Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
• Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
• Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее понятие фирмы. Фирма в рыночной экономике.
1.1 Понятие фирмы, её отличительные черты……………………….............5
1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур .………8
1.2.1 Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции…………...10
1.2.2 Фирма в условиях рынка монополистической конкуренции (несовершенной конкуренции)…………………………………………………14
1.2.3 Фирма в условиях рынка монополии……………………………..16
1.2.4 Фирма в условиях рынка олигополии……………………………19
Глава 2. Исследование поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.
2.1 Рынок производства зубной пасты……………………………………...23
2.2 Рынок производства зубной пасты в мире………………………...........26
2.3 Рынок производства зубной пасты в России………………….............26
Глава 3. Перспективы развития рынка зубной пасты………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………............................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсвоая.docx

— 544.68 Кб (Скачать файл)

 

1.2  Поведение фирмы  в условиях различных рыночных структур

      В условиях рыночной экономики функционирование отдельной фирмы происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.

    На поведение  каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она  функционирует. Тип рынка зависит  от вида продукции, количества  фирм на нем, наличия или  отсутствия ограничений на вход  в отрасль и выход из нее,  доступности информации о ценах,  нововведениях и т.д.

   В общем виде  различают рынки совершенной  и несовершенной конкуренции.  В странах с развитой рыночной  экономикой преимущественно существуют  рынки монополистической конкуренции  (производство одежды, обуви, сфера  услуг, торговля и т.д.), а также  олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция  и чистая монополия встречаются  довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

    Определим основные  отличительные черты данных типов  рынка. Для этого выявим параметры,  используемые для классификации  рынков продавцов и покупателей,  а также определим показатели, описывающие тип рыночной структуры.

    К таким параметрам, используемым для классификации  типов рынка продавца, относят  численность продавцов и характер  продукта (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Типология рыночных структур

Тип продукта

Количество продавцов

Один

Несколько

Много

Однородные

продукты

Чистая 

монополия

Гомогенная 

олигополия

Чистая 

конкуренция

Дифференцированные

продукты 

Чистая 

многопродуктовая

монополия

Олигополия с

диффернциацией

продукции

Монополистическая

конкуренция


 

 

    Согласно другим  авторам, в основу типологизации положено различие в количестве субъектов рыночных отношений (табл. 1.2).

 

 

 Таблица 1.2 Типы и  виды рынков

Тип продукта

Количество продавцов

Один

Несколько

Много

Однородные

продукты

Чистая 

монополия

Гомогенная 

олигополия

Чистая 

конкуренция

Дифференцированные

продукты 

Чистая 

многопродуктовая

монополия

Олигополия с

диффернциацией

продукции

Монополистическая

конкуренция


 

 Однородность продукта  и незначительная доля экономических  индивидов относительно размера  рынка (т.е. атомистическая структура  рынка) являются достаточным условием  для существования чистой конкуренции.  При добавлении некоторых дополнительных  структурных условий, таких как  - отсутствие барьеров и мобильность ресурсов, конкуренция в экономической теории считается совершенной.

    Подход к вычислению  показателей монопольной власти  основан на сравнении реальных  рынков с рынком совершенной  конкуренции. Насколько рынок  приближается к идеалу свободной  конкуренции, можно судить по  поведению фирм в отношении  цены и издержек: чем больше  назначаемая фирмой цена отклоняется  от предельных издержек, тем большей  рыночной властью обладает фирма,  и тем в большей степени  рынок становится несовершенным.

   Согласно парадигме  «структура-поведение-результат», монопольная  власть находится в прямой  зависимости от концентрации. Однако  связь эта не прямолинейна. Существует  множество других факторов - нестратегические  факторы рыночной структуры, поскольку  они не зависят от сознательных  действий фирм, - которые, наряду  с концентрацией, определяют поведение  фирм, действующих на рынке.

   Уровень концентрации  влияет на поведение фирм на  рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы  зависят друг от друга. Результат  самостоятельного выбора фирмой  объема выпуска и цены продукции  определяется ответной реакцией  действующих на рынке конкурентов.  Уровень концентрации влияет  на склонность фирм к соперничеству  или сотрудничеству: чем меньше  фирм действует на рынке, тем  легче им осознать взаимную  зависимость друг от друга,  и тем скорее пойдут они  на сотрудничество.

   Таким образом,  в зависимости от характеристик,  выделяют несколько типов рыночных  структур - рынки совершенной и  монополистической конкуренции,  монополии, олигополии. Тип организации  рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на  характер поведения фирмы, тем  самым делая анализ рыночной  структуры отрасли, к которой  принадлежит фирма, необходимым  условиям для ее успешного  функционирования и развития.

 

1.2.1 Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции

   Совершенная конкуренция  - вид отраслевого рынка, на  котором много фирм продают  стандартизированный продукт и  ни одна фирма не обладает  контролем над такой долей  рынка, которая позволила бы  влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке.

   Следовательно, совершенно  конкурентная фирма не в состоянии  сама устанавливать цену на  свою продукцию. Именно поэтому  - это горизонтальная линия, проходящая  на уровне заданной рынком  цены (рис. 2.1).

 Рис. 2.1

  Такая конфигурация  кривой спроса означает, что цена, по которой продаёт каждую  единицу продукции идеально конкурентная  фирма, абсолютно не зависит  от того, сколько продукции произведёт  и доставит на рынок каждая  фирма; вся продукция будет  выкуплена потребителями по одной  цене. Это объясняется тем, что  идеально конкурентная фирма  очень мала, а её доля в общем  объёме рыночных продаж просто  ничтожна.

   Рассмотрим условия  максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой.

   Предположим, что  целью производственной и торговой  деятельности фирмы является  получение максимальной величины  прибыли; других целей у нашей  фирмы нет. Будем исходить из  того, что фирма производит только  один продукт. Предположим также,  что количество продукта, произведённого  фирмой за определённый период  времени, в точности равно количеству, проданному фирмой на рынке  за этот период времени. То  есть фирма продаёт всё то, что производит. Соответственно, объём  выпуска, как и объём продаж  фирмы, будем обозначать буквой  Q.

 

   Прибыль - это разница  между выручкой, полученной фирмой  от реализации произведённой  продукции, и общими издержками, т.е. затратами фирмы на производство  данного количества продукции.  Экономическая прибыль подсчитывается  путём вычета всех экономических  издержек из выручки фирмы.  Общая выручка фирмы - это цена  единицы продукции (P) умноженная  на количество продукции, проданное  за данный период времени. 

TR(Q)=P Q

П(Q)=TR(Q)-TC(Q)

где П(Q) – прибыль фирмы;

TC(Q)- общие издержки

 

    Тогда задачей  менеджера, управляющего фирмой, является выбор такого объёма выпуска Q при котором величина прибыли будет наибольшей за данный период времени.

 

    Фирма, работающая  на совершенно конкурентном рынке и стремящаяся максимизировать прибыль, должна производить такое количество продукции, при котором предельные издержки производства последней единицы продукции равны рыночной цене единицы продукции.

p=MC или MR=MC(Q*)

где Q* - оптимальный объём выпуска

   Представим графически (рис. 2.2).

На рис. 2.2 видно, что кривая предельных издержек пересекает линию  спроса в двух точках: при объёме выпуска Q1  и при объёме выпуска Q2 . Это означает, что при цене P1 функция прибыли имеет два экстремума. Однако при Q1 фирма получает минимальную прибыль, а при Q2 величина прибыли становится максимальной.

    Рассмотрим поведение  совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

    Здесь фирма  по-прежнему сталкивается с горизонтальной  кривой спроса на свою продукцию.  Только вместо краткосрочных  средних и предельных издержек  мы будем иметь дело с долгосрочными  общими, средними и предельными издержками:

-LTC(Q), LAC(Q) и LMC(Q).

Условие максимизации прибыли  в долгосрочном периоде.

p= LMC(Q*)

dLMC/dQ>0

      Поскольку в долгосрочном периоде фирма не несёт постоянных издержек, то она покинет отрасль как только рыночная цена опустится ниже минимума долгосрочных средних издержек, т.е. как только экономическая прибыль предприятия станет отрицательной величиной.

      Следовательно,  в долгосрочном периоде кривая  предложения совершенно конкурентной фирмы будет совпадать с восходящей частью кривой  LMC лежащей выше кривой LAC.

Таким образом, объем производства фирма будет определять, сравнивая  валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной  конкуренции предельный доход равен  цене единицы продукции, и фирма  будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

      В краткосрочном  периоде фирма продолжит производство  даже в том случае, когда она  не сможет получать прибыль,  при условии, что цена окажется  выше минимальных средних переменных  издержек. В такой ситуации задачей  фирмы станет минимизация убытков,  возникших из-за снижения рыночной  цены. Если цена окажется ниже  минимальных средних переменных  издержек, фирма предпочтет остановить  производство и закрыться.

   В долгосрочном  периоде, когда могут меняться  все виды затрат (в том числе  и те, которые в краткосрочном  периоде были постоянными), решение  фирмы об объеме выпуска продукции  будет приниматься иначе, поскольку  можно изменять все производственные  факторы, в том числе и размеры  предприятия.

  Равновесие на рынке  будет достигнуто, когда у фирм  не будет стимулов как для  входа в отрасль, так и для  выхода из нее. Это достигается  при условии, если рыночная  цена установится на уровне  минимума средних валовых издержек  и экономическая прибыль, таким  образом, исчезнет.

 

1.2.2 Фирма в условиях  рынка монополистической конкуренции  (несовершенной конкуренции)

 

   Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором - обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению.

  Монополистическая конкуренция  - тип отраслевого рынка, на  котором существует достаточно  много продавцов, продающих дифференцированный  продукт, что позволяет им осуществлять  определённый контроль над продажной  ценой товара (или услуги). На рынке  монополистической конкуренции  действует относительно большое  число продавцов, каждый из  которых удовлетворяет небольшую  долю рыночного спроса на общий  тип товара, реализуемого фирмой  и её конкурентами.    Кривая  спроса, как она видится отдельной  монопольно - конкурентной фирме,  имеет отрицательный наклон. Это  объясняется следующим. Если товар  данной фирмы отличается от  товаров фирм-конкурентов особыми  качественными характеристиками, которые  нравятся определённой категории  покупателей, тогда фирма может  поднять цену своего товара  без падения продаж до нуля, потому что достаточное число  потребителей готово заплатить  более высокую цену.

     Таким образом,  монополистическая конкуренция  похожа на ситуацию монополии  тем, что фирмы обладают способностью  контролировать цену своих товаров.  Одновременно она похожа и  на совершенную конкуренцию, поскольку  каждый товар продаётся многими  фирмами и на рынке существуют  достаточно свободный вход и  выход.

 

Функция прибыли имеет  вид П(Q)=TR(Q)-TC(Q), условие максимизации прибыли при этом выражается формулой

 

dTR/dQ=dTC/dQ или  MR(Q*)=MC(Q*)   

 

Графически данную ситуацию можно определить следующим образом (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Условие максимизации прибыли

 

   Положительная экономическая прибыль, которую получают монопольно - конкурентные фирмы в краткосрочном периоде, на долговременном этапе будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке.

   При этом фирма  ещё будет обладать монопольной  властью: кривая спроса по-прежнему  наклонена вниз, так как фирменная  марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других  фирм и конкуренция свели её  прибыль к нулю.

  Итак, в долгосрочном  периоде условие равновесия фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции выглядит следующим образом:

MR(Q*)=LMC(Q*)

P(Q*)=LAC(Q*)

   При совершенной конкуренции экономическая прибыль падает до нуля у любой отдельной фирмы, когда P=LRACmin Следовательно, при конкурентом равновесии для каждой фирмы P=LRMC=LRACmin. Потребители получают товар по самым низким из возможных ценам.

   При монополистической  конкуренции экономическая прибыль  падает до нуля ранее того, как цены достигают уровня, который  всего лишь покрывает предельные  издержки. При уровне выпуска,  для которого цен равняется  средним затратам, цена превышает  предельные издержки.

Информация о работе Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур