Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
• Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
• Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее понятие фирмы. Фирма в рыночной экономике.
1.1 Понятие фирмы, её отличительные черты……………………….............5
1.2 Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур .………8
1.2.1 Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции…………...10
1.2.2 Фирма в условиях рынка монополистической конкуренции (несовершенной конкуренции)…………………………………………………14
1.2.3 Фирма в условиях рынка монополии……………………………..16
1.2.4 Фирма в условиях рынка олигополии……………………………19
Глава 2. Исследование поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.
2.1 Рынок производства зубной пасты……………………………………...23
2.2 Рынок производства зубной пасты в мире………………………...........26
2.3 Рынок производства зубной пасты в России………………….............26
Глава 3. Перспективы развития рынка зубной пасты………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………............................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсвоая.docx

— 544.68 Кб (Скачать файл)

  Разница между количеством  товара, соответствующим  LRACmin, и количеством, выпускаемым в долгосрочном плане монопольно конкурентной фирмой, называется избыточной мощностью. Она означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких средних издержках. Отсюда следует, что дифференциация продукта, которая подразумевает наклоненные вниз кривые спроса на продукцию отдельных продавцов, несовместима с экономией ресурсов. Избыточная мощность является зачастую частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции.

    Таким образом,  условия на рынке во многом  сходны с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что  спрос на продукцию фирм не  является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного  дохода проходит ниже графика  спроса. Однако на рынках монополистической  конкуренции экономическая прибыль  и убытки не могут существовать  долго. В долгосрочном периоде  фирмы, терпящие убытки, предпочтут  выйти из отрасли, а высокие  экономические прибыли станут  стимулом вступления в нее  новых фирм. Новые фирмы, производя  близкую по характеру продукцию,  получат свою долю рынка, и  спрос на товары фирмы, получавшей  экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса снизит экономическую  прибыль фирмы до нуля. Иными  словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической  конкуренции, является безубыточность. Однако в условиях монополистической  конкуренции стремление к безубыточности  является скорее тенденцией. В  реальной жизни фирмы могут  получать экономическую прибыль  достаточно длительный период. Это  связано с дифференциацией продукции.  Некоторые виды продукции, выпускаемые  фирмами, трудно воспроизвести.  В то же время барьеры для  входа в отрасль хоть и не  высоки, но все же существуют.

 

           1.2.3 Фирма  в условиях рынка монополии

   Монополия - тип  отраслевого рынка, на котором  существует единственный продавец  товара, не имеющего близких заменителей.  В отличие от рынка совершенной  конкуренции, на котором большое  количество конкурирующих продавцов  предлагают стандартизированный  товар, у чистой монополии нет  конкурентов на рынке ее товара. Чистая монополия в реальной  жизни встречается довольно редко,  чаще она присутствует на местных  рынках, а не на национальных или мировых.

  Рассмотрим поведение  фирмы-монополиста.

  Наличие монопольной  власти не означает, что она  бесконечно будет повышать цену  своей продукции.

   Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая  фирма, стремится к получению  высокой прибыли, в ходе принятия  решения о цене продажи она  учитывает рыночный спрос и  свои издержки. Так как монополист  является единственным производителем  данной продукции, кривая спроса  на его продукцию будет совпадать  с кривой рыночного спроса. Отсюда  понятно, что данная кривая  имеет отрицательный наклон.

  Принятие решения  об объеме выпуска основывается  на том же принципе, что и  в случае конкуренции, т.е. на  равенстве предельного дохода  и предельных издержек.

  Как уже было сказано,  для фирмы в условиях совершенной  конкуренции характерно равенство  предельного дохода и цены. Для  монополиста ситуация иная. Кривая  среднего дохода и цены совпадает  с кривой рыночного спроса, а  кривая предельного дохода лежит  ниже нее.

  Поскольку монополист - единственный производитель продукции  на рынке и представитель всей  отрасли, он, снижая цену продукции  для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все  единицы продаваемых товаров,  а не только на последующую.

 

Пусть p(y)- обратная функция спроса. Тогда общая выручка, которую монополист может получить от продажи y единиц продукции составит:

TR(y)=p(y) y

Мы можем сформулировать проблему максимизации прибыли монополистом следующим образом:

maxy[p(y)y-c(y)]

 При объёме выпуска, максимизирующем прибыль, предельная выручка должна быть равна предельным издержкам:

MR(y*)=MC(y*)

Отличие от идеально конкурентной фирмы заключается в том, что  равенство цены предельным издержкам  не будет являться условием максимизации прибыли в ситуации монополии (так  же как и в ситуации монополистической  конкуренции, и в случае олигополии). Ибо предельная выручка монополиста  не равна цене продукции. Ещё более  точно можно утверждать, что при  каждом возможном объёме выпуска  величина предельной выручки окажется меньше цены товара. Также следует  отметить, что монополист, максимизирующий прибыль, всегда будет работать только на эластичном участке кривой спроса.

 

Графическое определение  цены для монополии показано на рис. 3.1.

 

 Рис. 3.1. Графическое определение цены для монополии

   Отметим, что эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле:

 

p(y)=MC(y)/(1+1/Epd(y))

 

 Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

 

Монопольный рынок нельзя назвать эффективным с точки  зрения общественного благосостояния. Правительства всех стран с рыночно - ориентированной экономикой стараются  в какой-то мере смягчить негативные последствия деятельности монополий  путём введения специальных налогов, контролирования цен, а также  путём введения антимонопольных  законов.

 

Среди основных мер антимонопольной  политики выделяются меры по коррекции  поведения, состоящие в том, что  правительство приказывает фирме  или группе фирм изменить своё поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупой компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики.

   Подводя итог вопросу,  повторим ключевые пункты. Итак, чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным  производителем данной продукции,  не имеющей аналогов. Монополист  полностью контролирует ее цену  и объем выпуска. Кривая спроса  на продукцию фирмы-монополиста  - наклонная и совпадает с кривой  рыночного спроса. Издержки и  рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту  произвольно устанавливать высокую  цену  на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

Фактором, ограничивающим монопольную  власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и  наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

 

Монополия снижает экономическую  эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению  и укреплению монопольной власти. В Республике Беларусь проблема монополий  достаточно актуальна и ей уделяется  должное внимание.

 

1.2.4 Фирма в условиях рынка олигополии

 

    Олигополия - наличие на рынке определённого товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным (например, автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции.

 

Единой теории олигополии не существует. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.

 

В 30-х гг. Пол Суизи разработал модель, демонстрирующую весьма необычный вид кривой спроса фирмы, работающей на рынке олигополии (рис. 3.2).

 

 Рис. 3.2. Кривая спроса фирмы в условиях олигополии

Предположим, что на рынке  установилась цена  P*.Если какая-либо фирма увеличивает цену на свою продукцию (и, причём, делает это в одностороннем порядке), тогда другие фирмы в отрасли не последуют её примеру. В результате этого она потеряет часть своей рыночной доли, поскольку покупатели переключаются на продукцию тех фирм, у которых относительно более низкие цены. Если же фирма, напротив, снизит цену, то это может спровоцировать снижение цен другими фирмами в отрасли, чтобы избежать потери доли рынка, которая может отойти фирме с более низкой ценой. Из-за того, что в этом случае конкуренты последуют за данной фирмой, спрос на её продукцию окажется менее эластичным.

 

    Данная модель объясняет, почему фирмы - олигополисты очень часто не склонны изменять цены на свою продукцию: изменение цены в данном случае просто приведёт к сокращению прибыли.

   В общепринятой  трактовке олигополия существует  в том случае, если количество  предприятий в отрасли таково, что при формировании своей  стратегии, т.е. при установлении  цен или определении объёмов  производства, им приходится учитывать  возможную реакцию конкурентов. 

   Поэтому - в отличие  от иных рыночных структур - здесь  не существует единственной модели  ценообразования или выбора оптимального  объёма выпуска. Равновесный исход  зависит от предположений, которые  делают фирмы о реакции своих  соперников. Следовательно, существует  множество моделей стратегического  поведения фирм - олигополистов: модель одновременных игр, модель последовательных игр, модель дуополии Курно, дуополия Бертрана, модели изогнутой кривой спроса и др.

  Рассмотрим в качестве  примера простую модель дуополии (две фирмы конкурируют друг  с другом), впервые представленной  французским экономистом О. Курно в 1838 г.

   Предположим, фирмы  производят однородный товар  и знают кривую рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько  продукции выпускать, и обе  фирмы принимают свои решения  в одно и то же время. При  принятии производственных решений  каждая фирма должна помнить,  что её конкурент тоже принимает решение по объёму производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объёма производства обеих фирм.

  Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объём производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объёму производства. При этом и та, и другая фирма стремятся к максимизации собственной прибыли.

 

Итак, в отрасли работают только две фирмы. Назовём их A  и B. Пусть обратная функция рыночного спроса представлена как p=h(xA+xB), где xA-объём выпуска фирмы A, xB-объём выпуска фирмы B.  xA  и xB  можно суммировать, ибо мы предположили, что фирмы производят однородный продукт. Итак, в этой модели две фирмы одновременно стараются решить: какое количество продукции им производить? Здесь каждая фирма должна предвидеть, какой выпуск продукции у другой фирмы, чтобы принять решение относительно собственного выпуска. Предвидя тот или иной выпуск другой фирмы, данная фирма в зависимости от этого выбирает свой собственный выпуск, максимизирующий её прибыль. Следовательно, равновесие в модели Курно достигается, когда обе фирмы правильно оценивают возможный выпуск конкурента и поэтому с успехом максимизируют свои собственные прибыли (т.е. одновременно выбирают оптимальные объёмы выпуска).

 

Поскольку рыночный спрос  есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис. 3.3 показано, как сместится график спроса на продукцию  фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2

    Рис. 3.3. Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D - спрос; MR - предельный доход; МC - предельные издержки.

 

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

   Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 3.4 кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У - соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Рис. 3.4. Кривые реакции фирм Х и У на поведение друг друга

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок и отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму У на рынок. Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно.

Информация о работе Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур