Поддержка малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:
1. Показать сущность малого бизнеса в РФ.
2. Проанализировать тенденции развития малого предпринимательства.
3. Изучить основные направления государственной поддержки малому предпринимательству в РФ.
4. Рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в России.
5. Выявить проблемы развития малого предпринимательства в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….…..3
Часть 1. Современное состояние малого предпринимательства в РФ……….…5
1.1. Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………….….5
1.2. Развитие малого предпринимательства в России…………………………...10
Часть 2. Поддержка малого предпринимательства в России……………………13
2.1. Система государственной поддержки малого бизнеса…...…………………13
2.2. Роль государства в поддержки малого предпринимательства в России…...16
2.3. Эффективность государственной поддержки малого бизнеса……………...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………...………28

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГМУdoc.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Таким образом, определен критерий выделения  малых предприятий - по численности  работающих. Несовершенство данного  критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо  универсальных критериев выделения  малых предприятий, позволяющих  безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

 

 

 

 

1.2. Развитие  малого предпринимательства в  России

 

 

 

Развитие малого предпринимательства  в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

Малый бизнес – это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К субъектам предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.

В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства  в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие  малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий – от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

История российского  предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.

В настоящее  время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий.

 Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса – «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Банк Уралсиб» и другие.

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

  1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
  2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
  3. Негативное отношение к предпринимателям части населения.
  4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
  5. Снижение покупательной способности население на массовую продукцию.

Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства  в Основные направления деятельности на период до 2012 года и ставит перед  собой задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни государства.

Основные стратегические ориентиры в области развития МСП – увеличение в 1,5 раз числа малых компаний преимущественно за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40% оборота данного сектора; увеличение в 6 раза числа малых инновационных компаний с 1% до 6%); снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров в 6 раз: с 6% до 1% от оборота.

Формирование адекватной законодательной основы такого развития – один из инструментов государственной политики содействия предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Поддержка малого предпринимательства в России

2.1. Система государственной поддержки малого бизнеса

 

Существует необходимость  поддержки малого предпринимательства государством. Критериями сущности поддержки малого предпринимательства отвечают разнообразные формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия малых хозяйствующих структур с крупными.

В результате хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды последнего, дополняемая взаимовыгодным движением информационных, технологических, сырьевых и прочих ресурсов. Все это дает основания рассматривать совокупность вышеназванных процессов, как интеграционную поддержку малого предпринимательства.

Области и субъекты поддержки малых предприятий тесно взаимосвязаны: государственное воздействие рассматривается и на развитие системы интеграционных связей, как ключевого элемента внешней среды малого предпринимательства. В свою очередь крупный бизнес участвует в инициируемых государством мероприятиях по развитию инфраструктуры поддержки.

 Таким образом,  представляется возможным сделать  вывод о функционировании двух  подсистем:

- государственно - общественной;

- интеграционной - в рамках единой системы поддержки малого предпринимательства.

Данную систему логично определить как совокупность мероприятий, направленных на разрешение основного противоречия малого бизнеса и осуществляемых государством, общественными органами и крупными предприятиями через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интеграции.

Алгоритм исследования эволюции подсистемы государственной  поддержки таков: от «инвентаризации» ее основ (выявление места в структуре «государственной машины», принципов, целей, программ, органов и т.д.) к формулированию главных направлений ее воздействия на преодоление кризисных явлений в сфере российского малого предпринимательства, а затем - к обоснованию комплекса мер по ее организационному совершенствованию.

В содержание поддержки  малого предпринимательства как важной экономической функции государства следует выделить два начала: обеспечивающее и управленческое.

«Обеспечивающее» в данном случае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных услуг, и т.д.

 Управленческое же начало всегда связано с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Как представляется, это начало призвано стать ведущим, так как оно придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер.

Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает, синтез управленческого  и обеспечивающего аспектов рассматриваемой  системы.

Такие выделяются принципы господдержки малого предпринимательства, как:

- протекционизм (сочетаемый с обеспечением свободного рыночного саморегулирования);

- программно-целевой характер;

- дифференцированность: обусловленная гарантированностью поддержки и ответственность госорганов;

- учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей.

Эти направления выступают  средствами реализации высшей цели поддержки малого предпринимательства - осуществление в полном объеме этим сектором народного хозяйства своих экономических, научно-технических, социальных и других функций.

Цели, принципы и направления  помощи малому бизнесу фиксируется  в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому бизнесу. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. Государственные программы поддержки малого предпринимательства в разных странах многочисленны и имеют сравнительно узкий характер.

В структуре системы  государственной поддержки малого предпринимательства выделяют три уровня: федеральный, региональный и местный, каждый из которых сам образует соответствующую систему.

Органы поддержки подразделяются на три аналогичные группы.

На основе анализа  отечественного опыта выделяются следующие  конкретные виды институтов поддержки:

1). Финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.д.;

2). Лизинговые компании;

3). Бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны агентства и центры развития малого бизнеса;

4). Центры (пункты) информационного обеспечения;

5). Учебные центры.

 

 

 

2.2. Роль государства в поддержки малого предпринимательства в России

 

Можно выделить ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.

Во-первых, государство  выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия  функционирования субъектов рынка, т. е. разработка и контроль за соблюдением  нормативно-правовых актов.

Во-вторых, государство  является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом.

И, в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов.

Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого бизнеса по следующим направлениям:

- создание институциональных основ;

- управленческая научно-методическая поддержка;

- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

- финансово-кредитная поддержка;

- налоговая политика;

- антимонопольная политика.

Динамичное развитие малого предпринимательства и его  эффективное участие в решении  социально-экономических проблем  на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в РФ