— использованием
общепринятых в международной
практике понятий (в первую очередь
«перевод денежных средств») только
в случае операции перевода
денежных средств по поручению
физических лиц без открытия
банковских счетов (Положение Банка
России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке
осуществления безналичных расчетов
физическими лицами в Российской
Федерации»). В остальных случаях
роль банков сводится к перенаправлению
(переоформлению) расчетных документов
клиентов; [5]
— отсутствием в
нормативных актах Банка России
упоминания о платежных системах
(Банка России и частных платежных
системах), их участниках, критериях
доступа, правилах платежных систем
и их статусе, а также особенностях
осуществления расчетов через
платежные системы. Так, в части
II Положения № 2-П содержится указание
об осуществлении расчетов на валовой
основе, но в привязке к корреспондентскому
счету, а не платежной системе; [2]
— регулированием
межбанковских операций в привязке
к соответствующему типу счета
(корреспондентского счета в Банке
России, корреспондентского счета
в другой кредитной организации
(счета «лоро»—«ностро»), счета МФР)
и с точки зрения порядка приема и исполнения
расчетных документов. [9]
Учитывая, что платежная
система Банка России является
в настоящее время единственной
из системно-значимых платежных
систем России, актуальной является
задача совершенствования функции
Банка России как оператора
собственной платежной системы. [9]
На наш взгляд, следует
обратить внимание на формулировку
содержания наблюдения за платежными
системами, принятую Центральным
европейским банком: «Это задача
центрального банка, изначально
направленного на содействие
надежному функционированию платежных
систем <…> Задачей надзора является
защита финансовой системы от
эффекта «домино», который может
возникать, когда один или более
участников платежной системы
сталкиваются с проблемами кредитования
или ликвидности, и для повышения
эффективности и надежности платежных
систем. Надзор платежной системы
направлен в большей мере на
саму систему перевода денежных
средств, чем на ее отдельных
участников. Он также охватывает
платежные инструменты». [11, C.71]
Из этого определения
ясно, что ответственность за
наблюдение возлагается на центральный
банк в силу важности надежного
функционирования платежных и
расчетных систем. Центральный банк
предназначен для поддержания
финансовой стабильности и определения
и реализации монетарной политики,
способствуя надежности и эффективности
работы финансовой системы. В
свою очередь денежная политика
дает импульс для всей экономики.
[11, C.71]
К компетенции центральных
банков, как правило, относится также
управление рисками платежных
систем. Центральный банк контролирует
риск ликвидности, кредитный и
системный риски в
платежной системе, осуществляет
регулирование ликвидности ее участников,
в том числе на основе функции кредитора
последней инстанции, выступает как оператор
платежной системы. Управление рисками
со стороны центрального банка заключается
в:
применении превентивных
мер к коммерческим банкам, находящимся
в затруднительном положении;
контролировании деятельности
кредитных организаций в сфере осуществления
расчетов;
разработке правовых
норм, обеспечивающих регулирование
расчетов между экономическими агентами;
создании и реализации
соответствующих форм защиты каналов
передачи информации с платежными инструкциями
и обращающихся платежных инструментов.
[10, C.12]
Отсутствие должного
внимания к любому из рисков
и способов управления им может
привести к очень серьезным
последствиям, выражающимся в дестабилизации
расчетов в регионе или стране
в целом, вызывая кризис платежной
системы. [7, C.141]
Исторически именно
центральные банки были и являются
эмитентами денег, и только с
использованием денег центрального
банка платеж считается окончательным.
Доверие к национальной валюте
всегда считалось главнейшей
задачей центрального банка. Именно
центральный банк находится в лучшем положении
по сравнению с другими участниками рынка
для содействия достижению баланса между
затратами, эффективностью и надежностью,
при этом выступая либо со своими инициативами,
либо в роли катализатора сотрудничества
традиционных конкурентов, обеспечивая
в то же время гарантию правил свободной
конкуренции и соблюдения порядка на рынке.
[13]
Центральные банки
должны выделять и распределять
ресурсы для новаций, имеющих
значение для систем и всего
финансового сектора. Однако роли
центрального банка в инициировании
будут зависеть от конкретной
инициативы и роли других заинтересованных
сторон в этом процессе. [17, C.21]
Как правило, значение центрального банка
в развитии национальной платежной системы
выражается в том, что он осуществляет:
организацию работы
платежной системы как составной
части основных функций центрального
банка;
инвестиции в обучение
и изучение разработок для
продолжения совершенствования;
планирование, расстановку
приоритетов и адекватное развитие
своей функции в отношении
платежной системы по обеспечению
более обширных реформ в системе;
распределение адекватных
кадровых ресурсов для мониторинга
жизненно важных новаций в
платежной системе и для исследований,
анализа платежной системы;
разработку стратегии
коммуникации в отношении функций центрального
банка в части платежной системы для обеспечения
диалога с другими заинтересованными
сторонами по поводу постоянного развития
национальной платежной системы. [19]
Для обеспечения своего
влияния на развитие системы
центральный банк нуждается в
постоянном углублении своих
знаний и опыта в отношении
зарождающихся тенденций и проблем
национальных платежных систем.
Центральный банк должен быть
способен оценить последствия
предложенных новаций с учетом
общей эффективности и безопасности
системы и определить, как наилучшим
образом он может участвовать
в этих разработках. Для этого
центральному банку необходимо
обучать свои кадры и ставить
перед ними задачи в отношении платежных
операций, а также анализа рынков и инфраструктуры
платежных услуг.
Кроме этого, в то
время как приоритетное внимание
должно всегда уделяться системам,
которые работают со своей
собственной валютой, знание тенденций
и разработок в других сферах
может помочь в формулировке
полезных реформаторских инициатив.
Поэтому центральному банку следует
выделить кадровые ресурсы для
постоянных консультаций и дискуссий
с широким кругом заинтересованных
сторон, которые оказывают влияние
на развитие платежной системы.
К таким консультациям могут
быть привлечены эксперты из
международных организаций, таких,
как Комитет по расчетным и
платежным системам при Банке
международных расчетов, эксперты
из Всемирного банка и МВФ,
а также других центральных банков.
Центральному банку
необходимо периодически анализировать
свои роли в национальной платежной
системе и оценивать, как эти
роли следует изменять для
обеспечения безопасного и эффективного
развития системы. В зависимости
от промежуточных потребностей
общего плана развития может
потребоваться сосредоточить усилия
и ресурсы на отдельной роли.
Например, если главные институты
и инфраструктурные компании
приступают к разработке, центральному
банку может потребоваться сосредоточить
ресурсы на своих ролях оператора
и катализатора для содействия
прогрессу запланированных реформ
в платежных системах.
В роли катализатора
реформ центральный банк стремится
к стимулированию и координации
адекватных действий, предпринимаемых
соответствующими заинтересованными
сторонами по внедрению новаций.
При этом общей задачей центрального
банка является разрешение проблем
развития конкретной платежной
системы, которые могут быть сложными,
но приемлемыми для заинтересованных
сторон, включая и сам центральный
банк. Такое решение помогало
бы улучшить принятие новаций
среди заинтересованных сторон
и стимулировать последующие
инновации и институциональные
реформы в частном секторе. Центральный
банк призван сосредоточить внимание
других соответствующих органов
на политиках и регулятивных
положениях, которые могут стимулировать
развитие платежной системы. Политики
и нормативные положения могут
оказать влияние на доступ
к рынку платежных услуг для
различных типов поставщиков
услуг и пользователей и использование
или предоставление платежных
счетов, инструментов и услуг
перевода. В последнем случае
политики налогообложения и субсидий
либо регулирования цен на
различные банковские или платежные
услуги способны, например, вызвать
непредсказуемые негативные последствия
для развития безопасной и
эффективной национальной платежной
системы.
Центральные банки
являются не только источником
инициатив в развитии платежных
систем. Банковская система может
также инициировать реформы, повышающие
безопасность и эффективность
национальной платежной системы.
Вместе с тем центральный банк
может поддержать инициативы
частного сектора и даже стать
лидером, когда это необходимо, посредством
своих ролей оператора и катализатора.
В роли катализатора
центральный банк может стимулировать
и обеспечить расширение доступных
платежных услуг банковской системы
для конечных пользователей в
новых рынках и группах клиентов.
