Подготовка кадров на предприятии и пути ее совершенствования ОАО «РЖД» В-С. ТЦФТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако, чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы подготовки персонала………………………5
Подготовка кадров как элемент кадровой политики………………..5
1.2. Системы профессиональной подготовки, их особенности в рыночных условиях хозяйствования……………………………………………………9
Глава 2. Анализ подготовки на ОАО «РЖД» В-С. ТЦФТО………………..15
2.1.Общая характеристика предприятия…………………………………..15
2.2.Состав и структура персонала предприятия…………………………17
2.3.Анализ состояния подготовки работников на предприятии ……….18
2.4.Анализ состояния переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии………………………………………………………20
Глава 3.Совершенствование профессиональной подготовки кадров на предприятии………………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика труда.doc

— 2.10 Мб (Скачать файл)

В рыночных условиях необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд предприятия определяет сам работодатель.

В Российской Федерации  начальная подготовка молодых рабочих  осуществляется в системе профессионально-технического образования и включает две основные формы обучения:

- в государственных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;

- непосредственно на предприятиях и в организациях с различными формами собственности. 3

В мировой экономике  существует три основных системы подготовки кадров: кооперативная, производственная и государственная, а также множество их вариантов. Кооперативная система подготовки кадров основывается на взаимодействии организаций, представляющих работодателей, государство и профсоюзы. Производственная, или корпоративная, система подготовки кадров ориентируется на пожизненный наем и низкую текучесть рабочей силы, обеспечиваемые передовыми фирмами. Государственная система подготовки кадров базируется на регулировании подготовки кадров централизованно или с учетом рыночного спроса и предложения.4

В условиях перехода к рыночной экономике состояние подготовки рабочих кадров как в системе профессионально-технического образования, так и непосредственно на производстве стало серьезной социально-экономической проблемой для страны. Подготовка инженеров-технологов, экономистов - менеджеров и других управленческих кадров в высших учебных заведениях также недостаточно приближена к рыночным условиям и конкретному производству. Именно поэтому молодые специалисты не слишком быстро включаются в самостоятельную творческую деятельность по совершенствованию техники, технологии, организации и улучшению экономических показателей предприятий. Высокие рыночные требования к уровню профессиональной квалификации рабочих кадров вызывают необходимость коренной перестройки всей системы профессионально-технического образования. Действующая система подготовки должна быть мобильной, учитывать происходящие на рынке труда изменения спроса на рабочую силу, постоянно соответствовать данным требованиям, как с качественных, так и с количественных позиций. Новому этапу развития рыночной экономики, новой технике, технологии и организации производства должны в полной мере соответствовать системы, формы, содержание и методы подготовки персонала.

Наиболее эффективной  является групповая форма подготовки молодых рабочих, применяемая на передовых предприятиях, имеющих свои учебные мастерские, цехи и комбинаты. По своему содержанию групповая форма обучения рабочих на производстве приближается к условиям профессиональной подготовки в стационарных учебных заведениях. В учебных цехах предприятия имеются лучшие возможности для их оснащения современным оборудованием, применения прогрессивных технологических процессов, создания благоприятных условий для более полного усвоения учебного материала и практических приемов выполнения работы.

Курсы целевого обучения организуются на предприятии  для освоения вторых и смежных  профессий, повышения квалификации работников по новой технике и технологии производства, новых методов планирования и управления производством и многих других четких целей.

Продолжительность профессиональной подготовки рабочих  на производстве определяется сроками ученического договора и временем достижения требуемой квалификации, как правило, первого или второго разряда. Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии и специальности. Работники, проходящие обучение в своей организации, могут по соглашению с работодателем полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.

В период ученичества  молодым рабочим выплачивается  стипендия. Работы, выполняемые учениками на практических занятиях, оплачиваются по установленным расценкам. После завершения профессиональной подготовки рабочий должен приступить к работе на предприятии по полученной профессии и специальности. По действующему трудовому законодательству испытательный срок для работников, успешно завершивших свое ученичество, не устанавливается.

Система профессионально-технического образования испытывает значительные финансовые трудности. В настоящее время ПТУ лишились материально-технической помощи со стороны предприятий. Если несколько лет назад подросток, поступая в училище, уже знал, где он будет работать по окончании, то теперь, в условиях, когда предприятия не имеют возможности вкладывать средства в свои производственные базы, предоставлять места для производственной практики учащихся подшефных училищ и готовить рабочих, большинство получает свободное распределение.

В дальнейшем ПТУ  будут испытывать проблемы с комплектованием  учебных заведений молодыми инженерно-педагогическими  кадрами.

Учебные заведения, региональные системы вынуждены интуитивно ориентироваться в развитии профессиональных полей, изменении профилей подготовки. Если у нас не имеется надёжной информации, отсутствуют какие -либо прогнозы, то трудно методом проб и ошибок найти точное решение на ближайшую перспективу не говоря уже об отдалённой системе.

Только комплексными, целенаправленными мерами можно  поддержать систему образования  и снять напряжение на молодёжном рынке труда. Государственные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предпринимателей, инвесторов.

Следовательно, идеальная система профессионального  обучения до сих пор не создана  в нашей стране. Для функционирования системы подготовки и переподготовки кадров необходимы следующие условия:

- наличие прочной,  высококачественной общеобразовательной  базы, без которой трудно развивать  профессиональные навыки и аналитические  способности работников;

- создание стимулов  для эффективного существования  систем профессионального обучения;

- совершенствование  профессионального образования  с целью гибкого реагирования  на потребности экономики, динамику  спроса и предложения на рынке  труда. 

Следовательно, идеальная система профессионального обучения до сих пор не создана в нашей стране.

Ключевой элемент  в системе подготовки высококвалифицированных  кадров – ВУЗы. Система обязана сохранить свою главную функцию воспроизводство высокоинтеллектуального профессионального потенциала общества.

Нестабильное  функционирование системы образования  и профессиональной подготовки – результат того, что её финансирование остаётся на крайне низком уровне.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих  кадров в условиях рыночной экономики происходит под воздействием социально-экономических и структурных сдвигов в общественном производстве.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ОАО «РЖД» В-С. ТЦФТО

 

2.1. Общая  характеристика предприятия

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» зарегистрировано в налоговой инспекции в сентябре 2003 года. Согласно Уставу организации имеет уставный капитал в сумме 12350000 рублей. Организацией открыт расчетный счет № 40702710714024143001 в филиале «ТрансКредитБанка» г.Иркутска, БИК банка 042540740, корр. счет № 30101810100000000730. Предприятию присвоен ИНН № 7708503727. 

Восточно-Сибирский территориальный  центр фирменного транспортного обслуживания является структурным подразделением Центра фирменного транспортного – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - Филиал).

Подразделение руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами, уставом ОАО «РЖД».

Основной задачей  Подразделения является организация  и ведение работ по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов и использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», в том числе: перевозка грузов железнодорожным транспортом, организация комплексного транспортного обслуживания, продажа и аренда железнодорожного подвижного состава, эксплуатация железнодорожных путей не общего пользования, подача-уборка вагонов, оказание информационных и иных услуг, связанных с перевозкой грузов.

Оплата труда  выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В Обществе применяется  авансовый порядок расчетов заработной платы. Работникам выдается аванс, а окончательный расчет производится при выплате заработной платы за вторую половину месяца. Размет аванса определяется соглашением Общества с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора. Выплату заработной платы за первую половину месяца производится в размере 40% тарифной ставки (оклада) с учетом отработанного времени (при не полностью отработанном времени сумма заработной платы корректируется исходя из фактически отработанного времени).

В Обществе разработано  положение о премировании, которое  предусматривает выплату премий в размере 20%  заработной платы за выполнение плана, территориальный коэффициент – 30%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Состав  и структура персонала предприятия

 

 

 

2.3.  Анализ подготовки кадров на  предприятии

 

 

 Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:   

 • надлежащего  уровня подготовки работника,  соответствующего требованиям рабочего места (должности);  

 • условий  для мобильности работника, как  предпосылки к лучшему использованию  и обеспечению занятости;  

 • возможности  для продвижения работника как  условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.  

 Перед системой  управления персоналом на предприятии  стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:  

 • выработка  стратегии в формировании квалифицированных  кадров;  

 • определение  потребности в обучении кадров по отдельным группам;  

 • правильный  выбор форм и методов подготовки  и повышения квалификации;  

 • выбор  программно-методического и материально-технического  обеспечения процесса обучения  как важного условия качества  обучения;  

 • изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров, действующая в филиале осуществляется на основании разработанного стандарта, составленного на основании «Типового положения о непрерывном профессиональном обучении». Эта система устанавливает формы и методы подготовки, переподготовки рабочих кадров, повышение квалификации, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях. Стандарт подлежит исполнению руководителями всех уровней и во всех подразделениях предприятия, сотрудников таких отделов как: отдел продаж, отдел маркетинга, отдел снабжения.

На предприятии организуются следующие виды обучения персонала, обеспечивающие его непрерывность:

  • подготовка новых рабочих;
  • переподготовка рабочих;
  • повышение квалификации рабочих;
  • повышение квалификации специалистов.

 Рассмотрим укомплектованность кадров по образованию, (рис 1)


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Уровень образования в В-С. ТЦФТО

Обеспеченность специалистами  с высшим профессиональным образованием по состоянию на 01.01.2011 года  составляет 48,9%. (307 человек), средним профессиональным – 30,7% (193 работника), процент практиков составляет 20.4% от численности работающих (128 человек), 21 человек из числа практиков обучается в учебных заведениях. Такое количество практиков вызвано переводом в 2008 году товарных кассиров станций в агенты СФТО, которые должны иметь среднее профессиональное образование, а не ПТУ в отличие от кассиров товарных (грузовых). В территориальном центре разработана программа по замене практиков. Проведение соответствующих мероприятий позволило за 2 года, начиная с января 2009 года, снизить количество практиков со 168 до 128 человек.

Из 628 человек на 268 инженерных должностях работают 270 работников, из них 238 человека имеют высшее образование, 28 человек – среднее профессиональное образование и 4 практика. На 343 технических должностях работает 358 человек, технические должности замещают 69 человек с высшим образованием, 165 человек со средним профессиональным образованием и 124 практика.

 

2.4. Анализ  состояния переподготовки и повышения 

квалификации  работников на предприятии

 

Задачи и основные направления деятельности Компании в области взаимодействия с персоналом определены в «Функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД на период до 2015 года» (утв. от 31.08.2009 г. №1819р), целью, которой является обеспечение потребности холдинга «РЖД» в квалифицированном персонале и эффективное развитие кадрового потенциала, в среднесрочную перспективу. В рамках реализации развития кадрового потенциала  территориальный центр осуществляет выполнение основных задач стратегии: развитие персонала, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

На рисунке  видно планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих аппарата центра и структурных подразделений в 2010 году включали обучение в РАПСе, МИИТе, ИрГУПСе, в дорожных центрах обучения по следующим программам: маркетинг (11 чел.), современные концепции системного менеджмента качества (6 чел.), повышение квалификации агентов СФТО (60 чел.), управление проектами (4 молодых  работника), охрана труда (26 чел.) и другие (корпоративные технологии управления персоналом, основы корпоративного управления, коммерческая тайна, юриспруденция) – 5 работников. В 2010 году проведена переподготовка и повышение квалификации 112 руководителям, специалистам и служащим к плану в 116 человек и пройден 1-й этап многокаскадного обучения в Корпоративном университете 5 заместителями начальника центра. Из числа прошедших переподготовку и повышение квалификации 1 человек из номенклатуры  Ц,   7 человек из номенклатуры Ф (ЦФТО) и 33 человека номенклатуры ФР (ТЦФТО).

Информация о работе Подготовка кадров на предприятии и пути ее совершенствования ОАО «РЖД» В-С. ТЦФТО