Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:21, контрольная работа
Целью работы является - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:
1. Показать сущность малого бизнеса в РФ.
2. Проанализировать тенденции развития малого предпринимательства.
3. Изучить основные направления государственной поддержки малому предпринимательству в РФ.
4. Рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в России.
5. Выявить проблемы развития малого предпринимательства в стране.
Введение………………………………………………………………..……….…..3
Часть 1. Современное состояние малого предпринимательства в РФ……….…5
1.1. Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………….….5
1.2. Развитие малого предпринимательства в России…………………………...10
Часть 2. Поддержка малого предпринимательства в России……………………13
2.1. Система государственной поддержки малого бизнеса…...…………………13
2.2. Роль государства в поддержки малого предпринимательства в России…...16
2.3. Эффективность государственной поддержки малого бизнеса……………...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………...………28
1.2. Развитие малого предпринимательства в России
Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.
Малый бизнес – это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К субъектам предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.
В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.
Развитие любых форм
предпринимательской
История российского предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.
В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий.
Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса – «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Банк Уралсиб» и другие.
На сегодняшний день
группой мировых экспертов
Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.
Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства в Основные направления деятельности на период до 2012 года и ставит перед собой задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни государства.
Основные стратегические ориентиры в области развития МСП – увеличение в 1,5 раз числа малых компаний преимущественно за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40% оборота данного сектора; увеличение в 6 раза числа малых инновационных компаний с 1% до 6%); снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров в 6 раз: с 6% до 1% от оборота.
Формирование адекватной законодательной основы такого развития – один из инструментов государственной политики содействия предпринимательства.
Часть 2. Поддержка малого предпринимательства в России
2.1. Система государственной поддержки малого бизнеса
Существует необходимость поддержки малого предпринимательства государством. Критериями сущности поддержки малого предпринимательства отвечают разнообразные формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия малых хозяйствующих структур с крупными.
В результате хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды последнего, дополняемая взаимовыгодным движением информационных, технологических, сырьевых и прочих ресурсов. Все это дает основания рассматривать совокупность вышеназванных процессов, как интеграционную поддержку малого предпринимательства.
Области и субъекты поддержки малых предприятий тесно взаимосвязаны: государственное воздействие рассматривается и на развитие системы интеграционных связей, как ключевого элемента внешней среды малого предпринимательства. В свою очередь крупный бизнес участвует в инициируемых государством мероприятиях по развитию инфраструктуры поддержки.
Таким образом,
представляется возможным
- государственно - общественной;
- интеграционной - в рамках единой системы поддержки малого предпринимательства.
Данную систему логично определить как совокупность мероприятий, направленных на разрешение основного противоречия малого бизнеса и осуществляемых государством, общественными органами и крупными предприятиями через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интеграции.
Алгоритм исследования эволюции подсистемы государственной поддержки таков: от «инвентаризации» ее основ (выявление места в структуре «государственной машины», принципов, целей, программ, органов и т.д.) к формулированию главных направлений ее воздействия на преодоление кризисных явлений в сфере российского малого предпринимательства, а затем - к обоснованию комплекса мер по ее организационному совершенствованию.
В содержание поддержки малого предпринимательства как важной экономической функции государства следует выделить два начала: обеспечивающее и управленческое.
«Обеспечивающее» в данном случае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных услуг, и т.д.
Управленческое же начало всегда связано
с планированием, решением организационно-
Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает, синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.
Такие выделяются принципы господдержки малого предпринимательства, как:
- протекционизм (сочетаемый с обеспечением свободного рыночного саморегулирования);
- программно-целевой характер;
- дифференцированность: обусловленная гарантированностью поддержки и ответственность госорганов;
- учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей.
Эти направления выступают средствами реализации высшей цели поддержки малого предпринимательства - осуществление в полном объеме этим сектором народного хозяйства своих экономических, научно-технических, социальных и других функций.
Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируется в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому бизнесу. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. Государственные программы поддержки малого предпринимательства в разных странах многочисленны и имеют сравнительно узкий характер.
В структуре системы
государственной поддержки
Органы поддержки подразделяются на три аналогичные группы.
На основе анализа отечественного опыта выделяются следующие конкретные виды институтов поддержки:
1). Финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.д.;
2). Лизинговые компании;
3). Бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны агентства и центры развития малого бизнеса;
4). Центры (пункты) информационного обеспечения;
5). Учебные центры.
2.2. Роль государства в поддержки малого предпринимательства в России
Можно выделить ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.
Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т. е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.
Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом.
И, в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов.
Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого бизнеса по следующим направлениям:
- создание институциональных основ;
- управленческая научно-методическая поддержка;
- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
- финансово-кредитная поддержка;
- налоговая политика;
- антимонопольная политика.
Динамичное развитие
малого предпринимательства и его
эффективное участие в решении
социально-экономических
К началу XXI века в регионах
России создано 80 региональных фондов
поддержки малого и среднего предпринимательства,
54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров,
созданных межрегиональным марк