Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:44, курсовая работа
Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом. Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появляются в Англии в конце XIV в. и связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золота, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций.
Введение
1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ И СТРУКТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
1.1 Понятие платежного баланса
1.2 Структура платёжного баланса
1.3 Виды представления и сальдо платёжного баланса
1.4 Статьи платёжного баланса
1.5 Концепции и модели регулирования платежного баланса
2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ЕГО СТРУКТУРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь
3.2 Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь
3.3 Валообразующие предприятия Республики Беларусь и проблемы их роста
Заключение
Список использованных источников
6) В тех отраслях, которые
не имеют преимуществ, нужно
делать акцент на создание
совместных предприятий с
7) Следует обращать больше внимания не только на производство продукции, но и на ее реализацию.
В целях сохранения и расширения присутствия белорусских товаров на внешних рынках необходимо увеличивать в экспорте долю новых товаров и товаров, производимых на основе высоких технологий. Особенно это касается экспорта в страны вне СНГ.
В целях диверсификации внешних рынков сбыта следует активизировать деятельность маркетинговых служб на поиски новых рынков сбыта в регионах России, Казахстана, Украины, других государств СНГ, Евросоюза, стран Азии, Латинской Америки, Африки, продолжить развитие товаропроводящих сетей, создание торговых домов в разных странах и логистических центров в регионах Беларуси.
Для этого в первую очередь должна быть усилена подготовка кадров высшей квалификации по менеджменту, в том числе международному — создание информационных центров, государственных межотраслевых научно-исследовательских и учебно-методических центров по приоритетным направлениям науки и технологий, государственных и коммерческих образовательных центров по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента, организация в вузах системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационной деятельности.
8) Необходимо сохранить тенденцию сокращения импорта. Однако, учитывая высокую импортоемкость ВВП Беларуси, сокращать импорт следует разумно. При этом нужно быть готовыми к тому, что сокращение импорта приведет к некоторому падению промышленного производства и ВВП страны.
Так как импорт Республики Беларусь более чем на 70% состоит из импорта товаров, относящихся к промежуточным, а удельный вес импорта энергетических в стратегической перспективе может увеличиваться из-за роста цен на энергоносители, то сокращение отрицательного внешнеторгового сальдо Беларуси возможно при уменьшении доли импорта прочих промежуточных товаров. Как отмечалось выше, при этом несколько снизятся темпы роста производства. Поэтому целесообразно разумно сокращать потребительский импорт (в первую очередь за счет низкокачественных, вредных для здоровья продуктов питания).
Таким образом, кризис не только принес проблемы, но и подсказал пути их решения. Теперь ни у кого не вызывает сомнений, что недостаточно обладать ресурсами для того, чтобы произвести какую-либо продукцию, необходимо еще иметь возможность ее продать. Причем о потенциальном рынке сбыта нужно думать не после того, как товар произведен, а на стадии его разработки. Последняя должна начинаться с анализа мировых рынков, конкурентной среды, опасностей и проблем данной сферы деятельности, анализа поведения конкурентов. Только если по результатам подобного исследования вероятность сбыта планируемой к производству продукции окажется достаточно высокой, следует переходить к стадии ее производства.
3.2 Проблемы
внешней задолженности
Внешнеэкономическая конъюнктура последних двух лет, падение спроса на зарубежных рынках потребовали от правительства поиска альтернативных источников поступления валюты в страну. Одним из механизмов привлечения денег являются внешние заимствования. Этим летом состоялся долгожданный дебют Беларуси на рынке еврооблигаций. Еще раньше мы взяли кредиты у МВФ, Всемирного банка, России, Китая, Венесуэлы. Но любой долг рано или поздно придется отдавать. Поэтому очень важно полезно и с толком распорядиться этими деньгами.
Стоит отметить, что сегодня практически все страны в мире живут в долг. В принципе, это нормальная экономическая практика. Другое дело - какова сумма этого долга и на какие цели идут средства: на поддержку реального сектора экономики, пополнение золотовалютных запасов или банально “проедаются”.
