Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является совершенствование системы регулирования рационального природопользования в Российской федерации. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы природопользования.
Проанализировать принципы и методы регулирования природопользования.
Выявить проблемы регулирования рационального природопользования, а также недостатки в экологическом законодательстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рационального природопользования 5
1.1 Природопользование: определение и классификация 5
1.2 Принципы и методы регулирования природопользования 8
Глава 2. Государственное регулирование рационального природопользования в Российской Федерации 14
2.1 Органы, осуществляющие регулирование природопользования 14
2.2 Правовое обеспечение в области регулирования природопользования 18
Глава 3. Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации 22
3.1 Проблемы природопользования в России 22
3.2 Меры совершенствования регулирования рационального природопользования в России 30
Заключение 34
Список используемых источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

• Дисциплинарную ответственность за экологические проступки несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Предусмотрена в Трудовом кодексе РФ [16].

Российская Федерация является также участницей следующих международных соглашений:

  1. Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (c 1974 года);
  2. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) (с 1976 года);
  3. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года);
  4. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (c 1979 года);
  5. Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с 1986 и 1988 года, соответственно);
  6. Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года);
  7. Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов (c 1994 года);
  8. Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года);
  9. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997 года);
  10. Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год);
  11. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c 2003 года);
  12. Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля 2005 года;
  13. Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (c 2011 года);
  14. Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).

Кроме этого, Российская Федерация - участница Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), ‎Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и ряда других морских конвенций.

Российская  Федерация — наблюдатель в:

  1. Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 года;
  2. Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 года.

Глава 3. Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации

3.1 Проблемы природопользования в России

 

Согласно данным "Гринпис России", в результате деятельности российской нефтяной промышленности на землю ежегодно попадает свыше 30 миллионов баррелей нефти, происходит более 10 тысяч нефтяных разливов в год. Каждые 18 месяцев более 4 миллионов баррелей нефти попадают в Северный Ледовитый океан, приобретая масштаб общечеловеческой проблемы. Причины таких аварий — ветхое состояние трубопроводов, на устранение которых компании тратят крайне мало денег [20].

Также к причинам нефтяных аварий можно отнести низкие штрафы, предусмотренные российским законодательством.

Часто нефтяные компании даже не сообщают о случившихся  прорывах, поэтому реальные цифры  нефтяных утечек намного выше. Нефтяные компании за год отчитываются о не более чем 10-20 тысяч тонн нефти, которая разлилась и попала в окружающую среду, то есть о 20-30 авариях в год (рисунок 2.1). Стоит также отметить недоступность информации, связанной с разливами нефтепродуктов и порывами нефтепроводов. Так, в открытых источниках нет ни данных о порывах нефтепроводов в разрезе компаний, ни данных об объемах разлитой нефти [13].

 

Рисунок 2.1 - Динамика количества прорывов трубопроводов и объемы добычи нефти в России

 

Нефть, постоянно  просачивающаяся через ржавые трубопроводы и старые скважины, загрязняет почву, убивает все растущие на ней растения, разрушает среду обитания для млекопитающих и птиц, приводит к возникновению раковых заболеваний у человека.

Учет лесного  фонда в России проводится каждые 5 лет. Согласно ему, около 1,5 миллиардов гектаров в нашей стране относится к лесным территориям, в которые входят настоящие леса, болота и пески, сенокосы и каменистые россыпи, а также другие угодья. Незаконная вырубка леса наносит огромный ущерб не только экономике страны, но и вредит экологии. На сегодняшний день незаконная вырубка составляет 1,2 млн. кубометра в год, что составляет почти 1,5% от общего объема заготовок. Ежегодный ущерб от незаконной вырубки леса превышает 10 млрд. рублей. Такие данные привел министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской [21],[22].

Согласно официальному выступлению первого заместителя  председателя Правительства РФ В.А.Зубкова, ежегодный объем незаконных рубок  в России составляет около 1,3 млн. кубометров (что составляет менее 1% от общего объема заготовки древесины). При этом большинство независимых экспертов оценивает долю древесины, заготавливаемой в Российской Федерации незаконно, в 15-25%, отмечая при этом, что в последнее время объемы незаконных рубок быстро растут. Такое расхождение данных не может быть результатом незнания, поскольку руководство Рослесхоза в совсем недавнем прошлом оценивало объемы незаконных рубок в 15-30 миллионов кубометров в год [13].

В 2006 году в России был принят Лесной кодекс. Документ получил немало критики не только от работников лесного хозяйства и экологов, но даже от лесопромышленников и чиновников многих субъектов Российской Федерации. Новый лесной закон создал условия для захвата лесных земель под застройку, открыл возможность вести строительство в национальных парках, ликвидировал лесную охрану — службу лесников, охранявших лес от пожаров и незаконных рубок. Количество людей, занятых в лесохозяйственных организациях, за 3,5 года сократилось в 4 раза. Беспризорность наших лесов, отсутствие надежной государственной лесной охраны стали главной причиной пожарной катастрофы 2010 года (рисунок 2.2). Обнаруживать начинающиеся лесные пожары и тушить их на самых ранних стадиях оказалось просто некому [13].

Рисунок 2.2 - Динамика числа лесных пожаров и их площади в России

 

К проблемам  лесного хозяйства России также  можно отнести следующие последствия  введения нового Лесного кодекса:

Деятельность  лесохозяйственных организаций  на 80-90% обеспечивалась за счет доходов  от собственной хозяйственной деятельности, теперь же они практически лишены такой возможности и целиком зависят от бюджетных средств.

В России появился целый ряд категорий лесов  и защитных лесных насаждений, на которые  в явном виде не распространяется действие лесного законодательства, за сохранность которых никто не отвечает и которые фактически являются бесхозными и беспризорными.

Следующая проблема - загрязнение поверхностных вод, то есть:

1) Сбрасывание  у водоема неочищенных или  недостаточно очищенных сточных  вод промышленных предприятий, коммунальным и сельским хозяйствам;

2) Остатки удобрений  и ядохимикаты, которые смываются  талыми и дождевыми водами.

Ежегодно в  реки и водоемы России сбрасываются 17 кубических километров неочищенных  сточных вод. Вместе с ними, по оценкам  Росприроднадзора, в воду попадает более 12 миллионов тонн загрязняющих веществ (рисунок 2.3).

         Основную долю загрязнений составляют  отходы предприятий металлургической, нефтяной, целлюлозно-бумажной промышленности  и ЖКХ. Основными загрязнителями  являются соли тяжелых металлов, азот аммонийный, нитритный, нитратный, фосфаты и нефтепродукты.

Рисунок 2.3 - Динамика количества случаев экстремально высокого и высокого загрязнения поверхностных вод России

 

Не менее  демонстративны некоторые показатели загрязнения воздуха в городах. При этом данные о выбросах и сбросах конкретного предприятия в соответствии с введенным с 2006 году законом о государственном статистическом учете являются конфиденциальными и не предоставляются даже живущим рядом людям (в том числе через суд).

Количество  городов, в которых среднегодовая  концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ больше 1 ПДК (предельно  допустимой концентрации), за последние 10-15 лет не уменьшилось (рисунок 2.4). В 2010 году таких городов было 207. Стоит подчеркнуть, что ПДК устанавливается именно исходя из того, что его превышение недопустимо и (потенциально) может нанести вред здоровью.

Рисунок 2.4 - Динамика количества городов России, где среднегодовые концентрации одного или нескольких веществ превышали 1 пдк

 

Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.

Ежегодно в  России образуется порядка 35-40 млн. тонн ТБО или порядка 200 млн.м. куб., что составляет около 10 % от всех ежегодно образующихся отходов (рисунок 2.5). Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4-5% указанного объема вовлекаются в переработку.

 

Рисунок 2.5 - Динамика образования отходов производства и потребления в России, млн.тонн

 

В настоящее  время предприятий по переработке  отходов насчитывается порядка 243 единиц, мусоросжигающих заводов порядка 40.

В большинстве  случаев производителю не выгодно  сдавать на переработку образующиеся  отходы, так как плата за их размещение ниже, чем плата за услуги по сбору, транспортировке и переработке  ряда  отходов. Более того, потенциальному потребителю вторичных материальных ресурсов нет выгоды использовать их из-за мизерности льгот и получаемой прибыли. А вместе с этим вовлечение отходов в оборот позволит не только уменьшить количество свалок, но и может снизить антропогенную нагрузку на иные компоненты окружающей среды.

Кроме того, недостаточность  и несовершенство законодательной  и нормативной правовой базы в  сфере обращения с отходами производства и потребления; отсутствие достаточных  экономических стимулов для сбора  и переработки значительной массы отходов; недостаточное участие малого и среднего бизнеса в сфере деятельности по сбору и переработке вторичных ресурсов.

В последнее  время выросло число экологических  активистов, а также общественных организаций, выступающих в защиту окружающей среды. Однако отсутствие законодательной базы в этой сфере создает препятствия для осуществления их деятельности. Часто экологические активисты в борьбе за свои права сами становятся правонарушителями.

Также важной проблемой  является отсутствие реального учета  мнения общественности на ранних стадиях разработки проекта, в результате чего возникает социальное напряжение в обществе. Так, в Перми уже было опубликовало техническое задание на разработку проектной документации для строительства нового зоопарка в Черняевском лесу, в то время как большинство жителей города и ученые против этого строительства, так как, по их мнению, колоссальный вред будет нанесен как самому лесопарку, так и животным из зоосада. Данный вопрос регулируется Положением о государственной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007г), устанавливающим перечень объектов госэкспертизы, для которых выполняется процедура ОВОС, и обязывающий проводить общественные слушания в рамках процедуры ОВОС для данных объектов.

Обеспечение рационального природопользования невозможно без проведения реального контроля за соблюдением экологического законодательства, в том числе общественного. Однако в России нет соответствующей законодательной базы для осуществления общественного контроля за состоянием окружающей среды.

В Российской Федерации  с 1992 по 2000 год существовал независимый  и обладающий всеми необходимым  полномочиями федеральный орган, осуществляющий государственный контроль в сфере  окружающей среды - Госкомприроды СССР и РСФСР. Госкомприроды оказался «пятым колесом» в государственной машине. По статусу и формальной бюрократической иерархии он не был выше подконтрольных ведомств, его положение в ряду других министерств не позволяло функционировать комитету как зонтичной организации. С самого начала Госкомприроды оказался не только административно, но и в финансовом плане «на вторых ролях».

В 2000 году Указом Президента Российской Федерации Госкомэкология России был ликвидирован, а его  функции были переданы в Министерство природных ресурсов, а позже и другим органам. Это привело к ослаблению эффективности деятельности по государственному экологическому контролю и государственной экологической экспертизе. Кроме того, в России не существует института оценки предполагаемой хозяйственной деятельности с точки зрения ее экологической безопасности.

Информация о работе Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации