Политика России в экспорте товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с политикой экспорта России на сегодняшний день. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить сущность внешнеторговой политики; 2. Определить основные виды внешнеторговой политики; 3. Рассмотреть основные цели и задачи политики России в экспорте товаров; 4. Выделить основные особенности политики экспорта в Российской Федерации; 5. Исходя из вышепоставленной задачи, необходимо ознакомиться с основными мерами поддержки экспорта России, таких как: - финансовая поддержка; - информационно – консультационная поддержка; - тарифные преференции;

Вложенные файлы: 1 файл

Политика России в экспорте товаров.docx

— 72.91 Кб (Скачать файл)

Существенное значение имеет  также развитие системы оказания экономического и технического содействия развивающимся странам, через механизмы  которого осуществляется крупномасштабный экспорт разнообразной продукции. Для осуществления такого содействия необходимо создание механизма долгосрочного  кредитования экспортных поставок оборудования с длительным циклом изготовления. Без этого предприятия будут  вынуждены отказываться от экспортных заказов, которые в настоящее  время являются зачастую единственным стимулом сохранения и развития уникальных промышленных производств.

Необходимо добиваться безусловного признания рыночного характера  российской экономики странами, которые  по-прежнему применяют свое антидемпинговое законодательство по отношению к России дискриминационным образом, последовательной практической реализации признания рыночного статуса российской экономики, в частности со стороны США и ЕС, при проведении антидемпинговых расследований против российских экспортеров.

Учитывая недостаточный  уровень конкурентоспособности  российской промышленности, а также  присоединение к ВТО и выполнение обязательств, с этим связанных, возникает  необходимость в защите внутреннего  рынка.

В связи с этим в ближайшие  годы  актуальной задачей развития экспортного потенциала страны должна оставаться политика по повышению конкурентоспособности российских производителей и защите от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

Подводя итоги всему вышеупомянутому  необходимо сказать о том, что  политика экспорта нуждается  в определении  более конкретных целей и задач  для дальнейшего развития; необходима доработка нормативной базы регулирования  внешнеторговой деятельности. Необходимо продолжать развитие системы поддержки экспорта, включающей организационные, торгово-политические, налогово-административные меры и меры валютного регулирования, а также финансовые, информационно-консультационные меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА РОССИИ

2.1. Финансовая поддержка экспорта

Среди мер государственной  поддержки экспорта  особое значение имеет финансовая поддержка, к которой  относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части  процентных ставок по экспортным кредитам.                В 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией [9] предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:         1.  Гарантийная поддержка (государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций). В качестве агента Правительства Российской Федерации, ответственного за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, определен «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк». Порядок и условия предоставления государственных гарантий установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2008 г. № 803 «Об утверждении правил Предоставления государственных гарантий российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной Поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)». Государственные гарантии Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) предоставляются в соответствии с Правилами:     а) при экспорте товаров согласно утверждаемому Правительством Российской Федерации перечню промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка;      б) при экспорте работ и услуг, являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров и выполняемых и оказываемых резидентами, определяемыми в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", при условии, что конечными потребителями указанных работ и услуг являются иностранные импортеры и иностранные государства;    в) при кредитовании российских экспортеров.     Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. №1222-р. Определение номенклатуры промышленной продукции, для экспорта которой необходима государственная гарантийная поддержка, осуществляется исходя из фактора её конкурентоспособности.            Перечень документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции, а также сроки предоставления гарантий утверждены Постановлением Правительства РФ от  30.07.2004 года № 393 «О порядке предоставления в 2004 году  государственных гарантий  РФ  для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции».              2.      Возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.  Правила возмещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 357. Возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам осуществляется в соответствии с Правилами [6].  Для получения возмещения необходимо выполнение следующих условий:

  • осуществление организацией экспорта промышленной продукции не менее 3 лет;
  • направление кредитных ресурсов на осуществление экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки;
  • своевременное исполнение кредитных договоров;
  • отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.

Преимущественным правом на получение возмещения обладают организации, являющиеся победителями международных  тендеров на поставку промышленной продукции.

3.      Долгосрочное  экспортное кредитование.

Концепцией развития государственной  финансовой (гарантийной) поддержки  экспорта промышленной продукции в  Российской Федерации предусмотрено  экспортное кредитование за счет (с  участием) средств федерального бюджета.

Экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации [9].       Подводя итоги всех изученных нормативных документов, следует сказать, что экспортное финансирование — привлечение, обеспечение и использование финансовых средств, в целях осуществления экспортной сделки.    В основе такой сделки может лежать не только торговля товарами народного потребления, но и поставка машин и оборудования, продажа нематериального имущества (права, лицензии).

Экспортное финансирование должно быть связано непосредственно  с конкретным договором о поставке товаров и услуг, в котором урегулированы права и обязанности продавца (поставщика) и покупателя (подрядчика).   Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.    Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям - экспортерам промышленной продукции, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест.

В настоящее время в  Российской Федерации государственная  финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство  объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества.

 

2.2. Информационно – консультационная поддержка экспортеров

 

Информационно-консультационное содействие экспорту сегодня осуществляется по следующим направлениям:

  • Информационно-поисковая система "Экспортные возможности России"
  • Информационная система Торговых представительств Российской Федерации
  • Каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции
  1. Информационно-поисковая система "Экспортные возможности России". 

 В целях информационного  содействия продвижению российских  товаров на внешние рынки Министерства экономического развития России разработана Информационно-поисковая система «Экспортные возможности России». Здесь публикуются новости, достаточно подробно освещены вопросы торговых ограничений применяемых против российского экспорта, даны рекомендации российским участникам ВЭД. Затронуты проблемы защиты российских торговых интересов и обеспечения недискриминационного доступа российских товаров на внешние рынки.

 Информационное наполнение  системы производят структурные подразделения Министерства. В настоящее время проводится работа по подключению к наполнению системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Также, информацию для наполнения предоставляют Администрации регионов России, Управления и Аппараты уполномоченных Минэкономразвития России, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного ресурса возложено на Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

  1. Торговые представительства Российской Федерации

 В соответствии с  Положением о Торговом представительстве  Российской Федерации в иностранном  государстве, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации  от 27 июня 2005 г. № 401 (ред. от 02.10.2009 года) «Об оптимизации системы Торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах», в число основных задач Торгового представительства входят [5]:

  • осуществление информационного обеспечения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и российских участников внешнеторговой деятельности о проводимых в государстве пребывания тендерах на сооружение объектов и поставку товаров и услуг;
  • оказание содействия в продвижении на рынок государства пребывания российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и в привлечении инвестиций в Российскую Федерацию, а также в создании благоприятных условий предоставления российским участникам внешнеторговой деятельности кредитных ресурсов в государстве пребывания;
  • оказание содействия в установлении и развитии торговых связей между физическими и юридическими лицами Российской Федерации и государства пребывания.

 Основными функциями  Торгового представительства, в  соответствии с Положением, являются [5]:

- оказание содействия российским участникам в проведении ярмарок, выставок, конференций и семинаров по вопросам развития внешнеэкономических связей Российской Федерации и государства пребывания, а также содействия представителям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и участникам внешнеторговой деятельности в организации и проведении встреч с представителями государства пребывания;

- выявление случаев дискриминации и нарушения государством пребывания его обязательств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности, российских товаров, услуг, инвестиций и содействие в их устранении;

- выявление барьеров для осуществления в государстве пребывания экспорта российских товаров, услуг, инвестиций, объектов интеллектуальной собственности и подготовка предложений о мерах по их устранению, оказание содействия российским участникам внешнеэкономической деятельности в преодолении таких барьеров;

- изучение, анализ состояния и оценка перспектив развития экономики государства пребывания, законодательства в области регулирования экономики и практики его применения, конъюнктуры рынков товаров, работ, услуг и инвестиций, внешнеэкономических отношений с Российской Федерацией, третьими странами и направление информации по этим вопросам в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также российским участникам внешнеэкономической деятельности в соответствии с их запросами.

  1. Каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции

Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации подготовлен двуязычный (на русском и английском языках) каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции «Российский экспорт: продукция и технологии». В каталоге предоставлена максимально полная информация о широком круге отечественных компаний, как уже поставляющих продукцию на экспорт, так и заинтересованных в расширении рынков сбыта для свой продукции за рубежом. Наряду с этим, в каталоге представлен обобщенный перечень российских конкурентоспособных технологий. База данных включает в себя информацию о 7000 отечественных компаний-экспортеров.    Делая вывод всему выше сказанному, одним из существенных факторов конкурентоспособности российских предприятий и экспортеров является эффективная работа по сбору информации о потребностях потенциального контрагента, его платежеспособности, а также оценка особых условий, присущих определенному региональному рынку, на стадии подготовки экспортного контракта.

 

2.3. Тарифные преференции

 

Тарифные преференции  являются инструментом снижения общеэкономических  издержек российских экспортеров товаров  в страны дальнего зарубежья. В целях  получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут пользоваться национальными схемами преференций стран дальнего зарубежья.

Российская Федерация, в  соответствии с классификацией Организации Объединенных Наций, входит в перечень стран с переходной моделью экономики, поэтому российские экспортеры могут претендовать на более благоприятный режим ввоза своей продукции.

Системы преференций Европейского союза, США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных по сравнению с базовыми или нулевых ставок пошлин в отношении, импортируемых из России товаров.

Условия предоставления преференций  и правила определения страны происхождения товаров, в отношении  которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с  рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития и Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. В Российской Федерации перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации; перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации; перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации; а так же перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, определяет Приказ ГТК от 25.12.2003 № 1539 (ред. от 09.07.2008 года) «О предоставлении тарифных преференций».

Преференциальный режим  в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран  предоставляется в случае выполнения следующих условий:

1.      Происхождение  товара из наименее развитых  и развивающихся стран подтверждается  сертификатом о происхождении  товара по форме «А». В России  уполномоченным органом по выдаче  экспортерам сертификатов происхождения  товаров по форме «А» и по  форме «СТ-1» является Торгово-промышленная  палата Российской Федерации.

2.      Выполняется  непосредственная закупка товара  в стране – пользователе национальной  системы преференций. Для российских  экспортеров-пользователей преференциального  режима иностранного государства  правило непосредственной закупки  будет считаться выполненным,  если товар, приобретается импортером  страны, предоставляющей тарифные  преференции, у лица, зарегистрированного  в качестве субъекта предпринимательской  деятельности в Российской Федерации.

Информация о работе Политика России в экспорте товаров