Повышение конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретического материала о конкурентоспособности организации и выпускаемой продукции, а также рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции Калужского Хлебокомбината, рассмотрение мероприятий по совершенствованию, проводимых на хлебокомбинате.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность», факторов, ее определяющих, и рассмотрение показателей, используемых при анализе конкурентоспособности;

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы и положения конкурентоспособности организации……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и методика оценки конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………5
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия и поле стратегий……8
Глава 2. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции…...11
2.1. Понятие и механизм формирования конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………….…11
2.2. Стратегия производства в области конкурентоспособности продукции
в зависимости от стадии жизненного цикла товара………………………..…14
Глава 3. Политика предприятия в области качества, как основной элемент
для достижения конкурентоспособности предприятия……………….……..17
3.1. Показатели качества и эффективности использования продукции……..17
3.2. Опыт предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции на примере ЗАО «Хлебокомбинат»………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Политика предприятия  в области качества,

как основной элемент для достижения

  конкурентоспособности  предприятия

3.1. Показатели качества  и эффективности  использования продукции 

    В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив  и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

    Причин, определяющих необходимость повышения качества, довольно много. Среди них  Кучерова Е.Н. отмечает[9, с. 55-59]:

    ♦ существенное непрерывное возрастание  личных, производственных и общественных потребностей;

    ♦ возрастание роли и темпов НТП  в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

    ♦ совершенствование услуг, конструкций  выпускаемых товаров и повышение значимости выполняемых функций;

    ♦ увеличение объемов производства товаров  и оказываемых услуг и, как  следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

    ♦ неприятие потребителями товаров  и услуг с относительно невысоким  уровнем качества;

    ♦ ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

    Система качества включает в себя следующие стадии «петли качества»:

  1. маркетинг, поиск и изучение рынка;
  2. проектирование и разработка технических требований к продукции;
  3. материально-техническое снабжение;
  4. подготовка и разработка производственных процессов;
  5. производство;
  6. контроль и испытания;
  7. упаковка и хранения;
  8. реализация и распределение продукции;
  9. монтаж и эксплуатация;
  10. техническая помощь в обслуживании;
  11. утилизация после использования изделия. [5, с. 153]

    Качество  продукции - совокупность свойств продукции  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

    Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

    Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.

    Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

    а) полезность (жирность молока, зольность угля)

    б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

    в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

    г) эстетичность изделий.

    Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

    - удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

    - удельный вес продукции высшей категории качества;

    - средневзвешенный балл продукции;

    - средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

    - удельный вес аттестованной и  неаттестованной продукции;

    - удельный вес сертифицированной продукции;

    - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

    - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

    Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и другие [7, с. 358-363].

    Также существуют обобщающие показатели эффективности использования продукции, которые представлены на рисунке 3.  

Рис. 3. Обобщающие показатели эффективности использования продукции

[11, с. 223-225]

3.2. Опыт предприятия  по выпуску конкурентоспособной продукции

на  примере ЗАО «Хлебокомбинат» 

    ЗАО «Хлебокомбинат» расположено в  городе Калуга по адресу: г. Калуга, ул. Карла Либкнехта, д. 25. Год рождения – 1936.  В состав ЗАО «Хлебокомбинат», образованного в 1997г на базе ОАО «Калужский хлебокомбинат» входят:

    -хлебозавод  №1 по производству хлебов  из ржаной и смеси ржаной  и пшеничной муки,

    -хлебозавод  №3 по производству хлебобулочных  изделий из пшеничной муки, из  смеси ржаной и пшеничной муки, сухаро-бараночные, мучные кондитерские изделия,

    -механизированные пекарни п. Середейска, г. Козельска Калужской области.

    Калужский Хлебокомбинат является крупнейшим предприятием Калужской области по выпуску хлебобулочных изделий. ЗАО «Хлебокомбинат» - обладатель многочисленных дипломов и наград федерального и регионального уровней («Экологически безопасная продукция», «Экологически безопасные технологии», «100+1 лучших товаров России», «100+1 лучших товаров Калужской области» и т.д.).

    В ходе проведения исследования конкурентоспособности предприятия ЗАО «Хлебокомбинат» был составлен опросный лист, состоящий из 20 вопросов, 15 из которых характеризовали степень удовлетворенности продукцией, а 5 – принадлежность покупателя к определенному сегменту. Выборка опроса составила 50 человек, 35 из которых употребляют продукцию ЗАО «Хлебокомбинат», а 15 – продукцию, выпускаемую пекарней ИП Клеева. Респондентам было предложено оценить качество приобретаемой хлебной продукции по предложенным факторам с помощью 10-бальной шкалы. По результатам опроса был составлен сравнительный график факторов конкурентоспособности продукции ЗАО «Хлебокомбинат» и пекарни ИП Клеева.

    На  графике видно, что потребители  примерно одинаково оценивают ЗАО  «Хлебокомбинат» и пекарню ИП Клеева по предложенным факторам, но при этом просматривается тенденция того, что изделия калужского хлебокомбината в среднем оцениваются на 1 балл выше, чем изделия пекарни ИП Клеева.

    Таблица 1. Факторы конкурентоспособности  продукции

  10 9 8 7 6 5 4 3 2 1  
Низкая цена      
            Высокая цена
Свежий    
            Несвежий
Сытный    
            Несытный
Полезный    
            Вредный
Высокие вкусовые

качества

   
            Низкие вкусовые

качества

Натуральность

продукта

 
 
            Искусственные добавки
Хорошая упаковка  
 
            Плохая упаковка
Хорошая нарезка    
 
          Некачественная  нарезка
Большой срок

хранения

     
          Маленький срок

хранения

Широкий ассортимент    
            Узкий ассортимент
Хороший внешний вид    
            Плохой внешний  вид
Близость места

покупки к месту 

проживания

   
              Удаленность места 

покупки к месту 

проживания

Развес  хлеба      
 
        Стандартный вес
Специальные ингредиенты для диеты    
            Отсутствие  спец.

 ингредиентов

Известность

производителя

                    Неизвестность

 производителя

ЗАО «Хлебокомбинат»

                  Пекарня ИП Клеева


 

    Наиболее  привлекательными факторами при  выборе продукции ЗАО «Хлебокомбинат»  являются сытность, высокие вкусовые качества, натуральность продукта, хорошая упаковка, наличие качественной нарезки, хороший внешний вид, близость места покупки к месту проживания, а также известность производителя.

    Высокие вкусовые качества продукции достигается  посредством того, что Калужский хлебокомбинат придерживается традиционных технологий правильного хлебопечения и является сторонником веками испытанных рецептур.

      За последние 10 лет предприятие  награждено более 60 Дипломами,  Грамотами, Медалями ВДНХ г.  Москвы, Калуги, Калужской области,  Благодарственными письмами администрации г. Калуги и Калужской области за высокое и стабильное качество продукции, производство изделий лечебно-профилактического, функционального назначения, широкий ассортимент выпускаемой продукции.

    Знаком  «Российское качество» отмечены 5 наименований хлебобулочных изделий:

    -хлеб  «Старообрядческий», обогащенный йодированным  белком

    -хлеб  Дарницкий

    -батон  нарезной из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта

    -батоны  особые из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта

    -изделия  булочные «Здоровье» из муки пшеничной хлебопекарной высшего, первого сорта (изделие обогащено витаминами группы В, фолиевой кислотой, железом, аскорбиновой кислотой).

    Качество  выпускаемой продукции стабильное, соответствует требованиям нормативных документов и СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». 
Предприятие оснащено комплексно-механизированными линиями по производству хлебобулочных изделий:

    - Хлеб «Старообрядческий», обогащенный йодказеином, хлеб дарницкий вырабатываются на трех комплексно-механизированных линиях на базе печей ХПА-40. Способ тестоведения - непрерывный, на жидких заквасках с заваркой.

    - Батон нарезной, изделия булочные «Здоровье» вырабатываются на 3 комплексно - механизированных линиях на базе печей ПЗХС и ППЦ. Способ приготовления теста - непрерывный, безопарный.

    - Батоны особые вырабатываются на механизированной линии на базе печи ФТЛ-2. Способ приготовления теста - периодический, безопарный, интенсивный замес.

    На  предприятии функционирует производственно-технологическая лаборатория, в состав которой входят контрольная лаборатория хлебокомбината и производственные лаборатории хлебозаводов №1, №3. Входной контроль качества сырья и готовой продукции осуществляется контрольной лабораторией хлебокомбината, операционный контроль качества полуфабрикатов, контроль соблюдения технологических режимов и параметров производства хлебобулочных изделий осуществляется ежесменно техниками-технологами производственных лабораторий хлебозаводов. Все сырье, поступающее на предприятие, сопровождается документами, подтверждающими его качественные показатели требованиям нормативных документов, а показатели безопасности - требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01.

    Таблица 2. Сегменты, полученные в результате исследования.

  Описание сегмента
Сегмент 1 Относительно  частые покупатели хлеба (4-7 раз в  неделю), средний возраст в основном старше 55 лет, имеют низкий доход, обращают внимание на производителя и ориентируются  в основном на цену, преследуемые выгоды при покупке – высокие вкусовые качества.
Сегмент 2 Редкие покупатели хлеба (реже 4 раз в неделю), средний  возраст в основном до 25 лет, имеют низкий доход, обращают внимание на производителя, кратность покупки составляет 0,5-1 кг, ориентируются как на цену, так и на качество, выгода при покупке – сытность продукции.
Сегмент 3 Относительно  частые покупатели хлеба (в основном 4-7 раз в неделю), в основном 25-35 лет, которые за один приход в магазин  покупают, как правило, незначительное количество продукта (0,2-0,5 кг); при этом обращают внимание на производителя и на цену.
Сегмент 4 Постоянные  покупатели хлеба (ежедневно), средний  возраст 35-55 лет, имеющие средний  и высокий уровень дохода, которые  за один приход в магазин покупают незначительное количество продукта (0,2-0,5 кг); обращают внимание на производителя и на качество.

    Также в результате опроса было выявлено 4 сегмента покупателей хлебной продукции с присущими им характеристиками, которые можно увидеть в таблице 2.

    Теперь  проанализируем конкурентоспособность  ЗАО «Хлебокомбинат» на основе метода Портера или анализа шести сил:

  1. Сила потребителей
  2. Угроза аналогичной продукции
  3. Сила поставщиков
  4. Противостояние существующих производителей
  5. Угроза новых участников рынка
  6. Сила других заинтересованных лиц
  7. Хлебозавод, благодаря богатому ассортименту, ориентируется на самые разные категории потребителей, имеет своего постоянного покупателя. Каждый покупатель продукции ЗАО «Калужский Хлебокомбинат» может выбрать хлеб на свой вкус и потребность, в том числе изделия диетического и лечебно-профилактического назначения, а также изделия любого веса, половинками и в нарезке. ЗАО «Хлебокомбинат» выпускает более 60 наименований хлебобулочных изделий. Что касается цены хлебных изделий, то с 17 августа 2010 года произошло подорожание продукции на 17%, кроме социального хлеба, его цена осталась прежней. Но, несмотря на изменение цены, спрос на хлебную продукцию не изменился.
  8. Аналогичной хлебным изделиям продукции не существует, поэтому угрозы аналогичной продукции нет, и в ближайшее время не будет. Хлеб в России является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.
  9. Автопарк хлебокомбината насчитывает более 60 автомобилей, предназначенных для перевозки хлебобулочной продукции, что позволяет охватить все районы Калужской области. Самый полный ассортимент продукции ЗАО «Хлебокомбинат» представлен более чем в 30 торговых точках, принадлежащих предприятию. Калужский Хлебокомбинат при активной поддержке администрации города Калуги и Калужской области, благотворительного фонда «Возрождение» проводит акцию «Каждая крошка в ладошку». Часть средств, вырученная от продажи хлебобулочных изделий ЗАО «Хлебокомбинат» идет на помощь детям, нуждающимся семьям с детьми-инвалидами и многодетным семьям.
  10. На калужском рынке хлебной продукции присутствует 3 основных более крупных производителя: ЗАО «Хлебокомбинат», ХП ИП Клеева, ООО ХП «Золотая нива». Также на рынке присутствую изделия из тульской и смоленской областей. Но ЗАО «Хлебокомбинат» имеет больше конкурентных преимуществ, таких как наличие 30 торговых точек, принадлежащих предприятию и оптимальное сочетание цены и качества.
  11. Рынок хлебной продукции является моделью рынка олигополии. В отрасли присутствует несколько производителей стандартизированного продукта, группа которых сформировалась около 5 лет назад. Фирмы зависят друг от друга по цене и объему производства, более того, хлеб это не та продукция, которую можно хранить более нескольких суток. Поэтому если неправильно рассчитать объем производства продукции, то ее не раскупят и товар пойдет на утилизацию, так и не принеся прибыли. Все эти факторы определяют высокие барьеры для входа в отрасль.
  12. Калужский Хлебокомбинат активно поддерживает программу губернатора области А.Д.Артамонова «Покупаем Калужское». В 2009 году предприятие получило награду в данном смотре - конкурсе в номинации «Лучший товар года».

Информация о работе Повышение конкурентоспособности