Перспективы финансовой политики России на будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.
Как видим, данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.
Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает - особенности современной финансовой политики в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1 Понятие и сущность финансовой политики
1.2 Правовые основы финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики государства на современном этапе
2.1 Налоговая политика
2.2 Бюджетная политика
2.3 Денежно-кредитная политика
Глава 3. Перспективы финансовой политики России на будущее
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_3_moyo.docx

— 51.22 Кб (Скачать файл)

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с  учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, необходимо отметить следующие  цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения номинального  налогового бремени в среднесрочной  перспективе при условии поддержания  сбалансированности бюджетной системы.  При этом не снимается с  повестки дня вопрос дальнейшего  снижения налоговой нагрузки  на экономику, которое будет  возможно в рамках обеспечения  устойчивости бюджетной системы.  С учетом роста расходных обязательств  бюджетной системы, изменчивости  прогнозов внешнеэкономической  конъюнктуры снижение налоговой  нагрузки на экономических агентов  предполагается как за счет  сбалансированного снижения налоговых  ставок, так и путем проведения  структурных преобразований налоговой  системы - повышения качества  налогового администрирования, нейтральности  и эффективности основных налогов.

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности  налоговой системы за счет  внедрения современных подходов  к налоговому администрированию,  пересмотра налоговых льгот и  освобождений, интеграции российской  налоговой системы в международные  налоговые отношения. Как уже  говорилось выше, введенные в  действие к настоящему времени  основы российской налоговой  системы были сформированы во  многом с учетом лучшей мировой  практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой  политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях  неэффективность налоговой системы  связана с недостаточной эффективностью систем применения и администрирования  законодательства о налогах и  сборах, судебной системы, органов государственной  власти и управления в целом. В  среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков  налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация  с социально экономическими преобразованиями в иных областях.

2.2 Бюджетная политика

На предшествующих этапах формирования бюджетной политики главной задачей  Правительства РФ была сбалансированность федерального бюджета. Высокие цены на нефть и газ, а также последствия  дефолта автоматически решили эту  задачу. Доходы от экспорта превысили  все планы и ожидания. В Минфине  был создан Стабилизационный фонд (за счет профицита бюджета), который уже в 2007 году достиг 160 млрд. долл. В 2008 году Стабфонд был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд благосостояния. Таким образом, бюджетная политика на данном этапе развития формируется в условиях финансовой и экономической стабильности. Впервые появилась реальная возможность для выхода страны на траекторию устойчивого роста экономики. Для этого накоплены необходимые валютные резервы и сложилась благоприятная ценовая конъюнктура на российскую экспортную продукцию на мировых рынках в долгосрочном периоде.

В то же время остается острой проблема формирования сбалансированного консолидированного и расширенного бюджетов РФ. Несбалансированными  и недостаточными остаются пока муниципальные  бюджеты - основа развития и обустройства России на местах. Возникла проблема с  бюджетами крупных городов - доноров  территорий. Их реальные бюджеты уменьшились  в несколько раз в долях  от консолидированных бюджетов регионов по сравнению с 1999 годом. Связано  это с тем, что в 1999 году городам-донорам  оставлялось около 50% налоговых сборов с их территорий, а в 2006-08гг. около 20%. Отсюда и снижение их инвестиционной привлекательности, ухудшение их инфраструктуры. В то же время крупные города и  мегаполисы только способны стать очагами  роста постиндустриальной экономики.

В части расширенного бюджета РФ, куда входят средства государственных  фондов, возникли проблемы с Пенсионным фондом. Его накопительные депозиты в государственных кредитных  организациях обесцениваются из-за высокой  инфляции. Это означает неэффективность  пенсионной системы страны и невыполнение государством своих обязательств перед  будущими пенсионерами.

Основными целями бюджетной реформы  на среднесрочный период являются: стимулирование структурной перестройки  экономики, диверсификация ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение уровня и качества жизни населения.

Для достижения этих целей используются следующие меры:

-закрепление доходных и разграничение  расходных полномочий за каждым  уровнем бюджетной системы РФ  на долгосрочной основе;

-формирование бюджетов всех  уровней в рамках среднесрочного  планирования;

-выработка критериев эффективности  бюджетных расходов и подготовка  на этой основе предложений  по оптимизации их структуры;

-перевод региональных и муниципальных  бюджетов на казначейское исполнение  и реформирование системы исполнения  муниципальных бюджетов;

-отмена законодательных решений,  финансовое обеспечение которых  становится невозможным в рамках  существующих доходных ограничений;

-ограничение роста непроцентных  расходов;

-оптимизация сети бюджетных  учреждений исходя из условия  выполнения ими государственных  функций и задач;

-обеспечение контроля со стороны  главных распорядителей средств  федерального бюджета за обязательствами  находящихся в их ведении организаций  и учреждений.

Бюджетная политика разрабатывается  и реализуется Министерством  финансов РФ. Оно разработало бюджетную  политику РФ на среднесрочную перспективу - на 2006-08 гг., которая в итоге трансформировалась в среднесрочные (трехлетние) федеральный бюджет и региональные бюджеты на 2008-2010 годы.

Определение бюджетной политики на среднесрочную перспективу осуществляется в России впервые, хотя это обычная практика для развитых стран мира. Федеральные годовые бюджеты являются теперь составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, что позволяет положить в основу формирования годовых бюджетов РФ приоритеты государственной политики и расходы федерального бюджета увязать с конкретными задачами, входящими в стратегию и программы развития РФ. Аналогичная практика переносится на региональный и муниципальный уровни. В 2008 году пока сформированы трехлетние бюджеты на федеральном и региональном уровнях.

Одним из приоритетов бюджетного трехлетнего  плана Минфина объявлены инвестиции в человеческий капитал. Однако инвестиции в науку (около 1.5% ВВП) и образование (3.6% ВВП) осуществляются пока на недостаточном  уровне, значительно меньшем в  процентах от ВВП, чем в развитых странах. Поэтому инвестиции в человеческий капитал пока не стали приоритетом  и в среднесрочных бюджетах.

Как и в предыдущие годы, основная часть средств из федерального бюджета  будет распределяться между регионами  через 5 фондов.

Наиболее значимый из них - Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения  дотаций из этого Фонда всем регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня.

Целевые субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов направлены на поддержку приоритетных социально значимых расходов территориальных бюджетов (социальную защиту ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплаты детских пособий, адресных жилищных субсидий населению).

Задачей Фонда регионального развития является оказание помощи регионам в  развитии социальной инфраструктуры - строительстве школ, больниц, других объектов. Фонд компенсаций передает в регионы средства в виде целевых  субвенций на реализацию делегированных федеральных полномочий (на предоставление льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг участникам войны, инвалидам, чернобыльцам). В 2008-2010 годах из федерального бюджета будут выделяться средства на развитие инфраструктуры общенационального  и межрегионального значения, на стимулирование развития инновационного и информационного  секторов экономики. Для этих целей  в 2006 году создан Инвестиционный фонд, средства которого предназначены для  реализации особо значимых инвестиционных и инновационных проектов. За счет предоставления государственных гарантий расширяется экспорт машин, оборудования и транспортных средств. Опережающими темпами (в том числе благодаря  мерам государственной поддержки) развиваются информационные технологии и связь.

Увеличивается объем средств, направляемых на обеспечение безопасности граждан. Это направление особенно важно  для повышения инвестиционной привлекательности  страны, развития человеческого капитала, выхода страны из тупикового криминально-бюрократического уклада экономики. Но пока успехи на этом направлении не заметны.

Бюджетная политика во многом определяет уровень инфляции и финансовую стабильность страны. Особенностью роста экономики  и финансов страны в последние  годы является то обстоятельство, что  большая часть их прироста определяется нефтегазовыми доходами. Высокие  госрасходы в этом случае могут приводить  к росту и поддержанию высокой  инфляции. Это и произошло в 2007-08гг. на фоне очень высоких цен на нефть (90-110 долл. за баррель) и газ. Поэтому Правительство поставило задачу с целью снижения инфляции ограничить прирост расходов ФБ в ближайшие годы в реальном выражении 9-10 процентами, а в последующие годы снизить до уровня темпов прироста ВВП (4-5%) Т.е. для сбалансированности финансов страны ставится задача ограничения прироста расходов ФБ величиной темпа прироста ВВП. По данным Минфина использование нефтегазовых доходов увеличилось с 2% ВВП в 2004 г до 5,1% ВВП в 2008 г. В это время расходы ФБ росли в номинальном выражении на 25-30% в год, а в реальном выражении - на 16% в год.

Здесь имеются нюансы, связанные  с тем, куда используются нефтегазовые доходы: на рост заработной платы и  других доходов населения или  на развитие страны, человеческого  капитала и производств (увеличение выпуска товаров). Инвестиции в человеческий капитал и развитие инфраструктуры окупаются в среднесрочной и  долгосрочной перспективе. Это самые  эффективные факторы развития современной  экономики. Они создают базу интенсивного развития страны, фундамент создания инновационной экономики, да и сбережения населения России, которое тает на глазах. Можно сохранять валюту в  разных фондах, дожидаясь того времени, когда воспользоваться ими будет  некому. Поэтому для использования  нефтегазовых доходов нужно выбирать низкоинфляционные механизмы трансформации их в ЧК, в современную инфраструктуру, в высокое качество жизни и инновационную экономику.

2.3 Денежно-кредитная политика

Под денежно-кредитной политикой  государева понимается комплекс мер  направленных на поддержание стабильного  развития экономики через регулирование  кредитного обращения и денежного  рынка. Денежно-кредитная политика - это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Основополагающей целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная  политика состоит в изменении  денежного предложения с целью  стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков, и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

Информация о работе Перспективы финансовой политики России на будущее