Центральный банк может помочь
банковскому сектору организовать
рабочую группу и консультироваться
с этой группой по вопросам
политики платежей, которые непосредственно
касаются банков. Центральный банк
также может консультироваться
с руководством банков в отношении
реформаторских инициатив законодательной
и регулятивной базы для координированного
развития банковских и платежных
систем страны. Такие институциональные
реформы могут быть необходимы,
например, для обеспечения предоставления
платежных инструментов и услуг
небанковскими учреждениями. Действительно,
приемлемое регулирование и надзор
банковской системы являются
одним из ключевых факторов
усиления доверия клиентов и
бизнеса к национальной платежной
системе.
Центральный банк
может сделать очень ценный
вклад в качестве лидера и
ускорителя для внедрения проекта
по созданию или реформированию
платежной системы. Центральный
банк, если потребуется, может быть
спонсором, организатором, советником
и участником в проектной группе.
Он может участвовать в наблюдательном
комитете и организовывать привлечение
экспертов из финансового сектора
и международных организаций. Как
минимум центральный банк мог
бы способствовать внедрению
реформаторских инициатив путем
планирования и координации внесения
требуемых изменений в своих
операционных процедурах и политиках
в согласии с другими составляющими
плана проекта реформирования.
Центральный банк
не обязан, однако, принимать на
себя все расходы по реформированию
платежной системы. Даже если
существуют выгоды для всей
системы, то их получат фактически
конкретные заинтересованные стороны,
то есть участники, которые могут
быть более точны в расстановке
приоритетов и определении бюджетных
ресурсов, когда они принимают
на себя справедливую часть
издержек и рисков наряду с
выгодами. Центральному банку следует
рассматривать проектирование стратегий
финансирования и ценообразования,
что позволит ему покрывать
приемлемую часть своих затрат
при прямом вовлечении в установку
и работу новых систем и услуг.
Центральный банк
может также способствовать рыночным
разработкам через реализацию
других своих ролей в платежной
системе. В качестве пользователя
платежных услуг центральный
банк может, когда это приемлемо
для его собственных операций,
адаптировать свои платежные
программы и, если возможно, в
качестве лидера в рыночной
новации подвигнуть своих клиентов
(включая правительственные органы)
к принятию новых продуктов
и услуг. Центральный банк может
принять на себя лидерство
в доступе к рынкам, гарантируя
как поставщик услуг, что его собственные
контракты по обслуживанию не являются
дискриминационными для всех приемлемых
участников определенного класса и стандартизированы,
насколько это возможно. Также центральный
банк может выступить лидером, публикуя
информацию о своих собственных платежных
услугах и условиях доступа к своим платежным
системам и услугам, включая политики
покрытия затрат и тарифов на услуги.
Таким образом, обеспечение
бесперебойности расчетов напрямую
зависит от политики центрального
банка государства. Ведь работа
платежной системы тесно связана
с реализацией основной цели
деятельности центрального банка
– обеспечением стабильности
банковской системы. При этом центральный
банк может выступать в качестве пользователя
платежной системы (т.е. осуществлять свои
собственные операции), участника платежной
системы (т.е. совершать или получать платежи
от имени своих клиентов), лица, предоставляющего
платежные услуги, защитника государственных
интересов (т.е. выполнять функцию «регулировщика»
платежной системы, осуществляя надзор
за ее участниками и устанавливая общие
правила их работы).
Можно сделать вывод,
что платежная система представляет
собой сложную систему, включающую
в себя определенные финансовые
инструменты, институты и контрактные
соглашения, взаимосвязанные друг
с другом. Для эффективной работы
такой системы необходимо выполнения
ряда принципов, которые помогают
снизить риски в работе платежной
системы. К этим принципам относится:
наличие хорошо проработанной
правовой базы, четко определенных
процедур управления кредитными
и ликвидными рисками, обеспечение
быстрого окончательного расчета
в день валютирования и т.д.
Разумеется, за платежной системой
любой страны необходим контроль
и надзор, чтобы защитить финансовую
систему от угрозы дестабилизации.
Данные функции выполняет Центральный
банк страны, который также разрабатывает
правовые нормы, регулирующие расчеты
между экономическими агентами,
контролирует деятельность кредитной
организации, осуществляет инвестиции
в изучение разработок для
совершенствования платежных систем.