Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:21, контрольная работа
Целью работы является - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:
1. Показать сущность малого бизнеса в РФ.
2. Проанализировать тенденции развития малого предпринимательства.
3. Изучить основные направления государственной поддержки малому предпринимательству в РФ.
4. Рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в России.
5. Выявить проблемы развития малого предпринимательства в стране.
Введение………………………………………………………………..……….…..3
Часть 1. Современное состояние малого предпринимательства в РФ……….…5
1.1. Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………….….5
1.2. Развитие малого предпринимательства в России…………………………...10
Часть 2. Поддержка малого предпринимательства в России……………………13
2.1. Система государственной поддержки малого бизнеса…...…………………13
2.2. Роль государства в поддержки малого предпринимательства в России…...16
2.3. Эффективность государственной поддержки малого бизнеса……………...20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………...………28
Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и кольсультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.
Важным инструментом
государственной поддержки
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития.
Государственная поддержка малому бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.
В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка.
Из всего сказанного,
очевидно, что от уровня развития не
только крупного, но и малого бизнеса,
от учета в полной мере интересов
обеих сторон в значительной степени
зависит экономический и
У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.
Правительством Российской
Федерации разработаны и
- усиление гарантий защиты прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
- проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контроля);
- проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации;
- преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
- замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;
- исключение вне-процессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;
- наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона;
Утвержден план мероприятий,
направленных на существенное упрощение
и удешевление процедуры
2.3. Эффективность государственной поддержки малого бизнеса
Задачи повышения роли господдержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость эффекта от затрачиваемых средств. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:
- выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
- оценку вклада (доли) государственной поддержки в получении социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);
- определение экономики на трансакционных издержках;
- оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса;
- выявление и оценку негативных явлений, возникающих в том числе из-за невысокого уровня поддержки.
Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени господдержка является помощью для саморазвития малых предприятий и в какой выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочные эффекты и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.
Критерии эффективности поддержки малого предпринимательства должны отражать меру ее воздействия на реализацию тех целей, которые стоят перед предприятиями этой сферы. Гипотетически такой эффект можно было бы определить как разницу между показателями результативности деятельности малых предприятий при поддержке и без таковой. Провести подобные расчеты сложно, прежде всего, из-за несовершенства информационной базы, но это не единственная причина.
При подходе к решению
данного вопроса следует
Поэтому оценить эффективность поддержки малого предпринимательства на базе единого показателя, который учитывал бы эффект на всех уровнях, не возможно. При этом появляется принципиальная возможность выделить в эффектах долю, зависящую от поддержки малого предпринимательства.
На региональном уровне
можно для оценки эффективности
малого предпринимательства и
1. Показатели производственной и коммерческой деятельности (в динамике). К ним относятся: производство продукции, товаров и услуг (общий объем и на душу населения); балансовая прибыль на 1 руб. затрат; платежи в бюджетную систему на 1 руб. выручки; относительная экономия от использования основных ресурсов; рентабельность; издержки производства и обращения на 1 руб. произведенной и реализованной продукции. Особо выделяется такой показатель, как отдача от затрат государства на поддержку малого предпринимательства - бюджетная эффективность. Это соотношение объема платежей в бюджетную систему (бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды) и объема средств государственной поддержки.
Расчет показателей доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте, в прибыли, бюджетных поступлениях позволяет оценить место малого бизнеса в развитии экономики региона. Это важный аспект оценки эффекта. Его значимость возрастает, если результаты сравнивать с недополучением прибыли и налогов из-за теневого оборота. Предлагаемые показатели и их динамика могут в определенной степени выявить роль поддержки в получении эффекта.
2. Показатели эффективности использования ресурсов: капиталоемкость; материалоемкость; удельные капитальные вложения на 1 руб. прироста продукции (работ, услуг) и др.
Их расчет позволяет
увидеть изменения в
3. Среди показателей повышения эффективности использования труда (в динамике) основным является производительность труда. Этот показатель важен, прежде всего, для сопоставления с аналогичным показателем по средним и крупным предприятиям, по регионам, а также для поиска резервов развития малых предприятий (внутренних и внешних). Обычно в комментариях ко всем подобным расчетам фиксируется более низкая производительность труда на малых предприятиях по сравнению со средними и крупными. Однако однозначные выводы здесь делать не следует. Во-первых, известно, что более крупные фирмы вытесняют малый бизнес в сферы деятельности с низкой рентабельностью и высокой трудоемкостью. Во-вторых, в деятельности малого предпринимательства недоучитывается теневой сектор, который является довольно мощным в крупных городах.
4. Кроме названных выше, можно применять еще несколько показателей экономической эффективности малого бизнеса на региональном уровне: прирост коэффициента эффективности (общей рентабельности), равного отношению суммы балансовой прибыли (или объема произведенной продукции, оказанных услуг) к полным затратам, с условным выделением доли поддержки; интегральный уровневый показатель частных показателей с применением формулы многомерной средней и др.
Для оценки абсолютной и
сравнительной эффективности
В целом следует отметить, что область применения перечисленных показателей довольно ограничена. Для совершенствования политики господдержки малых предприятий их недостаточно. Необходим поиск и других подходов к оценке эффекта от поддержки.
Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства может стать более многогранной и полной, если использовать методологический подход, основанный на анализе трансакционных затрат (издержек трансакций). Он может оказаться весьма продуктивным при анализе факторов, влияющих на становление малого бизнеса в нашей стране.
Речь идет о том, что
возможность преодоления барьер
Трансакционные издержки включают следующие составляющие:
- издержки поиска информации (затраты на поиск информации о рыночной ситуации, а также потери от неполноты информации);
- издержки ведения переговоров и заключение контрактов (в том числе затраты на юридическое и нелегальное оформление сделок);
- издержки измерения (затраты, необходимые для оценки качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка);
- издержки спецификации и защиты прав собственности (плата за услуги юристов и арбитража, за обеспечение безопасности; потери, понесенные из-за неправильной спецификации);
- издержки оппортунистического поведения (затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение их нарушений).
Перечисленные направления
поддержки развития малого бизнеса
позволяют сделать выводы о том,
что основной эффект от полной реализации
соответствующих мероприятий