согласно данным Cedar Group, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда — все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики — если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов, в том числе ректор Академии «АйТи» Игорь Морозов, обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только «при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала».

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, как считает Владимир Тихомиров (председатель Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науки Государственной Думы Российской Федерации), электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».

Одно из направлений  перспектив развития дистанционного обучения это то, что возможно асинхронное обучение, т.е. студент, получает и накапливает знания, умения, а учебное заведение контролирует этот процесс, и синхронное обучение, т.е. в основном студенты взаимодействуют с тьютором и информационной базой.

Перспективы развития дистанционного образования содержаться в расширении объема образовательных услуг. Используя, дистанционное обучение, возможно повысить квалификацию населения, осуществить переподготовку кадров, для тех кто не может получить образование по традиционной форме обучения: очной или заочной.

Развитие дистанционного обучения позволяет создать дополнительные рабочие места для кадров, т.е. преподавателей и сотрудников, которые  будут контролировать и организовывать процесс обучения – это также  перспективы развития дистанционного образования.

Получая образование  дистанционно, население сокращает  затраты на обучение, а материальная сторона населения это один из ключевых моментов при получении  образования.

Перспективы развития дистанционного образования отмечаются и при  оценке качества обучения. Используя современные средства обучения, компьютерные программы, информационные технологии, интернет, дистанционные формы, возможно, повысить качество образования, так как студент имеет больше возможностей доступа к учебному и дополнительному материалу, имеет более быстрый способ передачи информации и взаимодействия с преподавателями и организаторами учебного процесса.

Продолжая рассказывать о перспективах дистанционного образования, отметим, что дистанционное обучение компенсирует дефицит профессорско-преподавательского состава. Благодаря этой форме обучения студентам доступны знания от ведущих специалистов, обучение в различных престижных вузах нашей страны и за границей.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех»  и «образование через всю жизнь».

Дистанционное обучение расширяет возможности для получения  качественного профессионального  образования.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современное общество диктует  свои правила, оно требует, чтобы  образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему образования информатизация должна была войти первой. Но в силу ряда причин (главной из которых является недостаточное финансирование образовательных учреждений) использование ИКТ в процессе образования в периферийных частях Российской Федерации только начало распространяться. Отсюда вытекает ещё одна проблема – большинство учителей в наших школах были воспитаны не в такой насыщенной информацией среде, как сейчас. Не все умеют и считают нужным пользоваться какими бы то ни было нововведениями. Между тем как современный школьник уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни. Отказываясь от использования средств ИКТ на уроках педагог теряет возможность точной регистрации фактов, хранения  и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных. Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний.

 

 Литература

 

  1. Вознюк Е.В.Структурная модель учебной презентации [Электронный ресурс] // Образование и общество: научный, информационно- аналитический журнал. – Режим доступа: http://education.rekom.ru/3_2007/43.html.
  2. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.
  4. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. / Под общ. ред. Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2000.
  6. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ.ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.
  7. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.
  8. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. - 68 с.
  9. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm
  10. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.



Информация о работе Перспективы развития дистанционного образования