Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
• Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
• Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее понятие фирмы. Фирма в рыночной экономике.
1.1 Понятие фирмы, её отличительные черты……………………….............5
1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур .………8
1.2.1 Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции…………...10
1.2.2 Фирма в условиях рынка монополистической конкуренции (несовершенной конкуренции)…………………………………………………14
1.2.3 Фирма в условиях рынка монополии……………………………..16
1.2.4 Фирма в условиях рынка олигополии……………………………19
Глава 2. Исследование поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.
2.1 Рынок производства зубной пасты……………………………………...23
2.2 Рынок производства зубной пасты в мире………………………...........26
2.3 Рынок производства зубной пасты в России………………….............26
Глава 3. Перспективы развития рынка зубной пасты………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………............................34
1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур
В условиях рыночной экономики функционирование отдельной фирмы происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.
На поведение
каждой фирмы влияет характер,
тип рынка, на котором она
функционирует. Тип рынка
В общем виде
различают рынки совершенной
и несовершенной конкуренции.
В странах с развитой рыночной
экономикой преимущественно
Определим основные
отличительные черты данных
К таким параметрам,
используемым для
Таблица 1.1 Типология рыночных структур
Тип продукта |
Количество продавцов | ||
Один |
Несколько |
Много | |
Однородные продукты |
Чистая монополия |
Гомогенная олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты |
Чистая многопродуктовая монополия |
Олигополия с диффернциацией продукции |
Монополистическая конкуренция |
Согласно другим
авторам, в основу
Таблица 1.2 Типы и виды рынков
Тип продукта |
Количество продавцов | ||
Один |
Несколько |
Много | |
Однородные продукты |
Чистая монополия |
Гомогенная олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты |
Чистая многопродуктовая монополия |
Олигополия с диффернциацией продукции |
Монополистическая конкуренция |
Однородность продукта
и незначительная доля
Подход к вычислению
показателей монопольной
Согласно парадигме
«структура-поведение-
Уровень концентрации
влияет на поведение фирм на
рынке: чем выше уровень
Таким образом,
в зависимости от
1.2.1 Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке.
Следовательно, совершенно
конкурентная фирма не в
Рис. 2.1
Такая конфигурация
кривой спроса означает, что цена,
по которой продаёт каждую
единицу продукции идеально
Рассмотрим условия
максимизации прибыли
Предположим, что
целью производственной и
Прибыль - это разница
между выручкой, полученной фирмой
от реализации произведённой
продукции, и общими
TR(Q)=P Q
П(Q)=TR(Q)-TC(Q)
где П(Q) – прибыль фирмы;
TC(Q)- общие издержки
Тогда задачей
менеджера, управляющего
Фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке и стремящаяся максимизировать прибыль, должна производить такое количество продукции, при котором предельные издержки производства последней единицы продукции равны рыночной цене единицы продукции.
p=MC или MR=MC(Q*)
где Q* - оптимальный объём выпуска
Представим графически (рис. 2.2).
На рис. 2.2 видно, что кривая предельных издержек пересекает линию спроса в двух точках: при объёме выпуска Q1 и при объёме выпуска Q2 . Это означает, что при цене P1 функция прибыли имеет два экстремума. Однако при Q1 фирма получает минимальную прибыль, а при Q2 величина прибыли становится максимальной.
Рассмотрим поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Здесь фирма
по-прежнему сталкивается с
-LTC(Q), LAC(Q) и LMC(Q).
Условие максимизации прибыли в долгосрочном периоде.
p= LMC(Q*)
dLMC/dQ>0
Поскольку в долгосрочном периоде фирма не несёт постоянных издержек, то она покинет отрасль как только рыночная цена опустится ниже минимума долгосрочных средних издержек, т.е. как только экономическая прибыль предприятия станет отрицательной величиной.
Следовательно, в долгосрочном периоде кривая предложения совершенно конкурентной фирмы будет совпадать с восходящей частью кривой LMC лежащей выше кривой LAC.
Таким образом, объем производства
фирма будет определять, сравнивая
валовой доход и валовые
В краткосрочном
периоде фирма продолжит
В долгосрочном
периоде, когда могут меняться
все виды затрат (в том числе
и те, которые в краткосрочном
периоде были постоянными), решение
фирмы об объеме выпуска
Равновесие на рынке
будет достигнуто, когда у фирм
не будет стимулов как для
входа в отрасль, так и для
выхода из нее. Это
1.2.2 Фирма в условиях
рынка монополистической
Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором - обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению.
Монополистическая конкуренция
- тип отраслевого рынка, на
котором существует достаточно
много продавцов, продающих
Таким образом,
монополистическая конкуренция
похожа на ситуацию монополии
тем, что фирмы обладают
Функция прибыли имеет вид П(Q)=TR(Q)-TC(Q), условие максимизации прибыли при этом выражается формулой
dTR/dQ=dTC/dQ или MR(Q*)=MC(Q*)
Графически данную ситуацию можно определить следующим образом (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Условие максимизации прибыли
Положительная экономическая прибыль, которую получают монопольно - конкурентные фирмы в краткосрочном периоде, на долговременном этапе будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке.
При этом фирма
ещё будет обладать
Итак, в долгосрочном
периоде условие равновесия
MR(Q*)=LMC(Q*)
P(Q*)=LAC(Q*)
При совершенной конкуренции экономическая прибыль падает до нуля у любой отдельной фирмы, когда P=LRACmin Следовательно, при конкурентом равновесии для каждой фирмы P=LRMC=LRACmin. Потребители получают товар по самым низким из возможных ценам.
При монополистической
конкуренции экономическая
Информация о работе Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур