Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы состоит в выявлении роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1 раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства; 2 рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности; 3 исследовать роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска; 4 провести анализ показателей деятельности и условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства в Ленинском районе г. Бобруйска.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа теоретическая часть Койпиш ГУ - 5.docx

— 88.08 Кб (Скачать файл)

В целях обеспечения гарантий, соблюдения прав и законных интересов  лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, расширения рынка товаров  и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом  Республики Беларусь подписаны Указы  от 24 марта 2007 г. № 148 «О неотложных мерах  по поддержке предпринимательства» и от 18 июня 2007 г. № 285 "О некоторых  мерах по регулированию предпринимательской  деятельности", 16 мая 2007 г. №225 «О некоторых  вопросах осуществления физическими  лицами ремесленной деятельности».

В республике ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший  предприниматель года», который  способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей  и коллективов предпринимательских  структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны.

С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработана программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы (Постановление Совета Министров РБ 29.12.2012 № 1242), в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства.

Целями настоящей Программы  является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие  основные задачи:

вхождение в число передовых  стран по ведущим международным  рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны, для улучшения  международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

развитие конструктивного  диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;

увеличение доли малого и  среднего предпринимательства в  валовом внутреннем продукте до 30 процентов  и обеспечение численности занятых  в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

совершенствование государственного регулирования условий ведения  бизнеса;

содействие развитию субъектов  инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка, оказание консультационных услуг, обеспечение доступа к материальным ресурсам, участие в государственных закупках товаров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с государственными органами и другое) [программа 2013-2015].

В 2013 году усилия Минэкономики РБ будут направлены на обеспечение формирования условий, стимулирующих развитие производственного предпринимательства, освоение его субъектами новых видов деятельности и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, в том числе в малых городах и сельских населенных пунктах, а также повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности экономики в целом. Для этого Минэкономики продолжит мониторинг реализации положений и соблюдения требований Директивы №4, координацию деятельности органов государственного управления в области выработки и реализации мер по вхождению Беларуси в топ-30 стран рейтинга Всемирного банка "Ведение бизнеса".

В ближайшей перспективе  планируется инициировать принятие конкретных мер по совершенствованию  законодательства, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности, направленных на создание безбарьерной среды для ведения бизнеса, снижение административной и налоговой нагрузки, обеспечение правовой регламентации государственно-частного партнерства, саморегулируемых организаций, развитие института франчайзинга, изучение вопроса о введении системы оценки эффективности деятельности и ответственности руководителей государственных органов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, развитие малого и среднего предпринимательства в курируемых сферах и (или) регионах и другое.

Директива №4 от 31 декабря 2010 года "О развитии предпринимательской  инициативы и стимулировании деловой  активности в Республике Беларусь" является ключевым документом, фундаментально определившим роль и место предпринимательства  в белорусской экономической  системе, а также политику государства  в отношении его развития и  поддержки.

Для обеспечения максимально  оперативной и эффективной реализации требований Директивы №4 постановлением Совета Министров и Национального  банка №251/6 от 28 февраля 2011 года были утверждены мероприятия по реализации ее положений. В рамках этих мероприятий  к выполнению предложено 133 меры, перечень и последовательность которых выработаны в тесном взаимодействии органов  государственного управления с бизнес-сообществом. Запланированные реформы в большинстве  своем нашли отражение в принятых либо подготовленных и внесенных  в правительство проектах нормативных  правовых актов и предложениях по вопросам либерализации. По состоянию  на 1 марта 2013 года принят (издан) 121 акт  законодательства, которые предусматривают  реализацию ряда мер, оказавших существенное влияние на упрощение условий  ведения бизнеса и повышения  инвестиционной привлекательности  страны.

Принятые акты законодательства предусматривают в том числе  защиту и развитие частной собственности, либерализацию сферы ценообразования, сокращение финансовой отчетности и  сведений в ней, введение электронной  регистрации и совершенствование  процедуры ликвидации субъектов  хозяйствования, либерализацию регулирования  рынка труда, снижение и оптимизацию  налоговой нагрузки, совершенствование  контрольно-надзорной деятельности, стимулирование предпринимательской  деятельности на территории средних, малых  городов и сельской местности. Принципиально  важным является снижение и оптимизация  налоговой нагрузки, упрощение налогового администрирования, что способствует созданию более стабильной и справедливой налоговой системы.

Претворение в жизнь предписаний  Директивы №4, а также иных документов, направленных на скорейшее достижение цели совершенствования бизнес-климата, совместными усилиями государственных  органов, общественных объединений  предпринимателей и отдельных субъектов  хозяйствования позволит выстроить  целостную структурированную взаимосогласованную  систему регуляторных актов, регламентирующих вопросы осуществления предпринимательской  деятельности, что значительно упростит вхождение в бизнес и осуществление  предпринимательской деятельности на территории нашей страны.

  1. Исследование роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска

 

 

    1. Характеристика социально-экономического развития района

 

 

В данном социально-экономическом районе анализируются такие направления и сферы: промышленность, внешнеторговый оборот, результаты финансовой деятельности, платные услуги, заработная плата и отчисления в Фонд социальной защиты населения, инвестиционная деятельность, предпринимательство, охрана труда, строительство, транспорт, связь, образование, культура, здравоохранение и другие.

Анализ социально-экономического развития региона будем проводить  на основе справки об итогах работы отраслей народного хозяйства и социально-экономического развития Ленинского района за январь-декабрь 2011 года.

В течение отчетного периода  выполнение основных прогнозных показателей, доведенных району, находилось под  постоянным контролем администрации  района, деятельность администрации  района была направлена на решение  задач по выполнению прогноза социально-экономического развития района и обеспечение выполнения заданий пятилетней программы.

В результате принимаемых мер во втором полугодии 2011 года отмечается положительная динамика в основном по всем прогнозным показателям. Превышены прогнозируемые на год уровни по темпам роста объемов производства промышленной продукции и потребительских товаров.

Промышленность

Объем производства промышленной продукции в фактических ценах  составил 237,5 млрд. руб. Темп роста в  сопоставимых ценах к  соответствующему уровню 2009 года составил  113,8% при  прогнозе 113,6%.

Темп роста объема производства по организациям, подчиненным местным  исполнительным и распорядительным органам, составил 129,1%, при задании 112,1%.

Предприятиями без ведомственной  подчиненности произведено промышленной продукции 97,1% к уровню 2010 года.

По организациям, подчиненным  республиканским органам управления, темп роста составил 112,5%, при задании 113,8%. На невыполнении прогнозного показателя предприятиями республиканской  формы собственности сказалась  работа ОАО «ФанДОК» (100,4% при годовом  прогнозе 130,0%, недодано до прогноза 13,6 млрд.руб.). За отчетный период потери товарной продукции составили 5440,8 млн.руб. или 11,8%. Основными причинами явились: срыв сроков завершения модернизации фанерного завода из-за недопоставки поставщиком оборудования;   недостаток собственных оборотных средств  предприятия (по состоянию на 01.12.2011г. - 48,3 млрд.руб.), не позволил в полном объеме загрузить производственные мощности сырьевыми ресурсами; неблагоприятные погодные условия  и недостаток денежных средств для оплаты древесины на корню не позволили леспромхозу выполнить план по заготовке и вывозке фанерного сырья.

РУП «УТ им.Непогодина» (106,1% при годовом задании 112,0%), невыполнение объемов связано с уменьшением  заказов в 1-м квартале 2010г. со стороны  крупных заказчиков  (Белорусская  железная дорога, Белгосстрах), снижения заказов на специализируемую продукцию  предприятия (бланков строгой отчетности). Несмотря на принимаемые меры по наращиванию  объемов производства во 2-м полугодии (116,3% по сравнению с аналогичным  периодом 2009г.) недодано до прогноза 860 млн.руб.

По итогам работы за январь-декабрь 2011 года объем производства потребительских товаров составил 193,9 млрд. руб., темп роста 115,9% при годовом прогнозе – 112,6%.

Выполнение прогнозных показателей  по объемам производства потребительских  товаров в разрезе подчиненности  составило:

1 предприятиями, подчиненными республиканским органам государственного управления с ростом 114,1% при прогнозе 112,5%. Не обеспечили выполнение прогнозного задания ОАО «Славянка» (106,4% при годовом задании 111,5%), РУП «УТ им.Непогодина» (105,5% при годовом задании 114,0%).

2 предприятиями, подчиненными местным исполнительным и распорядительным органам темп роста составил 128,0%, при задании 113,5%.

3 предприятиями, не имеющими ведомственного подчинения – 106,7% к соответствующему периоду прошлого года. Ниже уровня прошлого года сработало УЧПТП «СВ-Класс» (83,6% при прогнозе 116,9%).

Запасы готовой продукции  на складах предприятий по состоянию на 01.01.2012г. сократились по сравнению с 01.10.2011г. на 722 млн.рублей, составив в текущих ценах 17,3 млрд.рублей. Соотношение их объема к среднемесячному производству продукции составило 87,4% при расчетном нормативе 85,8%. Допустили превышение норматива по запасам готовой продукции ОАО «ФанДОК» -  143,2% при нормативе 75,0%, ОАО «Спецавтотехника» - 122,8% при нормативе 55,0%.

За январь-сентябрь 2011 года удельный вес производства новых видов продукции в общем объеме производства увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,1 п.п., составив 14,7%.

Среднесписочная численность  работников на промышленных предприятиях района за январь-декабрь 2011 года, сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6%, составив 7894 чел.

Соотношение производительности труда в промышленности и реальной заработной платы за январь-декабрь 2011 г к аналогичному периоду 2010 года составило 119,4 процента и 119,2 процента соответственно.

Внешнеторговый  оборот

За январь-ноябрь 2011 года внешнеторговый оборот по промышленным организациям района составил 70,2 млн. дол. США или 121,6% к соответствующему периоду прошлого года, в т.ч. экспорт - 50,6 млн. дол. США или 126,5%.

Экспорт товаров предприятиями  коммунальной собственности за январь-ноябрь 2011 года составил  146,0% при прогнозе на год 120,0%.

Не обеспечили выполнение доведенного вышестоящими органами управления задания по экспорту продукции: ЗАО «Бобруйскмебель» (95,3% при прогнозе 143,0%), ОАО «ФанДОК» (115,1% при прогнозе 141,0%), ОАО «Славянка» (124,6% при прогнозе 129,0).

Темп роста объема импорта к январю-ноябрю 2010 года составил 110,6%.  Импортировано товаров на 19,6 млн.долл. США. Допустили прирост импорта продукции:  ОАО «Славянка» (138,1% при прогнозе 116,0%), Ф-л СООО «ФСО «Труд-Нью Лайн» (303,0% при прогнозе 204,0%), РУП «БУТ им.Непогодина» (292,6% при прогнозе 126,2%).

Основными торговыми партнерами промышленности района является Российская Федерация, доля которой во внешнеторговом обороте составляет – 74,6%.  В страны ближнего зарубежья и в Россию экспортировано продукции на 37,7 млн.долл.США  или на 34,9% больше, чем за аналогичный  период прошлого года.

Сальдо торгового баланса  в целом по промышленным организациям района положительное и составляет 30,9 млн. долл.США. Отрицательное сальдо торгового баланса сложилось  на ЧУП «Универсал Бобруйск» (минус 73,38 тыс.долл.США), в связи с проведением  работ по модернизации производства и приобретением импортного сырья  и запчастей к оборудованию.

Информация о работе Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске