Перспективы финансовой политики России на будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.
Как видим, данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.
Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает - особенности современной финансовой политики в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1 Понятие и сущность финансовой политики
1.2 Правовые основы финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики государства на современном этапе
2.1 Налоговая политика
2.2 Бюджетная политика
2.3 Денежно-кредитная политика
Глава 3. Перспективы финансовой политики России на будущее
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_3_moyo.docx

— 51.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства

1.1 Понятие и сущность финансовой политики

1.2 Правовые основы финансовой политики

Глава 2. Анализ финансовой политики государства на современном этапе

2.1 Налоговая политика

2.2 Бюджетная политика

2.3 Денежно-кредитная политика

Глава 3. Перспективы финансовой политики России на будущее

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики, составной частью которой  является финансовая политика. Мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.

Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.

Как видим, данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.

Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает - особенности современной финансовой политики в РФ.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:

  1. Изучение литературы и нормативно-правовых актов по выбранной теме
  2. Рассмотрение финансовой политики России;
  3. Охарактеризовать основные направления финансовой политики;
  4. Сделать соответствующие выводы и предложения по дальнейшему развитию финансовой политики России.

Методы исследования данной курсовой работы:

1) изучение литературы и нормативно-правовых  актов;

2) анализ развития финансовой  политики Российской Федерации;

3) выявление перспектив развития  финансовой политики РФ

В первой главе последует рассмотрение экономического содержания финансовой политике и её направления, во второй главе - подробное рассмотрение направлений  финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  финансовой политики государства и  её направления

1.1 Понятие и сущность финансовой  политики

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих  функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения  в жизнь обеспечиваются условия  выполнения задач, стоящих перед  обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические  интересы.

Финансы (от лат. Financia - наличность, доход) - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие  звенья:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Единство трех основных звеньев  определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем  не реалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования  финансов без подкрепления их практическими  действиями государства.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная  часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

Финансовый механизм - система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

Элементами финансового механизма  являются:

1) формы финансовых ресурсов;

2) методы их формирования;

3) система законодательных норм  и нормативов, которые используются  при определении доходов и  расходов государства; ·

4) организации бюджетной системы,  финансов предприятий и рынка  ценных бумаг.

Целями финансовой политики могут  являться:

1) политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

2) экономические цели, т.е. достижение  целей в области экономики  на различном уровне

3) социальные цели, т.е. достижения  целей в сфере общественных  отношений (общественные классы  и слои населения, социальные  блага, распределение социальных  благ).

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и  стимулов может быть реализована  на различном уровне:

· мировом

· региональном

· национальном

· на уровне отдельных регионов внутри страны

· на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

· отдельного предпринимателя

· на уровне отдельного домохозяйства

1.2 Правовые основы финансовой  политики

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства  выступают:

  1. бюджетная политика
  2. налоговая политика
  3. таможенная политика
  4. денежно-кредитная политика
  5. инвестиционная политика

Фискальная (налогово-бюджемтная) политика (англ. Fiscal policy) -- правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.

Фискальная политика связана с  денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения  и объемов государственных расходов. Изменения в налогово-бюджетной  политике могут привести к таким  изменениям, как перераспределение  доходов и ресурсов, изменение  уровня экономической активности. Фискальная политика - это финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и части непроизводственной сферы.

Налоговая политика - часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых системы и контролю ее эффективности.

Различают следующие виды налоговой  политики:

1) политика максимальных налогов;

2) политика экономического развития;

3) политика разумных налогов.

Налоговая политика проявляется в  установлении налоговых платежей и  предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим  налогообложения предпринимательской  деятельности.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование  - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной  экономической политики. Государственная  экономическая политика должна предусматривать  меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет  свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансовой политики государства  на современном этапе

2.1 Налоговая политика

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется  наличием множества специфических  для данного этапа проблем, среди  которых можно выделить недостаточный  уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

Информация о работе Перспективы финансовой политики России на будущее