Рисунок 3.1 Структура внешнего государственного долга Республики Беларусь
Размеры долга могут исчисляться от нескольких десятков миллиардов долларов, как, например, в Греции, Ирландии, Испании, до 13 триллионов долларов, как в США. Правда, Америка может позволить себе залезать в долги независимо от эффективности своей экономики, потому что у нее есть самая настоящая “палочка-выручалочка” - печатный станок.
В Беларуси с 2009 года внешний государственный долг вырос с 2,3 миллиарда долларов до 9,5 миллиарда. Наибольший удельный вес в общем объеме кредитов занимают кредиты МВФ, России и Китая. На обслуживание долга страна в следующем году потратит из бюджета 695 миллионов долларов. В Министерстве финансов утверждают, что объем внешнего госдолга сохраняется на экономически безопасном уровне, а долговой портфель в целом весьма выгодный для нас. К примеру, средняя процентная ставка по внешнему долгу составляет 3,74 процента годовых, средний срок до погашения - чуть больше шести лет.
В 2012 году правительство рассчитывает осуществить новые заимствования на сумму 2,2 миллиарда долларов. Стратегия управления госдолгом на среднесрочный период заключается в обеспечении потребностей государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста. Деньги пойдут на модернизацию экономики и обеспечение экономической безопасности государства по уровню золотовалютных резервов. В частности, связанные кредиты Китая (один миллиард долларов) и Всемирного банка (около 119 миллионов долларов) будут направлены на реализацию масштабных инвестиционных проектов по модернизации энергетической системы. Средства пойдут также на создание новых производств. В их числе строительство завода сульфатной беленой целлюлозы на базе Светлогорского целлюлозно-картонного комбината, строительство завода индустриального домостроения, создание производства кальцинированной соды в Мозырском районе. Запланирована и реализация ряда инфраструктурных проектов.
По мнению экспертов, пока внешний долг не представляет серьезной проблемы для страны и, по некоторым оценкам, составляет сейчас около 30 процентов от ВВП. Для сравнения: в странах ЕС критический порог - 60 процентов, и 20 государств его уже превысили.
Но тут есть другая проблема. Основной долг Республика Беларусь начнет возвращать через пять лет, а проценты — уже со следующего года. Поэтому очень важно направить деньги на быстроокупаемые проекты и выпуск высокотехнологичной продукции. Сделать это непросто, если учесть, что 80 процентов оборудования на отечественных предприятиях имеет высокую степень физического износа. Средняя рентабельность по стране у нас 7-8 процентов, а те же евробонды мы заимствуем под 8,5 процента.
Поэтому Беларуси надо ускоренными темпами создавать конкурентоспособную экономику, приобретать новые технологии и оборудование, строить новые предприятия и повышать рентабельность производства.
В кризисные времена увеличение долга в принципе оправданно, считает финансовый аналитик Сергей Чалый. Пока мы потребляем больше, чем зарабатываем, и дефицит платежного баланса должен чем-то покрываться. Но чтобы выплата госдолга через несколько лет не легла тяжким бременем на бюджет, экономика должна заработать более эффективно. Тогда мы сможем безболезненно рассчитаться с долгами.
3.3 Валообразующие
предприятия Республики
Следует отметить, что в настоящее время в ряде валообразующих предприятий сложилась неопределенная ситуация: докризисный уровень производства не восстановлен, а стабильность с уровнем складских запасов — весьма шаткая. Поэтому Александр Лукашенко поручил правительству заняться проблемами не только валообразующих, но также малых и средних предприятий. "Валообразующие предприятия — это хорошо. Но есть и средние, и малые города. Вот туда надо идти", — сказал Лукашенко.
Белорусские власти, получив в наследство от Советского Союза промышленные гиганты, уделяли им первостепенное значение. Международные финансовые организации, независимые эксперты неоднократно советовали официальному Минску: займитесь структурными реформами, поставьте во главу угла развитие малого и среднего бизнеса. Но до этого так и не дошло – экономический рост в стране, как и много лет назад, обеспечивается силами, главным образом, валообразующих предприятий.
На долю таких предприятий по-прежнему приходится более половины промышленного производства (54,8% от общего объема произведенной продукции). Позитивное следствие такой структуры экономики одно — она легко управляема.
Приведем десятку крупнейших валообразующих предприятий Беларуси на основании объема производства промышленной продукции в 2010 году (в скобках приведен объем производства продукции, указанный в денежном выражении):
1. ОАО "Нафтан" (12,7 трлн. рублей)
2. ОАО "Мозырский НПЗ" (11,4 трлн. рублей)
3. РУП "ПО "Беларуськалий" (3,4 трлн. рублей)
4. РУП "Белорусский металлургический завод" (3 трлн. рублей)
5. РУП "Минский тракторный завод" (2,5 трлн. рублей)
6. ОАО "Минский автомобильный завод" (2,07 трлн. рублей)
7. РУП "ПО "Белоруснефть" (1,54 трлн. рублей)
8. ЗАО "Атлант" (1,3 трлн. рублей)
9. РУП "Гомсельмаш" (1,05 трлн. рублей)
10. РУПП "Белорусский автомобильный завод" (1 трлн. рублей)
По данным на начало 2011 года, в стране насчитывалось 171 валообразующее предприятие. Подавляющее их большинство находится в государственной собственности. Соответственно, любые предписания правительства для них являются законом.
На этом позитив белорусской экономической модели заканчивается. Негативные же стороны во многом связаны с рисками, которые дает такая структура экономики.
Валообразующие предприятия доминируют практически во всех отраслях белорусской промышленности. Так, их доля в системе Минпрома составляет более 79%.
Белорусская "нефтянка" (представленная предприятиями по добыче и переработке нефти) буквально "соткана" из валообразующих предприятий — они дают 100% производства. Практически аналогичная ситуация — в нефтехимической и химической отрасли.
Строительный комплекс Беларуси также характеризуется доминированием валообразующих предприятий. Гиганты отрасли — три цементных завода (в Костюковичах, Кричеве, Волковысском районе). На крупнейшие предприятия, подведомственные Минстройархитектуры, приходится около 78% выпускаемой продукции.
В штате каждого из подавляющего большинства валообразующих предприятий Беларуси трудятся более тысячи человек. На бобруйской "Белшине" — почти 13 тысяч, на новополоцком "Нафтане" — более 12 тысяч. Деятельность "Беларуськалия" обеспечивают более 18 тысяч человек, а коллектив МАЗа— почти в полтора раза больше.
Изменения спроса на внешних
рынках, условий поставок энергоносителей
автоматически ведут к
Но проблема еще глубже.
Отсутствие структурных реформ в
экономике привело к тому, что
белорусские предприятия
Несколько примеров. В городе Березовка Лидского района находится стеклозавод "Неман". Численность работников — 3,4 тысячи человек. Общая численность населения, занятого в экономике города, — около 6 тысяч.
В городе Микашевичи (Лунинецкий район Брестской области) численность занятых в экономике — около 7 тысяч. На местном же предприятии "Гранит" трудятся порядка 2800 человек.
Список предприятий, определяющих жизнь в белорусских регионах, можно продолжать. Коварство такой структуры экономики заключается в том, что проблемы одного предприятия влияют не только на его финансовые показатели, но и автоматически — на всю экономику региона. Закрытие предприятия в этой ситуации приводит к безработице во всем городе.
Опыт соседей Беларуси показывает, что валообразующие предприятия нуждаются в реструктуризации.
"Крупные машиностроительные
предприятия Беларуси морально
отстали от технологической
По его словам, мировая практика доказывает, что подразделения валообразующих предприятий могут успешно трансформироваться в отдельные субъекты хозяйствования. По мнению экспертов, процесс реструктуризации должен идти параллельно с привлечением инвестиций. Правда, пока белорусские власти серьезно не занимаются ни тем, ни другим. Чиновникам кажется, что сегодняшние проблемы валообразующих предприятий — временные. [18]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платежный баланс — это система статистического учета платежей по всем операциям, совершаемым резидентами данной страны с резидентами других стран за определенный период времени (как правило, год или квартал), показывает соотношение сумм платежей, произведенных страной и поступивших в страну в течение данного периода. Баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, в противоположном случае — пассивным.
Платежный баланс является одним из важнейших инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Он активно используется для определения фискальной политики, при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса. Изменения валютного курса имеют ощутимые последствия для экономики, поэтому закономерно, что платежный баланс является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосударственных отношениях.